Конспект урока литературы по теме: "Словари."
план-конспект урока по литературе

Цели урока:
Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике
( лексическое значение слова, синонимы, антонимы, 
исконно русские и иноязычные слова); познакомить с
видами словарей, с особенностями строительства 
словарной статьи; совершенствовать навыки работы
со словарями, другой справочной литературой.
Развивающая: развитие познавательного интереса, коммуникативных 
навыков; развитие умения слушания и распределения 
внимания во время слушания.
Воспитательная: воспитывать интерес к книге, к слову.
Оборудование: выставка словарей, рисунки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_teme_slovari.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Словари.
Тип урока: урок развития речи.
Цели урока:
Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике
( лексическое значение слова, синонимы, антонимы, 
исконно русские и иноязычные слова); познакомить с
видами словарей, с особенностями строительства 
словарной статьи; совершенствовать навыки работы
со словарями, другой справочной литературой.
Развивающая: развитие познавательного интереса, коммуникативных 
навыков; развитие умения слушания и распределения 
внимания во время слушания.
Воспитательная: воспитывать интерес к книге, к слову.
Оборудование: выставка словарей, рисунки учащихся.
Эпиграф: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»              А. Франс
Ход урока:
I. 
Организационный момент.   Приветствие учащихся.
 Постановка цели урока.
II. 
Игра «Дежурная буква». 
В течение 2 минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. Победителю вручается жетон.
III. 
Беседа с классом. 5 минут
1. Слово учителя.-Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц.
- Прочитаем эпиграф, записанный на доске.
2. Заранее 
подготовленный ученик читает высказывание К.Паустовского.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
3. Беседа.
- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

- Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть энциклопедические и языковые.
Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.). 
В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний. 
А мы сегодня поговорим об языковых словарях.
- Какие словари русского языка вам известны?
- К каким словаря мы обращаемся чаще всего?
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. 
Работа с учебником.

- Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.
Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.
IV. Знакомство со словарями.  
В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Толковый словарь.  « В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов.   «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
V. 
Конкурс рисунков. 3 минуты
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен.
«Словари» сами берут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса. (Выдается жетон). 
VI. Физкультминутка. 2 минуты
Ведущий – учитель.
- Повторяйте за мной слова:
Мы много узнали,
Мы очень устали.
А теперь – движения: 
Покачались, покружились,
Потянулись, распрямились.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И в учебник посмотрите.
VII. Работа «словарей» с классом.  
Я – словарь иностранных слов: я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, но и определить, из какого языка они пришли в русский.
Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду: костюм, жилет, туфли и т.п.

Задание № 1: 
А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом:
1) Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад).
2) Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат).

3) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир).
Задание № 2
Работа в группах.
Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков.
Дайте лексическое толкование этих слов. Запишите 3-4 словарные статьи в тетрадь. 
Работа «словарей» с классом.
Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А теперь попрошу выполнить мои задания.
Задание № 1
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о … 
- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).
- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).
- человек, который пришел не вовремя? (Нелегкая принесла.)
- о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)
Задание № 2.
Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:
1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
2) Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть, со всех ног.
(С гулькин нос, раз-два и обчелся, сломя голову, раз-два и готово).
Задание № 3.
Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Работа в группах.
Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…
Ноги: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…
Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, держать нос по ветру, не показывать носа…
Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!
Работа «словарей» с классом.
Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание.
Задание № 1. 
Объясните значение слова 
стол в каждом предложении.
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
Задание № 2.
Объясните значение слова 
голова в каждом предложении.
1) Колхоз продал государству сто голов скота.
2) Вдали показалась голова пехотной колонны.
3) Он в неравном бою сложил свою голову.
4) От бессонницы у него разболелась голова.
Работа «словарей» с классом.
- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал». 
А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д. 
Теперь попрошу выполнить мои задания.
Задание № 1.
К слову «победить» в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
Задание № 2.

Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Задание № 3.
Индивидуальное задание.
Редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи.
Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.
VIII. Сообщение домашнего задания 
К.Паустовский писал:  « Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разряды слова: «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных.
Составьте словарики «лесных», «полевых», «снежных» слов (по выбору учащихся).
IX. 
Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 минуты
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие из выполненных на уроке заданий показались интересными, а какие вызвали затруднения?
X. Рефлексия. 1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...