Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

губанова ольга юрьевна

По программе М.Т.Баранова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._russkiy_yazyk_9_klass.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. свх. Песковатский

Грязинского муниципального района Липецкой области

СОГЛАСОВАНО

Председатель методического совета __________________ О.И. Голикова

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ п.свх. Песковатский

__________________________Н.Л.Киселева

  Приказ от 29.08.2014 г. № 54

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  русскому языку  для 9  класса

Год составления   2014 – 2015  учебный год

Общее количество часов в год     68

Количество часов в неделю: 2   

Учитель:     Губанова Ольга Юрьевна

Квалификация:  первая квалификационная категория 

Стаж работы: 25 лет 

I. Пояснительная записка

Статус документа

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-    Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-    Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О  внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-   Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

-   Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-   Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 г. №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;

-   Приказ от 30.08.2013 г. №82 «Об утверждении  Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных  предметов, курсов (модулей) МБОУ  ООШ п. свх. Песковатский,  реализующего  образовательные программы основного общего образования»;

-   Приказ МБОУ ООШ п. свх. Песковатский от 29.08. 2014 г. №53  «Об утверждении основной образовательной программы  основного общего образования».

- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. Под редакцией М.Т.Баранова.

     Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта,  программы  по русскому языку  М.Т.Баранова (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку.  5 – 9 классы. Москва, «Просвещение»,  2010 год), которая полностью соответствует образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа  соответствует учебному комплексу  под редакцией М. Т. Баранова,   Т. А. Ладыженской - М., Просвещение, 2010 г.

     Для реализации данной программы используются следующие книги:

1. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2010

      Обоснование выбора программы.

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, что программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Цели обучения.

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

        развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

        освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

        овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

           Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Данная программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта

Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку в 9 классе являются:

- традиционный урок;

- лекция;

- семинар;

- диспуты;

- экскурсия;

- другие.

Технологии обучения:

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения

Виды контроля:

- текущий контроль (диктанты, устные ответы, практические и самостоятельные работы, сочинения, изложения, эссе, контрольные работы, тестирование);

- промежуточный контроль (тестирование);

- промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)

Место учебного курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе – 68 часов.

Рабочая программа составлена на 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю); из них на развитие речи – 11 часов, проверочные работы – 9 часов в соответствии с учебным планом МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарным учебным графиком.

Информация о внесенных изменениях.

В авторскую программу изменения не внесены, т.к. программа М.Т.Баранова для общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации рассчитана  на 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарному учебному графику.

II. Содержание тем учебного курса

Общие сведения о языке (4)

Международное значение русского языка.

Понятие о литературном языке.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7)

I. Простое предложение, грамматическая основа. Обособленные члены; обращения; вводные слова и вставные конструкции.

II. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи (2)

Виды сложных предложений. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Союзные сложные предложения.  Сложносочиненные предложения (14)

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (17)

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (7)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (7)

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, культуре речи (10)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.    Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

III. Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Общее

количество часов

Количество часов на

развитие

речи

Количество часов на тестовые и контрольные

работы

1

Общие сведения о языке

4

-

1

2

Повторение изученного в 5 - 8 классах

7

3

1

3

Сложные предложения. Культура речи.

2

-

-

4

Сложносочинённые предложения

14

2

2

5

Сложноподчиненные предложения

17

1

4

6

Бессоюзные сложные предложения

7

1

1

7

Сложные предложения с различными видами связи

7

2

-

8

Повторение и систематизация изученного в V-IX классах

10

2

-

ИТОГО

68

11

9

V. Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать: изученные разделы науки о языке;

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь: объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

VI. Перечень учебно-методического обеспечения

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

  1. Богданова Г.А. Уроки  русского  языка  в  9 классе: книга  для  учителя. – М.: Просвещение, 2002
  2. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку
  3. Егорова  Н.В. Поурочные  разработки  по  русскому  языку: 9 класс: универсальное  пособие.-М.: Вако, 2004
  4. Концепция модернизации Российского образования
  5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001
  6. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003
  7. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
  8. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, 0. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005
  9. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы, Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. М.: «Просвещение», 2009
  10. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения
  11. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации / Н. А. Сенина. Р – на – Дону, Легион, 2009
  12. Текучева И. В. Русский язык:  Контрольные и  проверочные работы:  9 кл. /
    И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002
  13. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  14. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе/Л. А. Тростенцова. -
    М.: Просвещение, 2004
  15. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс/Т. Ю. Угроватова. М.: Просвещение,
    2005
  16. Учебник  «Русский  язык.  9 класс» Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.

Для обучающихся

  1. Бурцева  В.В.  Словарь  иностранных  слов
  2. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006
  3. Гуськова  А.П.,  Сотин  Б.В.  Популярный  словарь  русского  языка.  Толково-энциклопедический
  4. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. -
    М.: Дрофа, 2006
  5. Козулина М. В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. _ Саратов: Лицей, 2006
  6. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.:               Дрофа, 2006
  7. Львов  В.В.  Школьный  орфоэпический  словарь  русского  языка
  8. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.– М.: Просвещение, 2010
  9. Ушаков  Д.Н.,  Крючков  С.Е.  Орфографический  словарь
  10. Ушаков  Д.Н.  Большой  толковый  словарь  русского  языка.
  11. Рогожникова  Р.П., Карская  Т.С.  Словарь  устаревших  слов  русского  языка.
  12. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006
  13. Скворцов  Л.И.  Большой  толковый  словарь  правильной  русской  речи
  14. Сычёва В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М.: «Экзамен», 2007
  15. Тихонов  А.Н.  и  др.   Комплексный  словарь  русского  языка
  16. Черных  П.Я.  Историко-этимологический  словарь  русского  языка
  17. Шаповалова Т. Е.  Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006

      Лингвистические словари

  1. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская АН – М.: АЗЪ, 1995
  3. Орфоэпический словарь русского языка/ С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Рус. яз., 1985
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка – М.: Рус. яз., 1986
  5. Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому языку/ А.Н.Тихонова. – М.: Цитадель, 1996
  6. Фразеологический словарь русского языка/ А.И.Молоткова – М.: Рус. яз., 1978
  7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Таблицы по русскому языку
  2. Тесты
  3. Контрольные работы
  4. Задания к олимпиадам
  5. Дидактический материал
  6. Лингвистические словари
  7. Методическая литература по предмету
  8. Тематические презентации

МКЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2008
  2. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы

  1. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  4. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения
  5. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов
  6. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...