Имя существительное. Обобщающее повторение изученного в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Обобщающее повторение изученного в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe.doc | 44 КБ |
sushch_otkr_urok.rar | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное. Обобщающее повторение изученного в 5 классе.
(Слайд №1 с названием темы и целей урока.)
Цели и задачи урока:
1.Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа;
2.Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; слуховой грамотности.
Воспитывать интерес к русскому языку, к его устному народному творчеству;
3.Создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.
Оборудование и наглядность: карточки с заданиями; пословицы и поговорки, загадки; кроссворд,
аудиокассета с фонограммами песен Геннадия Гладкова (“Напутственная песня”, “Песенка друзей”);
презентация с иллюстрациями к сказке и отдельными заданиями;
компьютер, мультимедиа и экран.
Форма урока: урок-сказка.
Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала
Технология: ИКТ, с элементами личностно- ориентированной, здоровье-сберегающей.
Ход урока
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.
Слайд 1 – тема урока.
Слайд 2 – цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторим имена существительные, всё, что изучили в пятом классе. И проведём необычный урок – урок-сказку. Все вы с младших классов знаете сказку “Колобок”. Попробуем вспомнить, с кем встречается Колобок на своём пути?
(Дети перечисляют: с зайцем, ежом, волком, медведем и лисой)
Учитель. Правильно, ребята, и сегодня по очереди они придут к нам в гости: Заяц, Еж, Волк, Медведь и Лиса. Но придут они не с пустыми руками. У каждого из них будут различные задания. Только выполнив их, вы сможете избежать опасности и продолжить путь дальше. Но только, ребята у нас будет два Колобка – две команды. Команды будут соревноваться между собой, но иногда и помогать друг другу, чтоб не попасться в зубы хищников. Ведь в каждой сказке побеждает ЧТО?
(Дети хором: “Дружба и добро!”)
Учитель. Итак, дети, в добрый путь!
(Открывается слайд №2, на котором видим Деда и Бабку, а на подоконнике сидит Колобок.)
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по теме имя существительное
Учитель Жили-были старик со старушкой. Жили себе, не тужили. Однажды старик и говорит:
– А испеки-ка ты мне, старушка, колобок, вкусный да румяный. Хочется мне на старости колобка отведать.
– Да как же я испеку? У нас и муки-то нет.
– А ты по сусекам поскреби, может, и наберёшь на колобок.
Учитель. Старушка так и сделала. Испекла она деду вкусный да румяный колобок. И положила его на подоконник, чтобы тот остыл. А колобок спрыгнул с подоконника и покатился… (Слайд №3, где Колобок катится по дорожке)
И вот катится Колобок, катится, а навстречу ему – Заяц.
(Слайд №4 с изображением Зайца и Колобка) Заяц увидел его и обрадовался: “Сейчас я тебя съем!”– крикнул он Колобку.
Что ответил Колобок?
Заяц. Что ж, попробуй.
Заяц. Ишь, какой хитренький Ты мои задания попробуй, выполни!
(Дети выполняют задания)
Задание № 1.Выполнить тест “Имя существительное”.
(Слайд №5 с тестом.)
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Имя существительное изменяется по:
а)родам ; б) числам в) лицам.
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “
Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
Задание № 2. Определите род данных существительных (письменно) Разделите эти же слова на одушевлённые и неодушевлённые.
I команда
Берёза, колобок, лиса, волк,
Липа, ёжик, старушка, медведь,
II команда
заяц, старик, озеро, морковь.
подоконник, поле, лес, песня.
Заяц. Так уж и быть, отпущу я тебя.
Учитель. Покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу – Волк.
(Слайд №6 с изображением Волка и Колобка)
Волк. Ах, какой ты сладенький, какой ты вкусненький, я тебя съем!
Учитель. Что ответит Колобок?
Волк. Выполнишь мои задания – отпущу!
(Дети выполняют в тетрадях задания, данные на карточках)
Задание № 3. Отгадайте загадки.
(Слайд №7 с высвечивающимися загадками и отгадками-рисунками) (По 3 загадки каждой команде)
На лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке, белый, с жёлтеньким глазком. (Ромашка)
Не всадник, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Летит стрела огневая, никто её не поймает. (Молния)
Кафтан на мне зелёный, и сердце как кумач, на вкус, как сахар, сладок, на вид похож на мяч. (Арбуз)
Я родился в день дождливый под осиной молодой. Круглый, гладкий и красивый, с ножкой толстой и прямой. (Гриб)
Волк. Ох, не хотел я тебя отпускать, да придётся… Что ж, катись дальше, раз такой умный!
Учитель-автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Ёжик.
(Слайд №8 с изображением Ёжика)
Ёжик. Ох, какой лысый ёжик! Впервые вижу! Что ты тут делаешь?
Колобок. Здравствуй, Ёжик! Только я не лысый ёжик, а Колобок. Меня старушка для деда испекла да на подоконник положила, а мне попутешествовать захотелось, поиграть. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от Зайца ушёл, и от Волка ушёл, надеюсь, и ты меня не тронешь.
Ёжик. Конечно, нет, если ты со мной сыграешь в одну игру (физкультминутка) Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давай я тебя научу. Игра называется “Много или мало”. Я буду называть слова, а ты, если это существительное единственного числа – присядешь, а если множественного числа – встанешь и обе руки вверх вытянешь. Согласны?
Колобок. Согласен. Начинай. (Кто из детей неправильно выполняет задание, по одному садятся на свои места)
(Например: Небо, деревья, дорога, кусты, солнце, сосны, тропинка, дождь, птицы, капля, лучи, погода, ножницы, темнота, очки, молоко, брюки, ягодка.)
Ёжик. Ну что, отдохнул? Что ж, пора мне, лысый Ёжик, в путь.
Автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Медведь, и давай реветь. (Слайд №9 с изображением Медведя и Колобка)
Медведь. Ах, какой Колобок катится! Колобок- Колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, Мишенька, мы твое задание выполним
Медведь. Хорошо.
Задание №2. Найдите вторую половину пословицы или поговорки.
Встречают по одёжке, (провожают по уму.)
Мир освещается солнцем, (а человек – знанием.)
Делу время, (а потехе час.)
Грамоте учиться (всегда пригодится.)
Языком не спеши, (а делами не смеши.)
Любишь кататься – (люби и саночки возить.)
Медведь. Ох, спасибо тебе, Колобок.. До свидания,
Автор. И покатился Колобок дальше. Катится он катится, а навстречу – Лиса.
(Слайд №10 с изображение Лисы и Колобка)
Лиса. Кого я вижу! Вкусненький, румяненький, сладенький, ароматненький! Куда ты катишься? Уж не ко мне ли ты торопишься?
Колобок. Да не по зубам я тебе, Лисонька!
Лиса. Вот как? Думаешь, что убежишь от меня? Не получится! Я тебе такое задание дам, что ты не справишься.
Задание № 1. Вспомните правило и запишите пропущенные буквы после Ц.
(Слайд №11)
Ц...плёнок в ц...рке выступал,
Играл он на ц...мбалах,
На мотоц...кле разъезжал,
И ц...фры знал немало.
Он из ц...линдра доставал
Морковь и огурц...
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы
Лиса. Ой-ой-ой! Какой он хитрый! Ай-ай-ай, какой он умный! Отгадал и убежал. А я опять ни с чем осталась... Что ж, в следующий раз обязательно съем! Вот погоди у меня!
Учитель Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Придётся тебе, Лиса, других ребят подождать, потому что эти дети любят русский язык, изучают его, потому и знают всё.
IV. Заключительная проверка знаний.
Учитель. Вот мы и дошли до конца сказки. Чтобы закончить наш урок, нам необходимо разгадать кроссворд.
- Раздел науки о языке, изучающий части речи.
- Один очаг, а всю землю греет.
- Изменение существительного по падежам.
- Какие имена существительные пишутся с большой буквы?
- Что обозначает существительное?
- Одна из служебных частей речи?
- Кому цыган сказал цыц?
V. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту, выписать все словарные слова из раздела имя существительное.
VII. Итоги урока: объявить оценки за устную работу, собрать листочки
Подписи к слайдам:
Словарный диктант
К..учук, ф..рфор, р..спублика, инж..нер, оф..цер, ..п..льсин, м..нд..рин, в..л..сипед, к..нфета, к..стюм.
Проверь.
КАучук, фАрфор, рЕспублика, инжЕнер, офИцер, АпЕльсин, мАндАрин, вЕлОсипед, кОнфета, кОстюм.
Выполните тест по теме «имя существительное»
1.найдите неверное утверждение: а) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. б) Имена существительные изменяются по родам. в) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 2. Имена существительные изменяются по: а) родам; б) числам; в) лицам. 3. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении Берёзы украшают леса. а) подлежащим, б) дополнением; в) обстоятельством.
Проверь себя
1.(б)2.(б)3.(б).
Определите склонение данных существительных. Над одушевленными напишите букву о, над неодушевленными напишите букву н.(по вариантам)
1 вариантБерёза, лиса, волк, липа, ёжик, старушка, сказка.
2 вариантЗаяц, старик, озеро, морковь, поле, лес, медведь.
Отгадайте загадки. У отгадок определите род.
1 вариантНа лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом, рос цветок на тонкой ножке, белый с желтеньким глазком.Не всадник, а со шпорами. Не сторож, а всех будит.Без рук, без ног, а рисовать умеет.
2 вариантЛетит стрела огневая, никто ее не поймает.Кафтан на мне зелёный, на вкус, как сахар, сладок, на вид похож на мяч.Я родился в день дождливый под осиной молодой. Круглый, гладкий и красивый, и ножкой толстой и прямой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-СУЩ-ОЕ ЕД. ЧИСЛА – ПРИСЕСТЬ-СУЩ-ОЕ МН. ЧИСЛА – ВСТАТЬ И РУКИ ВВЕРХ.
Найдите вторую половину пословицы, определите падеж имен существительных.
1 Встречают по одёжке, а) (а человек -знанием)2 Мир освещается солнцем б) (а потехе час).3 Делу время, в) (провожают по уму).4 Грамоте учиться, г) (а делами не смеши).5 Языком не спеши- д) (всегда пригодится).
Вспомните правило и запишите пропущенные буквы после ц.
Ц..пленок в ц..рке выступал, Играл он на ц..мбалах, На мотоц..кле разъезжал, И ц..фр он знал немало. Он из ц..линдра доставал Морковь и огурц.. И только одного не знал, Где И, а где же Ы?
Вспомните правило и запишите пропущенные буквы после ц.
ЦЫпленок в цИрке выступал, Играл он на цИмбалах, На мотоцИкле разъезжал, И цИфр он знал немало. Он из цИлиндра доставал Морковь и огурцЫ И только одного не знал, Где И, а где же Ы?
Л
О
Я
Г
И
М
О
Ф
Р
О
С
Л
О
Ц
Н
Е
С
К
Л
Н
О
И
Е
Н
Е
С
Т
В
Е
Н
О
Н
О
Б
С
Е
Е
Р
Е
М
Д
П
Т
Ы
Ц
А
Ц
И
Т
Ч
А
С
О
Н
Ё
Л
П
К
1
2
3
4
5
7
8
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
6
ПОДВЕДЁМ ИТОГ
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИЗУЧАТЬ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?ЧТО ВАМ ЗАПОМНИЛОСЬ НА СЕГОДНЕШНЕМ УРОКЕ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное. Обобщающий урок в 5 классе.
Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» Задачи:- обучающие: обеспечить усвоение знаний об и...
Презентация по русскому языку 7 кл. Тема: "Обобщающее повторение изученного за курс 7 класса"
Обобщающее повторение содержит задания по типу ГИА, адаптированные для 7 кл.А4. ФонетикаА5. Правописание чередующихся гласных в корнеА6. Правописание приставок...
Обобщающее повторение изученного по теме "Британская школа"
Открытый урок по английскому языку 6 класс по теме "Британская школа" М.З.Биболетова по Сингапурской методике....
Урок английского языка на тему "Обобщающее повторение изученного по теме «Британская школа» в 6 классе
Урок составлен по УМК Enjoy Engllish под редакцией Биболетовой М.З. На данной уроке учащиеся учатся работать в команде, в парах, учатся толерантному отношению. Урок сопровождается презентацией....
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное. Обобщающее повторение"
Данная разработка урока позволяет достичь следующих целей: образовательные: • обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...
Урок обобщающего повторения изученных лексических единиц для 2 класса по теме "Animals"
Закрепление лексики по теме "Animals"...