Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по рксскому языку по программе М.Т.Баранова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа п. свх. Песковатский
Грязинского муниципального района Липецкой области
СОГЛАСОВАНО Председатель методического совета __________________ О.И. Голикова Протокол № 1 от 29.08.2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ООШ п.свх. Песковатский __________________________Н.Л.Киселева Приказ от 29.08.2014 г. № 54 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку для 7 класса
Год составления 2014 – 2015 учебный год
Общее количество часов в год 175
Количество часов в неделю: 5
Учитель: Губанова Ольга Юрьевна
Квалификация: первая квалификационная категория
Стаж работы: 25 лет
I. Пояснительная записка
Статус документа
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 г. №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ от 30.08.2013 г. №82 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ ООШ п. свх. Песковатский, реализующего образовательные программы основного общего образования»;
- Приказ МБОУ ООШ п. свх. Песковатский от 29.08. 2014 г. №53 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования».
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. Под редакцией М.Т.Баранова.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы по русскому языку М.Т.Баранова (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение», 2010 год), которая полностью соответствует образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Для реализации данной программы используются следующие книги:
1. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др., М.: Просвещение, 2010
Обоснование выбора программы.
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к условиям современного мира.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Основными формами организации образовательного процесса по русскому в 7 классе являются:
- традиционный урок;
- лекция;
- семинар;
- практические занятия;
- диспуты;
- экскурсия.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения.
Виды и формы контроля
-текущий контроль (диктанты, устные ответы, контрольные работы, тестирование, практические и самостоятельные работы, изложения, сочинения, эссе, доклады и сообщения);
- промежуточная аттестация (контрольная работа).
Место учебного курса в учебном плане.
Рабочая программа составлена на 175 учебных часов (из расчета 5 часов в неделю); из них на развитие речи – 33 часа, проверочные работы – 10 часов в соответствии с учебным планом МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарным учебным графиком.
Информация о внесенных изменениях.
В авторскую программу изменения не внесены, т.к. программа М.Т.Баранова для общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации рассчитана на 5 часов в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарному учебному графику.
II. Содержание тем учебного курса
Русский язык как развивающееся явление (2) Повторение изученного в V—VI классах (15)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные части речи (88)
Причастие. Повторение изученного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Деепричастие. Повторение изученного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий.
Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е. Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи (46)
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
Междометие. Звукоподражательные слова (4)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация изученного в VII классе (20)
III. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Количество часов на развитие речи | Количество часов на тестовые и контрольные работы |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 2 | - | - |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 15 | 1 | 1 |
3 | Морфология. Культура речи Причастие Деепричастие Наречие Категория состояния | 29 22 29 8 | 4 6 6 4 | 2 1 1 - |
4 | Служебные части речи. Предлог Союз Частица | 12 13 21 | 2 2 5 | 1 1 1 |
5 | Междометие | 4 | - | - |
6 | Повторение и систематизация изученного в 7 классе | 20 | 3 | 1 |
ИТОГО: | 175 | 33 | 10 |
V. Требования к уровню подготовки обучающихся за курс VII класса
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор частей речи, изученных в 6 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6-м классе;
- объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
- извлекать информацию из различных источников;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отзыв, выступление);
- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, темой, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии, изученные в 6 кл.;
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в VII классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу VII класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
VI. Учебно-методическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя
- Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М.Разумовской и др. (М.: Дрофа): 7 класс. – М.: ВАКО, 2009
- Бурцева В.В. Словарь иностранных слов
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5-7 классы. – СПб.: «Паритет», 2000
- Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов, Волгоград, 2007
- Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку 5-9 классы. М., «Экзамен», 2013
- Львов В.В. Орфоэпия на уроках русского языка. 5-9 классы. По новому образовательному стандарту (второго поколения). К любому из действующих учебников по русскому языку для 5-9 классов, «Экзамен», 2011
- Пособие Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок», ч.1, 3-е изд., перераб. И доп.- Симферополь: «Таврида», 2004
- Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения
- Учебник русского языка 7 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др, изд. Москва», Просвещение», 2010
- Халабаджах И.М. Русский язык. 7 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
- Халабаджах Русский язык. 7 класс: II полугодие: планы-конспекты уроков /– Ростов н/Д: Феникс, 2013
- Хаустова Д.А. Русский язык. 7 класс. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. ФГОС, «Экзамен», 2012
Для обучающихся
- Иванова Т.Ф. Новый орфографический словарь русского языка. – М., 2004
- Справочник по русскому языку / Д.Я. Розенталь – М.: Эксмо- Пресс, 1998, А.И. Горшков
- Ефремова Т.В., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2000
- Колесов В.В. « Культура речи – культура поведения»
- «Русская словесность. От слова к словесности», М.: Просвещение, 1998
- Солганик Г.Я. «От слова к тексту», М, 1998
- Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка
- Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. М.: «Айрис», 2007
- Ширшов И.А.. Толковый словообразовательный словарь русского языка. – М., 2004
- Ожегов С. И.. Толковый словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Рогожникова Р.П., Карская Т.С.. Словарь устаревших слов русского языка
- Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во., 1994
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рус. яз., 1985
- Скворцов Л.И.. Большой толковый словарь правильной русской речи
- Тихонов А.Н. и др. Комплексный словарь русского языка
- Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.. Орфографический словарь
- Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка
Лингвистические словари
- Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская АН – М.: АЗЪ, 1995
- Орфоэпический словарь русского языка/ С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Рус. яз., 1985
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка – М.: Рус. яз., 1986
- Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому языку/ А.Н.Тихонова. – М.: Цитадель, 1996
- Фразеологический словарь русского языка/ А.И.Молоткова – М.: Рус. яз., 1978
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Таблицы по русскому языку
2. Тесты
3. Контрольные работы
4. Задания к олимпиадам
6. Дидактический материал
7. Лингвистические словари
8. Методическая литература по предмету
9. Тематические презентации
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- http//www. Gramota.ru
- http// www.ruscenter.ru
- http// www.slovesnik.ru
- http// www.repetitor.1c.ru
- http//www.gramotey.ericos.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679094-1443958267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...