Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

губанова ольга юрьевна

По программе М.Т.Баранова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._russkiy_yazyk_8_klass.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. свх. Песковатский

Грязинского муниципального района Липецкой области

СОГЛАСОВАНО

Председатель методического совета __________________ О.И. Голикова

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ п.свх. Песковатский

__________________________Н.Л.Киселева

  Приказ от 29.08.2014 г. № 54

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  русскому языку  для 8  класса

Год составления   2014 – 2015  учебный год

Общее количество часов в год     140

Количество часов в неделю:  4  

Учитель:     Губанова Ольга Юрьевна

Квалификация:  первая квалификационная категория 

Стаж работы: 25 лет 

I. Пояснительная записка

Статус документа

     Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-    Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-    Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О  внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-   Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

-   Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-   Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 г. №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;

-   Приказ от 30.08.2013 г. №82 «Об утверждении  Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных  предметов, курсов (модулей) МБОУ  ООШ п. свх. Песковатский,  реализующего  образовательные программы основного общего образования»;

-   Приказ МБОУ ООШ п. свх. Песковатский от 29.08. 2014 г. №53  «Об утверждении основной образовательной программы  основного общего образования».

- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. Под редакцией М.Т.Баранова.

     Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта,  программы  по русскому языку  М.Т.Баранова (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку.  5 – 9 классы. Москва, «Просвещение»,  2010 год), которая полностью соответствует образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа  соответствует учебному комплексу  под редакцией М. Т. Баранова,   Т. А. Ладыженской - М., Просвещение, 2010 г.

     Для реализации данной программы используются следующие книги:

1. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2010.

     Обоснование выбора программы.

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения.

         Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, что программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Цели обучения

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

        развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

        освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

        овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

         Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

     Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку в 8 классе являются:

- традиционный урок;

- лекция;

- семинар;

- диспуты;

- экскурсия;

- другие.

     Технологии обучения:

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения

     Виды контроля:

- текущий контроль (диктанты, устные ответы, практические и самостоятельные работы, сочинения, изложения, эссе, контрольные работы, тестирование);

- промежуточный контроль (тестирование);

- промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)

     Место учебного курса в учебном плане.

Рабочая программа составлена на 140 учебных часов (из расчета 4 часа в неделю); из них на развитие речи – 21 час, проверочные работы – 9 часов в соответствии с учебным планом МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарным учебным графиком.

Информация о внесенных изменениях.

В авторскую программу внесены изменения. Программа М.Т.Баранова рассчитана на 3 часа в неделю. В учебном плане школы в 8 классе на изучение русского языка отведено 4 часа за счет регионального компонента в связи с подготовкой к государственной итоговой аттестации, поэтому увеличено количество часов на изучение таких разделов, как «Виды односоставных предложений», «Пунктуация при однородных членах предложения», « Пунктуация при обособленных членах предложения», а также увеличить  количество уроков развития речи.

Перераспределение часов, отводимое на изучение отдельных тем, обусловлено невысоким уровнем подготовки учащихся к восприятию нового и позволяет учитывать реальный объем знаний школьников и уровень владения умениями.  

II. Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке (1)

Функции русского языка в современном мире.
Повторение изученного в V-VII классах (8)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (8)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Предложение. Простое предложение (3)

Грамматическая основа предложения.

Двусоставные предложения (27)

Главные члены предложения

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения

Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство.

Односоставные предложения (19)

Назывные предложения. Определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения. Неполные предложения.

Простое осложненное предложение (39)

Предложения с однородными  членами. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Обособленные члены предложения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие члены предложения.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (26)

Обращение. Вводные и вставные конструкции. Междометия в предложениях.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Рассказ. Цитата.

Повторение и систематизация в 8 классе (9)

III. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Количество часов на развитие речи

Количество часов на тестовые и контрольные работы

1

Общие сведения о языке

1

-

-

2

Повторение изученного в 5-7 классах

8

2

1

3

Синтаксис и пунктуация. Культура речи

8

1

-

4

Простое  предложение

3

1

-

5

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

Второстепенные члены   предложения

13

14

1

1

1

1

6

Односоставные предложения

19

3

1

7

Простое осложнённое предложение

Однородные члены предложения

Обособленные члены предложения

18

21

4

2

1

1

8

Слова, грамматически не связанны с членами предложения

    Обращение

    Вводные и вставные конструкции

    Чужая речь

3

14

9

1

2

1

-

1

1

9

Повторение и систематизация в 8 классе

9

2

1

ИТОГО:

140

21

9

V. Требования к уровню подготовки обучающихся за курс VIII класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
  • рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили,  язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор частей речи,  изученных в 6 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6-м классе;
  • объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
  • извлекать информацию из различных источников;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отзыв, выступление);
  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, темой, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии, изученные в 6 кл.;
  • осуществлять речевой самоконтроль,  оценивать свою речь с точки зрения ее

     правильности;

использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
  • предметам и продолжения образования.

Обчающиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

      Ставить знаки препинания в простых предложениях

  • с однородными членами,
  • при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
  • в предложениях с прямой и косвенной речью,
  • при цитировании, обращении,
  • при междометиях, вводных словах и предложениях.

Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

        Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. 

        Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.

Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.

Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.   

Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы.

Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

VI. Учебно-методическое обеспечение

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

  1. Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов, Волгоград, 2007
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку универсальное к учебнику С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова (М.: Просвещение): 8 класс. – М.: ВАКО, 2006
  3. Кудинова О.А., Юнусова Б.С. Русский язык. Контрольные работы 8-9 класс. М.: «Эксмо», 2007  
  4. Ладыженская Т. А., Шеховцова И. А. , Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 8 классе. М., «Просвещение», 2008.
  5. Львов В.В. Орфоэпия на уроках русского языка. 5-9 классы. По новому образовательному стандарту (второго поколения). К любому из действующих учебников по русскому языку для 5-9 классов, «Экзамен», 2011
  6. Львова С.И. ГИА 2014. Русский язык: сборник заданий: 9 класс / М.: Эксмо, 2013
  7. Московские областные олимпиады по русскому языку / сост. Н.Г.Гольцова, Л.Ф.Копосов, И.В.Шамшин. – М.,2004
  8. Пособие Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок», ч.1, 3-е изд., перераб. И доп.- Симферополь: «Таврида», 2004
  9. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения
  10. Сиденко Н.В. Поурочные планы по учебнику С.Г. Бархударова (издание 2): 8 класс. – Волгоград, 2002
  11. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования
  12. Тростенцова Л. А. Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.  Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс, М., «Просвещение», 2008.
  13. Учебник русского языка 8 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др, изд. Москва», Просвещение», 2010  
  14. Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 класс. М., 2007
  15. Ясинская М.Б. Мастер-диктант. Сборник диктантов с заданиями и ключами

Для обучающихся:

  1. Ефремова Т.В., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2000
  2. Иванова Т.Ф. Новый орфографический словарь русского языка. – М., 2004
  3. Колесов В.В. « Культура речи – культура поведения»Справочник по русскому языку / Д.Я. Розенталь – М.: Эксмо- Пресс, 1998,  А.И. Горшков
  4. «Русская словесность. От слова к словесности», М.: Просвещение, 1998
  5. Ожегов С. И.. Толковый словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во., 1994
  7. Розенталь Д.Э., Теленкова. М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рус. яз., 1985
  8. Солганик Г.Я.\. «От слова к тексту», М, 1998
  9. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. – М., 2004 

Лингвистические словари

  1. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская АН – М.: АЗЪ, 1995
  3. Орфоэпический словарь русского языка/ С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Рус. яз., 1985
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка – М.: Рус. яз., 1986
  5. Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому языку/ А.Н.Тихонова. – М.: Цитадель, 1996
  6. Фразеологический словарь русского языка/ А.И.Молоткова – М.: Рус. яз., 1978
  7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994

         ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Таблицы по русскому языку

2. Тесты

3. Контрольные работы

4. Задания к олимпиадам

6. Дидактический материал

7. Лингвистические словари

8. Методическая литература по предмету

9. Тематические презентации

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http//www. Gramota.ru
  2. http// www.slovesnik.ru
  3. http// www.repetitor.1c.ru
  4. http//www.gramotey.ericos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...