Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
По программе Т.Ф.Курдюмовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._literatura_7_klass.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа п. свх. Песковатский
Грязинского муниципального района Липецкой области
СОГЛАСОВАНО Председатель методического совета __________________ О.И. Голикова Протокол № 1 от 29.08.2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ООШ п.свх. Песковатский __________________________Н.Л.Киселева Приказ от 29.08.2014 г. № 54 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе для 7 класса
Год составления 2014 – 2015 учебный год
Общее количество часов в год 70
Количество часов в неделю: 2
Учитель: Губанова Ольга Юрьевна
Квалификация: первая квалификационная категория
Стаж работы: 25 лет
I. Пояснительная записка
Статус документа
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 г. №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ от 30.-8.2013 г. №82 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ ООШ п. свх. Песковатский, реализующего образовательные программы основного общего образования»;
- Приказ МБОУ ООШ п. свх. Песковатский от 29.08. 2014 г. №53 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования».
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы по литературе Т.Ф. Курдюмовой
(Курдюмова Т.Ф., Демидова Н.А., Колокольцева Е.Н. Программа по литературе. 5 – 9 классы. Москва, ««Дрофа», 2006 год), которая полностью соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Для реализации данной программы используются следующие книги:
1.Т.Ф.Курдюмова. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. - 14-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2010
2.Т.Ф.Курдюмова. Поурочные разработки. М.: Дрофа, 2006 г.
3.Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 7 класс (по программе 4.Т.Ф.Курдюмовой) / - М., ВАКО, 2007 г.
Обоснование выбора программы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели обучения
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
Модель структуры курса VII класса – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
Ведущим аспектом реализации модели является богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа – жанр.
Теоретическое оснащение курса – систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров. Особенностью программы является также небольшое количество зарубежных произведений, так в курсе VII класса изучаются рассказ Р.Шекли "Запах мысли" и новелла К.Дойла "Пляшущие человечки".
В ряду других искусств художественная литература осваивает действительность эстетически, поэтому она, сообщая знания об окружающем мире, об обществе и человеке, воспитывает читателя, формирует его мировоззрение, духовный мир.
В курс литературы VII класса включены произведения как обличительного характера ("Ревизор" Н.В.Гоголя), так и произведения критической направленности ("Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасова). Знакомясь с ними, обучающиеся одновременно обогащают свои знания о жанровом и тематическом многообразии русской литературы.
Программа не предусматривает обстоятельного знакомства с биографией писателя. Но определенные представления о личности писателя и времени, в которое он жил и которое отразилось в его творчестве, обучающиеся должны получить. Эту задачу выполняет сайт "К уроку литературы", являющийся электронным приложением к учебнику. Созданы страницы, посвященные писателям, чье творчество изучается в курсе литературы VII класса.
Задания для обучающихся направлены, во-первых, на активизацию восприятия ими художественного слова как слова-представления, а, во-вторых, предназначены для усвоения теоретико-литературных понятий и использования этих знаний при чтении художественных произведений.
Система зачетов с использованием электронных тестов и кроссвордов (сайт "К уроку литературы") позволяет не только оценивать знания, но и проводить их диагностирование и коррекцию дальнейшей деятельности. Так как ведущим аспектом реализации модели структуры 7 класса является богатство и разнообразие жанров всех родов литературы, то большая часть тестов посвящена именно теме жанра художественного произведения. Словарная работа направлена на освоение обучающимися предусмотренных программой историко-культурных сведений.
Место и роль предмета литературы в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся заключаются в том, что изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Основными формами организации образовательного процесса по литературе в 7 классе являются:
- традиционный урок;
- лекция;
- семинар;
- диспуты;
- экскурсия;
- другие.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
- текущий контроль (устные ответы, самостоятельные работы, сочинения, эссе, доклады, контрольные работы, тестирование);
- промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)
Рабочая программа составлена на 70 учебных часа (из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарным учебным графиком.
Информация о внесенных изменениях.
В авторскую программу изменения не внесены, т.к. программа Т.Ф. Курдюмовой для общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации рассчитана на 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ ООШ п. свх. Песковатский и календарному учебному графику.
II. Содержание тем учебного курса
Введение (1)
Роды и жанры художественной литературы
Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие всех трёх родов литературы.
Фольклор(5)
Жанры фольклора. Садко-купец, богатый гость. Барин. Детский фольклор.
Литература XIX века (38)
Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.
Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.
Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. Рыбак. Перчатка. Дж. Г. Байрон. Хочу я быть ребенком вольным. А. С. Пушкин. Элегия. Певец. Эпиграмма. На перевод «Илиады». Стансы. Друзьям. Моя эпитафия. Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа. Барышня-крестьянка. Дубровский. Жанры лирики и эпоса. М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. Нет, я не Байрон, я другой... Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия.
Из истории поэмы. Лироэпические произведения. Лермонтов. Мцыри.
Из истории комедии. Н. В. Гоголь. Ревизор. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда... Н. С. Лесков. Левша.
Из истории сатиры. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. М. Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету. А. П. Чехов. Жалобная книга. Хирургия
Портрет героя в художественных произведениях разных жанров. А. Конан Дойл. Пляшущие человечки.
Литература XX века (24)
Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике.
Из истории сонета. В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. Бог создал мир из ничего... И. Северянин. Не завидуй другу. Р. Киплинг. Если. М. Горький. Старуха Изергиль. Старый Год. В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Гимн обеду. М. А. Булгаков. Ревизор с вышибанием. К. Г. Паустовский. Рождение рассказа.
Роман - повесть – рассказ. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади. А.В. Вампилов. Несравненный Наконечников.
Великая Отечественная война в художественной литературе. Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. А.Н. Толстой. Русский характер. М. А. Шолохов. Они сражались за Родину. В. Г. Распутин. Уроки французского.
Фантастика и её жанры. Р. Шекли. Запах мысли.
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.
III. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Количество часов на развитие речи | Количество часов на тестовые и контрольные работы |
1 | Введение. Роды и жанры художественной литературы | 1 | - | - |
2 | Фольклор. Жанры фольклора | 5 | - | - |
3 | Литература XIX века. Жанры классической литературы XIX века | 38 | 4 | 2 |
4 | Литература XX века. Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века | 24 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 70 | 5 | 3 |
V. Требования к уровню подготовки обучающихся за курс VII класса
Формирование общеучебных умений (компетенций)
Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации;
- эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств.
Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо;
- развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;
- использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
- информационная переработка текста;
- культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме);
- культура разговорной речи.
В итоге к концу VII класса должны быть сформированы следующие знания и умения:
- знать авторов и содержание изученных художественных произведений
- знать основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы и жанры всех трех родов. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров
- определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;
- привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;
- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
- отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического;
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;
- работать со справочными материалами , в том числе энциклопедическими изданиями;
- обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.
Стержневые понятия за курс 7 класса.
- уметь сравнивать исторический образ, эпоху в сходных по тематике художественных произведениях;
- адекватно воспринимать события и характеры далёкого времени; видеть исторические приметы, реалии в художественном произведении;
- осознавать, как тот или иной исторический эпизод оценивает народ, автор художественного произведения;
- различать время историческое и время автора в художественном пространстве произведения;
- ощущать связь дня сегодняшнего с ушедшим временем.
VI. Учебно-методическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя
- Егорова Н. В.. Поурочные разработки по литературе 7 класс, М.: ВАКО, 2007
- Курдюмова Т. Ф. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. - М.: Дрофа, 2009
- Курдюмова Т. Ф. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. - 14-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2011
- Курдюмова Т. Ф. Литература. 7 класс: методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2006
- Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой. 5-9 классы
- Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.
- Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000
- Литература. Приложение к газете «Первое сентября»
- Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998
Для обучающихся
- Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994
- Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000
- Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968
- Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998
- Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998
- Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Таблицы по литературе
2. Тесты
3. Контрольные работы
4. Задания к олимпиадам
5. Дидактический материал
6. Методическая литература по предмету
7. Тематические презентации
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.
2. Русская живопись - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.
3. Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
4. http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
5. http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
6. http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова
7. http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)
8. Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...