Измерение грамотности школьника по русскому языку (5 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Измерение грамотности школьника по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barbashova_vse_113_prakticheskaya_rabota_itmo.doc | 823.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Измерение грамотности школьника по русскому языку (5 класс)
Объект исследования – психическая система школьника (индивидуума).
Предмет исследования – обученность индивидуума. Количественной мерой обученности является грамотность. Грамотность равна объему понятий по русскому языку, который усвоен психической системой человека. При измерении будем использовать относительный показатель, который определяем как:
α₌Ѵ усв. понятий: Ѵпонятий в кодификаторе
α₌Ѵ ЗУН : Ѵпонятий
Метод измерения - сравнение с мерой (эталон).
Разработка эталона измерения
- Разработка кодификатора учебной дисциплины
Методическое обеспечение процесса измерения грамотности учащихся в предметной области «Русский язык»
Кодификатор
Системы понятий | Структурные элементы |
1. Основные понятия о литературном языке, фонетика и графика. | |
Понятия о литературном языке, звуки речи, звуки речи и буквы, алфавит. |
|
Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов и ударение. |
|
Орфография. Орфограмма и типы орфограмм |
|
Правописание безударных гласных в корне слова. Гласны буквы после шипящих. |
|
Гласные буквы и – ы после ц. Звонкие звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. |
|
Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме. Правописание слов с двойными согласными. |
|
Параллельная связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте (резервный урок). |
|
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме. Правописание разделительных знаков ъ и ь. |
|
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография». Проверочная работа. |
|
2 .Морфемика. Орфография. | |
Понятие о морфемике. Основа слова и окончание. |
|
Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Приставка. Суффиксы. |
|
Стили речи. Разговорный стиль. |
|
Чередование звуков в корне слова. Чередование гласных и согласных звуков. |
|
Морфемный разбор слова. Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни – лаг- – - лож-, -кас- –-кос-, -раст- (-ращ-) – -рос-, - гар- – -гор-, -зар- – -зор-. |
|
Правописание корней с чередованием гласных а – о. Правописание корней с чередованием гласных е – и. Правописание корней с чередованием гласных а (я) – им, ин. |
|
Метафора как средство выразительности речи. |
|
Книжные стили. Научный стиль. Художественный стиль. |
|
Правописание приставок не изменяющихся на письме. Правописание приставок, оканчивающихся на з. |
|
Буквы ы после приставок. |
|
Правописание приставок при- и пре-. Обобщение изученного о правописании приставок. |
|
Словообразование. |
|
Типы речи. Как различают типы речи. |
|
- Разработка эталонов в соответствии с кодификатором
Эталонное распределение понятий предметной области по блокам
Эталоны | Блоки понятий (системы понятий) (1-ый блок) | ||||||||
Понятия о литературном языке, звуки речи, звуки речи и буквы, алфавит. | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов и ударение. | Орфография. Орфограмма и типы орфограмм | Правописание безударных гласных в корне слова. Гласны буквы после шипящих. | Гласные буквы и – ы после ц. Звонкие звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. | Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме. Правописание слов с двойными согласными. | Параллельная связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте (резервный урок). | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме. Правописание разделительных знаков ъ и ь. | Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография». Проверочная работа. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Высшего класса точности | 7 | 5 | 3 | 4 | 2 | 2 | 4 | 5 | 3 |
1-го разряда | 6 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 4 | 2 |
2-го разряда | 5 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 |
3-го разряда | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
4-го разряда | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Эталонное распределение понятий предметной области по блокам
Эталоны | Блоки понятий (системы понятий) (2-ой блок) | ||||||||||||
Понятие о морфемике. Основа слова и окончание | Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Приставка. Суффиксы. | Стили речи. Разговорный стиль. | Чередование звуков в корне слова. Чередование гласных и согласных звуков. | Морфемный разбор слова. Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни – лаг- – - лож-, -кас-, - кос-, -раст- (-ращ-) – -рос-, - гар- – -гор-, -зар- – -зор-. | Правописание корней с чередованием гласных а – о. Правописание корней с чередованием гласных е – и. Правописание корней с чередованием гласных а (я) – им, ин. | Метафора как средство выразительности речи | Книжные стили. Научный стиль. Художественный стиль. | Правописание приставок не изменяющихся на письме. Правописание приставок, оканчивающихся на з. | Буквы ы после приставок. | Правописание приставок при- и пре-. Обобщение изученного о правописании приставок. | Словообразование. | Типы речи. Как различают типы речи. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Высшего класса точности | 6 | 8 | 3 | 5 | 7 | 2 | 2 | 5 | 5 | 2 | 4 | 3 | 2 |
1-го разряда | 5 | 7 | 2 | 4 | 6 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 |
2-го разряда | 4 | 6 | 1 | 3 | 5 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 |
3-го разряда | 3 | 5 | 1 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4-го разряда | 2 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
- Построение эталонного коэффициента грамотности
Эталонное распределение коэффициента грамотности по блокам
Эталоны | Блоки понятий (системы понятий) (1-ый блок) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Высшего класса точности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1-го разряда | 0,86 | 0,50 | 0,86 | 0,50 | 0,80 | 0,50 | 0,75 | 0,80 | 0,67 |
2-го разряда | 0,71 | 0,50 | 0,71 | 0,50 | 0,60 | 0,50 | 0,50 | 0,60 | 0,33 |
3-го разряда | 0,57 | 0,50 | 0,57 | 0,50 | 0,40 | 0,50 | 0,25 | 0,40 | 0,33 |
4-го разряда | 0,43 | 0,50 | 0,43 | 0,50 | 0,20 | 0,50 | 0,25 | 0,20 | 0,33 |
Эталонное распределение коэффициента грамотности по блокам
Эталоны | Блоки понятий (системы понятий) (2-ой блок) | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Высшего класса точности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1-го разряда | 0,86 | 0,50 | 0,86 | 0,50 | 0,80 | 0,50 | 0,50 | 0,80 | 0,80 | 0,50 | 0,75 | 0,67 | 0,50 |
2-го разряда | 0,71 | 0,50 | 0,71 | 0,50 | 0,60 | 0,50 | 0,50 | 0,60 | 0,60 | 0,50 | 0,50 | 0,33 | 0,50 |
3-го разряда | 0,57 | 0,50 | 0,57 | 0,50 | 0,40 | 0,50 | 0,50 | 0,40 | 0,40 | 0,50 | 0,25 | 0,33 | 0,50 |
4-го разряда | 0,43 | 0,50 | 0,43 | 0,50 | 0,20 | 0,50 | 0,50 | 0,20 | 0,20 | 0,50 | 0,25 | 0,33 | 0,50 |
- Определение сертификационных норм коэффициента грамотности.
Сертификационные нормы коэффициента грамотности (блок1)
Результаты измерений | Эталоны | ||||
Высшего класса | 1-го разряда | 2-го разряда | 3-го разряда | 4-го разряда | |
1 | 0,69 | 0,53 | 0,45 | 0,37 | |
± 0 | ± 0,23 | ± 0,13 | ± 0,09 | ± 0,15 | |
1 ± 0 | 0,69 ± 0,23 | 0,53 ± 0,13 | 0,45 ± 0,09 | 0,37 ± 0,15 | |
0 | 33% | 23% | 18% | 37% |
– среднее значение коэффициента грамотности
– доверительный интервал для среднего (n = 5, P = 0,95 )
– относительная погрешность измерения
Сертификационные нормы коэффициента грамотности (блок 2)
Результаты измерений | Эталоны | ||||
Высшего класса | 1-го разряда | 2-го разряда | 3-го разряда | 4-го разряда | |
1 | 0,66 | 0,54 | 0,46 | 0,39 | |
± 0 | ± 0,23 | ± 0,13 | ± 0,09 | ± 0,15 | |
1 ± 0 | 0,66 ± 0,23 | 0,54 ± 0,13 | 0,46 ± 0,09 | 0,39 ± 0,15 | |
0 | 33% | 23% | 18% | 37% |
– среднее значение коэффициента грамотности
– доверительный интервал для среднего (n = 5, P = 0,95 )
– относительная погрешность измерения
- Построение эталон – шкал коэффициента грамотности.
Блок 1
Интервальные эталон-шкалы | |||||
Результат | А | В | С | D | Е |
1 – 0,70 | 0,69 – 0,60 | 0,59 – 0,51 | 0,50 – 0,41 | 0,40 – 0 | |
пятибалльная шкала | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
стобалльная шкала | 100 – 70 | 69 – 60 | 59 – 51 | 50 – 41 | 40 – 0 |
Блок 2
Интервальные эталон-шкалы | |||||
Результат | А | В | С | D | Е |
1 – 0,70 | 0,69 – 0,60 | 0,59 – 0,51 | 0,50 – 0,41 | 0,40 – 0 | |
пятибалльная шкала | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
стобалльная шкала | 100 – 70 | 69 – 60 | 59 – 51 | 50 – 41 | 40 – 0 |
Разработка рабочего средства измерения (будем использовать тест). Тестовые задания будут предложены в закрытой форме (выбор одного правильного ответа из числа предложенных).
Образцы возможных вариантов композиций тестового задания
с выбором одного правильного ответа
1 вариант теста
2 вариант теста
Принцип формирования вариативной части тестового задания | Пример композиции тестового задания, составленного на основании выделенного принципа | ||||
1 | 2 | ||||
противоречия | Задание 1. Правописание корней – лаг- (-лож-), -кас- (-кос-)… от звука следующего за корнем. 1) зависит. 2) не зависит. Комментарии. Первый ответ противоречит второму | ||||
противоположности | Задание 2. В корнях –раст- (-ращ-, -рос-) пишется перед ст и щ … 1) а. 2) о. Комментарии. Первый ответ противоположен второму | ||||
однородности | Задание 3. Слова одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению – это …
Комментарии. Ответы сформированы по однородному признаку – фамилии ученых. Задания с четырьмя вариантами ответа лучше располагать в два столбца | ||||
кумуляции | Задание 4. Написание гласных в корнях –мак-, -мок- зависит от… 1) значения слова. 2) ударения слова. Комментарии. Последующий ответ включает в себя предыдущий | ||||
сочетания | Задание 5. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит …
Комментарии. В одном ответе одно понятие сочетается с др. | ||||
градуирования | Задание 6. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово с … 1) е. 2) о. 3) нельзя подобрать. Комментарии. В ответах содержится оценка количественных показателей по воображаемой абстрактной шкале. | ||||
удвоенного противопоставления | Задание 7. Согласные звуки бывают… 1) звонкие и глухие. 2) звонкие и неглухие. 3) незвонкие и глухие. 4) незвонкие и неглухие . Комментарии. В первом ответе содержатся противопоставленные понятия. В последующих ответах противопоставленные понятия удвоены за счет отрицания | ||||
фасетности | Задание 8. Основной единицей морфемики (Фасет: корень, приставка, суффикс, окончание) является… 1) ¬. 2) ˄ . 3)͡ . 4) □. Комментарии. Фасет – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Каждый испытуемый получает в задании только один элемент из этого фасета | ||||
импликации | Задание 9. Если словарный состав языка постоянно изменяется, то появляются новые словари… 1) омонимов. 2) антонимов. 3) синонимов. 4) диалектизмов. 5) профессионализмов. 6) архаизмов. Комментарии. Импликация предполагает наличие в содержательной части задания утверждения в виде: «если, то». «Если» – условие, «то» – заключение или вывод. | ||||
ответы, правильные в различной степени | Задание 10. Фонетика изучает… 1) гласные звуки. 2) гласные и согласные звуки. 3) гласные, согласные и сонорные звуки. Комментарии. Все ответы правильные в различной степени. Испытуемому следует выбрать наиболее правильный | ||||
сочетания принципов | Задание 11. Раздел морфемика изучает… 1) состав слова. 2) правописание корней и приставок. 3) состав слова и правописание корней и приставок. Комментарии. При составлении композиции тестового задания возможно сочетание различных принципов. Например, задание 11составлено по принципам сочетания и однородности |
Тестирование будет проводиться с помощью бланка.
Образец бланка:
Пример представления результатов измерения коэффициента грамотности испытуемому
Бланк 1. Механическое движение материальной точки и абсолютно твердого тела
Индивидуальные данные
|
Проведение измерений.
Матрица прохождения теста 0 – задание не выполнено (понятие не усвоено) 1 – задание выполнено (понятие усвоено)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспериментальное распределение коэффициента грамотности испытуемого
Сравнение экспериментального распределения с эталонными распределениями | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследование уровня усвоенных понятий
|
Обработка данных измерений.
Анализ результатов измерения коэффициента грамотности испытуемого.
Результат измерения | Вывод | |
А | Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [1 – 0,70] и доверительный интервал для среднего: ± 0,23 | то испытуемый сертифицирован (уровень А.) с оценкой: 1) пятибалльная шкала – 5 баллов; 2) стобалльная шкала – количество баллов определяется исходя из среднего значения коэффициента грамотности (например, 0,78 соответствует 78 баллам). |
Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [1 – 0,70], но доверительный интервал для среднего: > ± 0,23 | то проверяется гипотеза о статистическом различии: 1) средние и дисперсии однородны (нет статистических различий между выборками) – сертификат уровня А.; 2) средние однородны, дисперсии неоднородны (есть статистические различия между выборками) – сертификат уровня В.; 3) дисперсии однородны, средние неоднородны (есть статистические различия между выборками) – сертификат уровня В. | |
В | Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [0,69 – 0,60] и доверительный интервал для среднего: ± 0,13 | то испытуемый сертифицирован (уровень В.) с оценкой: 1) пятибалльная шкала – 4 балла; 2) стобалльная шкала – количество баллов определяется исходя из среднего значения коэффициента грамотности |
Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [0,69 – 0,60], но доверительный интервал для среднего: > ± 0,13 | то проверяется гипотеза о статистическом различии: 1) средние и дисперсии однородны (нет статистических различий между выборками) – сертификат уровня В.; 2) средние однородны, дисперсии неоднородны (есть статистические различия между выборками) – сертификат уровня С.; 3) дисперсии однородны, средние неоднородны (есть статистические различия между выборками) – сертификат уровня С. | |
С | Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [0,59 – 0,51] и доверительный интервал для среднего: ± 0,09 | то испытуемый сертифицирован (уровень С.) с оценкой: 1) пятибалльная шкала – 3 балла; 2) стобалльная шкала – количество баллов определяется исходя из среднего значения коэффициента грамотности |
Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [0,59 – 0,51], но доверительный интервал для среднего > ± 0,09 | то проверяется гипотеза о статистическом различии: 1) средние и дисперсии однородны (нет статистических различий между выборками) – сертификат уровня С.; 2) средние однородны, дисперсии неоднородны (есть статистические различия между выборками) – сертификат уровня D.; 3) дисперсии однородны, средние неоднородны (есть статистические различия между выборками) – сертификат уровня D. | |
D | Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [0,50 – 0,41] и доверительный интервал для среднего: ± 0,15 | то испытуемый сертифицирован (уровень D.) с оценкой: 1) пятибалльная шкала – 2 балла; 2) стобалльная шкала – количество баллов определяется исходя из среднего значения коэффициента грамотности. Испытуемый сертифицирован с правом пересдачи |
Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [0,50 – 0,41], но доверительный интервал для среднего: > ± 0,15 | то проверяется гипотеза о статистическом различии: 1) средние и дисперсии однородны (нет статистических различий между выборками) – сертификат уровня D; 2) средние однородны, дисперсии неоднородны (есть статистические различия между выборками) – сертификат уровня Е.; 3) дисперсии однородны, средние неоднородны (есть статистические различия между выборками) – сертификат уровня Е. | |
Е | Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [0,40 – 0] и доверительный интервал для среднего: ± 0,15 | то испытуемый сертифицирован (уровень Е.) с оценкой: 1) пятибалльная шкала – 1 балл; 2) стобалльная шкала – количество баллов определяется исходя из среднего значения коэффициента грамотности. Испытуемый сертифицирован с правом пересдачи |
Если результат измерения коэффициента грамотности испытуемого попадает в интервал значений [0,40 – 0], но доверительный интервал для среднего: > ± 0,15 | то проверяется гипотеза о статистическом различии: 1) средние и дисперсии однородны (нет статистических различий между выборками) – сертификат уровня Е; 2) средние однородны, дисперсии неоднородны (есть статистические различия между выборками) – испытуемый не сертифицирован; 3) дисперсии однородны, средние неоднородны (есть статистические различия между выборками) – испытуемый не сертифицирован. |
Формирование выводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...
Пособие с упражнениями, направленными на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)
Пособие содержит задачи, направленные на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов...