Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения в 9 классе
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Данный материал поможет в создании собственного урока по теме  "Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения в 9 классе". Урок построен как лингвистическая экспедиция по различным этапам. Учащиеся работают в трёх командах в форме соревнование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе

Тема  «Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель: 1)формировать умение производить синтаксический разбор предложения

             2) развивать умения различать сложные предложения и использовать их с учётом речевой ситуации различных типах предложений.

Задачи:

Личностные:

• Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

• Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

1.        Различать  разные виды сложных предложений.

2.        Трансформировать разные  виды сложных предложений.

3.        Формировать умение ставить смысловые вопросы в сложных предложениях и расставлять соответствующие знаки препинания.

Метапредметные:

Регулятивные:

1.        Формировать умение формулировать тему урока, цели, задачи

2.        Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

1.        Развивать умение работать с текстом, связно излагать свои мысли.

2.        Сохранять и развивать умение сотрудничать в команде.

3.        Формулировать, высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

1.        Извлекать нужную информацию.

2.        Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять его с учетом решаемых задач.

форма: лингвистическая экспедиция.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, маршрутные листы

Ход урока:

1.Организационный момент.

 Вступительное слово учителя

Приветствие. Сегодня у нас открытый урок, к нам на урок пришли гости.

Тема урока: Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Как вы думаете, какие цели урока можно поставить?(прогноз)

Актуализация

Хочу начать урок с эпиграфа. (выразительное чтение)

Эпиграф: Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования. (Анри Барбюс) (1 мин.)

Как вы понимаете данный эпиграф?

( личность лучше формируется в коллективе единомышленников)

Давайте вспомним личность знаменитого человека. (показываю портрет Гагарина)

О ком речь? Юрий Алексеевич Гагарин

Что вы знаете о Гагарине? (ответы детей)

(Сообщение о Гагарине подготовленного ученика) (1 мин.)

Он совершил полет в космос, благодаря поддержке огромного коллектива, который с ним работал.

Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическую экспедицию

Лингвистическая- языковедческая ( по языкознанию)

Экспедицию мы совершим в трех командах, получили маршрутные листы.(1 мин). За правильный исчерпывающий ответ буду давать звездочку, за неполный ответ -ползвездочки. Также в конце экспедиции каждая команда выберет по одному самому активному человеку, которого мы наградим звездой. В путь!

Маршрут

  1. Инструктаж
  2. Поиск.
  3. Наблюдение.
  4. Эксперимент.
  5. Компетентность

Прежде чем отправиться в путь, нужно пройти инструктаж.

1 Инструктаж. (5 мин)

Задание по группамСписать, соединив пословицы и поговорки в единое целое, расставить знаки препинания, дать характеристику предложения.

1.Не имей сто рублей, а  имей сто друзей.

2.И лес дружней, когда деревьев много.

3.Один и камень не поднимет, а миром и горы свернём.

(1 человек от команды работает  у доски, списывает предложение, дает ему характеристику)

Вывод: Что нужно учитывать в любой экспедиции? (чувство коллективизма).Это ребята, работавшие у доски доказали, справились с заданием. ( звезда)

2.Поиск (5 мин)

Уровень АСпишите союзное сложное предложение, расставьте знаки препинания.
Уровень В
Преобразуйте союзное сложное предложение в бессоюзное сложное предложение, расставьте знаки препинания.
Уровень С Начертите схему бессоюзного сложного предложения, придумайте и запишите свое предложение по схеме

Учёный водит а (не)учёный следом ходит. ( каждый ученик) (дифференцированное задание)

3.Наблюдение.(5 мин)

Работа с учебником. Изучаем параграф  «Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения», используем прием «Инсерт».(самостоятельная работа учащихся).

Вывод по теоретической части

4. Эксперимент.(5 мин) (Под руководством учителя сильный ученик производит синтаксический разбор БСП по плану)

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Выделить грамматические основы, определить количество частей (простых предложений), найти их границы.

4. Определить смысловые отношения между частями (перечислительные, причинные, пояснительные, пояснительно-изъяснительные, сопоставительно-противительные, условно-временные, следствия).

5. Разобрать каждую часть как простое предложение.

6. Составить схему предложения.

5 Компетентность (10 мин)

Прочитайте выразительно отрывок  из письма Юрия Алексеевича Гагарина, первого космонавта, к школьникам и выполните задание.

   (1)В коллективе все болеют за общее дело, заботятся друг о друге. (2)  «Один за всех, все за одного-есть такое хорошее правило. (3) Двенадцатого апреля в кабине корабля  «Восток» я был один. (4) Но я был за всех: ученых, конструкторов, рабочих, биологов. (5) А все были за меня: летчики помогали мне советами, врачи по приборам следили за моим самочувствием, работники радио заботились о моем настроении. (6) Там, высоко над землей, я не чувствовал одиночества. (7) Я знал: за мной стоит  вся моя страна. (8) Дорогой друг, если у тебя будут трудности и даже неудачи, тебе всегда поможет коллектив. (9)Будь и сам хорошим товарищем: добрым, честным, справедливым. (10) Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учении. (Гагарин)

  1. Найдите в тексте БСП, дайте характеристику.
  2. Синтаксический разбор 5 предложения (устный, письменный)
  3. Схематический диктант текста (на ватмане)

Подведение итогов урока.(5 мин)

Над какой темой сегодня работали?

Что повторили?

Награждение победителей.

Рефлексия.

Договорите предложение-рефлексию:

Ухожу с урока в хорошем настроении:(причина).

Я понял(а):(дополнение).

Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)

Домашнее задание.  Сделать до конца задание по индивидуальной карточке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения у рок в 9 классе

Слайд 2

Цели 1)формировать умение производить синтаксический разбор предложения 2) развивать умения различать сложные предложения и использовать их с учётом речевой ситуации различных типах предложений 3) развивать умение расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Слайд 3

Эпиграф к уроку Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования. Анри Барбюс

Слайд 4

Юрий Алексеевич Гагарин советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.

Слайд 5

Спишите предложение, соединив части, расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения 1 группа-1 предложение 2 группа-2 предложение 3 группа-3 предложение Не имей сто рублей И лес дружней Один и камень не поднимет когда деревьев много . а миром и горы свернём . а имей сто друзей.

Слайд 6

Проверь себя Не имей сто рублей, а имей сто друзей. И лес дружней, когда деревьев много. Один и камень не поднимет, а миром и горы свернём.

Слайд 7

Уровень А Спишите союзное сложное предложение, расставьте знаки препинания. Уровень В Преобразуйте союзное сложное предложение в бессоюзное сложное предложение, расставьте знаки препинания. Уровень С Начертите схему бессоюзного сложного предложения, придумайте и запишите свое предложение по схеме Учёный водит а (не)учёный следом ходит. [ Учёный водит ]- [ неучёный следом ходит ] .

Слайд 8

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. Тип связи между простыми предложениями в сложном ( союзная, бессоюзная). Средства связи простых предложений в сложном (союзная, бессоюзная). Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; особенности интонации.

Слайд 9

Прочитайте отрывок из письма Юрия Алексеевича Гагарина к школьникам и выполните задания: (1) В ко… ективе все болеют за общее дело заботятся друг о друге. (2) Один за всех все за одного есть такое хорошее правило. (3) Двенадцатого апреля в кабине корабля Восток я был один. (4) Но я был за всех ученых конструкторов рабочих биологов. (5) А все были за меня летчики пом .. гали мне советами врачи по приборам сл .. дили за моим самочу .. ствием работники радио заботились о моем настр .. ении . (6) Там высоко над землей я не чувствовал одиночества. (7) Я знал за мной стоит вся моя страна. (8) Дорогой друг если у тебя будут трудности и даже неудачи тебе всегда поможет ко… ектив . (9)Будь и сам хорошим товарищем добрым чес.. ным справедливым. (10) Желаю тебе счастья здоровья успехов в учении . (Гагарин)

Слайд 10

Задания объяснить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (2)Один за всех все за одного есть такое хорошее правило. (5)А все были за меня летчики пом .. гали мне советами врачи по приборам сл .. дили за моим самочу .. ствием работники радио заботились о моем настр .. ении . (7) Я знал за мной стоит вся моя страна.

Слайд 11

Проверь себя (2) « Один за всех , все за одного »- есть такое хорошее правило. (5)А все были за меня : летчики пом .. гали мне советами , врачи по приборам сл .. дили за моим самочу .. ствием , работники радио заботились о моем настр .. ении . (7) Я знал : за меня вся моя страна.

Слайд 12

Синтаксический разбор 5 предложения (5)А все были за меня: летчики пом .. гали мне советами, врачи по приборам сл .. дили за моим самочу .. ствием , работники радио заботились о моем настр .. ении . (1.повествовательное , невосклицательное; 2. состоит из четырех простых предложений; 3.связь бессоюзная, связаны интонацией; 4.2,3,4 предложения раскрывают смысл первого)

Слайд 13

Подведение итогов Продолжите предложение Ухожу с урока в хорошем настроении : ( причина). Я понял(а):(дополнение ). Мне не все понятно: (пояснение, что именно?) Я добросовестно занимаюсь - (следствие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс

Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс

урок первичного предъявления знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение"....

Тестовая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения" ( 9 класс)

Контроль знаний учащихся по теме "Бессоюзные сложные предложения"...

Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс

Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...