Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик/-щик
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Коновалова Лариса Абрамовна

Урок формирует умения правильного написания   суффиксов –чик/-щик; воспитывает любовь и уважения к людям различных профессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavki_chik_shchik.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:


Коновалова Лариса Абрамовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Поспеловская СОШ»,  с Поспелово

Класс: 6

Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик/-щик»

УМК «Русский язык. 6 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др.

Тип урока: комбинированный: усвоение нового материала, формирование умений и навыков, первичный контроль.

Цели: 1. Знать способ действия при выборе написания в существительных   суффиксов –чик и –щик;

           2. Уметь применять этот способ действия для правильного написания   суффиксов –чик/-щик;

           3. Воспитание любви и уважения к людям различных профессий.  

                  Заботиться о том, чтобы идеалом духовной красоты школьника был человек труда, знающий цену дружбе, товариществу,   уважающий близких ему людей.

Форма проведение: ролевая игра.

Методы обучения: диалогический, эвристический;

Методы преподавания: побуждающий, объяснительно-иллюстративный;

Методы учения: частично - поисковый.

Вид урока: индивидуально-групповая работа.

Оборудование: название сыскного агентства «Л.А. и компания», эпиграф урока «Кто ищет, тот всегда найдет», раздаточный материал, карточки-лото, интерактивная доска.

Использованные источники:

1. К.А. Войлова, В.В. Леденева. Контрольные и проверочные работы по русскому языку/ М.: Дрофа. 1998. С. 151.

2. В.В. Леденева  «Тесты. Русский язык. 5-7»/ М.: Просвещение, 2002. С. 39,  № 20, 21, 22).

3. Н.С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка / М.: Российская академия наук. 2000.

4. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка/ М.: Айрис Пресс. 2005.

5. О.Д, Ушаков. Лексический разбор слова. Словарик школьника / Санкт-Петербург. Литера. 2005.

Действующие лица: Шерлок Холмс, Доктор Ватсон, Суффиксы Чик и Щик.

Ход урока.

Шерлок Холмс: Да, вот опять прозвенел звонок, а в нашем агентстве пусто, и   никакой работы нет.

Доктор Ватсон:  Да вы что, уважаемый Шерлок, посмотрите, сколько сидит посетителей в нашем кабинете.

Шерлок Холмс:  Так почему же мы сидим и ничего не делаем? Пожалуйста, входите первый посетитель!

Посетитель:        Уважаемые господа! У нас такое случилось! Только вы сможете нам помочь!

Доктор Ватсон: Так в чем же дело? Рассказывайте.

 Посетитель:       Понимаете, куда-то пропали суффиксы –чик и –щик.

Шерлок Холмс:   Не переживайте, идите домой, а мы через полчаса найдем вам эти пропавшие суффиксы.

Доктор Ватсон:   Приступим, Шерлок Холмс, к поиску суффиксов –чик и щик.

Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Слышала я о вашей беде. А вы не догадываетесь, почему сбежали эти суффиксы?

Ученик: Суффиксы –чик и –щик сбежали оттого, что при их написании, я думаю, ученики допускали много ошибок.

Учитель: Совершенно верно. Вот поэтому мы сейчас приступим к расследованию этого запутанного дела. А помогут нам наши старшие друзья, это многоуважаемые гости,  Шерлок Холмс и  Доктор Ватсон. Мы вернем обиженные суффиксы домой, так как выучим способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик и –щик и научимся применять этот способ действия на практике.

Шерлок Холмс: Начинаем нашу работу в детективном агентстве «Л.А. и компания» по розыску суффиксов –чик и –щик. Девизом нашей работы будет поговорка «Кто ищет, тот всегда найдет».

 Учитель: Итак, розыск устроим по плану:

                 1.Выявление суффикса. «Четвертое лишнее»

                    Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик.

Ученик: Четвертое слово лишнее – это фонарик, так как у него нет суффикса –чик.

Учитель: Какой вывод о правильном написании суффикса -чик можно сделать, основываясь на данное задание?

Ученик: На примере слов «объездчик, разведчик, водопроводчик» можно сделать вывод о том, что после буквы «Д» пишется суффикс чик. (на табло открывает букву д).

                      Ключик, буфетчик, летчик, автоматчик.

Ученик: Из данных примеров исключим слово «ключик», так как у него нет суффикса -чик. Здесь напрашивается вывод о том, что суффикс –чик  пишется после буквы «Т» (открывает табло).

Учитель: Ребята, кто догадался, какое значение придает суффикс чик существительному?

Ученик: Суффикс -чик придает существительному значение лица, при чем мы можем догадаться и о профессиональных занятиях этого лица.

 

2. Обратим внимание на «Лесенку слов».

_ _ _ чик

_ _ _ _ чик

_ _ _ _ _чик

Ученица: Мастер по художественной резьбе. (резчик).

           Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (смазчик)

           Кучер наемного экипажа, повозки. (извозчик).

 Учитель: Заполните «Лесенку слов» и запишите вывод о написании суффикса чик.

Ученик: Данные слова сгруппированы так, что мы можем сделать вывод: суффикс –чик пишется после буквы «З».(Открывает табло).

Ученик: А еще я заметил, что в этих словах произношение данного суффикса не соответствует написанию: суффикс –чик произносится как –щик.

Учитель: Молодец! Ты у нас сегодня на уроке самый внимательный! Как все-таки предупредить орфографическую ошибку в написании суффикса –чик?

Ученик: Нужно помнить правило, что после буквы «З» пишется суффикс чик.

Шерлок Холмс: Следующий пункт нашего поиска – это игра «Кто я такой?». Игру проведет Шабалина Жанна.

Ведущий: 1. Работник, занимающийся разноской, доставкой чего-нибудь?

Ученики: Разносчик. (записывает это слово на доске и выделяет орфограмму)

Ведущий: 2. Человек, выписывающий «Новую Каму» или любое другое периодическое издание?

Ученики: Подписчик (записывает слово на доске).

Учитель: Запишите вывод о написании суффикса –чик.

Ученики: Суффикс –чик пишется после буквы «С», (открывают табло).

Шерлок Холмс: А попробуйте от глагола «перебежать» образовать существительное.

Ученики: От глагола «перебежать» можно образовать только одно существительное – «перебежчик». Из данного примера мы видим, что после буквы «Ж» пишется суффикс –чик.

Учитель: Ребята, теперь посмотрите на те выводы, которые вы записали на листочках, сколько их всего получилось?

Ученики: 5.

Учитель: Это много. А можно ли сформулировать одно-единственное правило?

   Ученик:  Да, суффикс –чик пишется после букв “д-т, з-с, ж”              

                     д, т,

                     з, с,          - чик                        

                       ж

Шерлок Холмс: Ну,  все, разобрались мы с этим хитрым суффиксом – чик.

Доктор Ватсон: Но я слышу какой – то шум, да вот полюбуйтесь, опять эти суффиксы что-то не поделили.

                                                   Сценка.

Суффиксы: Два приятеля весной

                    Шли дорогою лесной.

 Суффикс Щик: Первый, тощий, как сухарь,  (показывает на товарища)

                            Прозывался суффикс «чик».

Суффикс Чик: А второго звали «щик»,

                         Был он строен, как тростник.

 Учитель:         Начался меж ними спор

   Суффикс Щик: Кто из  нас нужней для слова?

Суффикс Чик:      Кто из  нас важней другого?

Доктор Ватсон: Эй, вы, суффиксы шумные!   Когда-то, встарь,

                            Поединком спор решали. И давайте же, друзья,

                            По команде «раз» и «два»    Образовывать слова!

Доктор Ватсон: Игра «Суффиксы – магниты».

Учитель: Вот видите, Суффиксы, вы оба нам нужны и важны! Так что зря не ссорьтесь. Ребята, вы догадались, в каких случаях пишется суффикс –щик?

Ученик: Суффикс –щик  пишется  только не после букв д-т,з-с, ж.

Учитель: Мы с вами сегодня искали не только суффиксы –чик и –щик, мы нашли с вами и определенные знания. Ведь не зря гласит русская пословица: «Кто ищет, тот всегда найдет». Эта пословица послужит  эпиграфом к нашему уроку. Попытаемся применить наши знания на практике, выполнив у доски такое задание: закончите предложения, обозначьте орфограммы в существительных с суффиксами.

  Перево….ик – это человек, который переводит с иностранного языка.

Подпи…..ик – это…

Перебе….ик – это…

Разве….ик – это….

Гру….ик – это…

- Составьте схему первого предложения (линейную и ступенчатую).

Доктор Ватсон: Мы немного устали,  поэтому я предлагаю отдохнуть.

                            Эй, ребята, по порядку становитесь на зарядку!

                             Чтоб за дело браться, надо сил набраться!

                              Если хочешь быть здоров – закаляйся,

                              Чаще плавай, ныряй, кувыркайся!

Учитель: «Здоровый образ жизни – выигрывает каждый». Под таким девизом проходил один из всемирных дней здоровья. А что такое здоровый образ жизни?

Учащиеся: Здоровый образ жизни – это целый комплекс условий, обеспечивающих и поддерживающих здоровье человека на высоком уровне.

Шерлок Холмс: Эти суффиксы оставили после себя

                            Какой-то сундучок – цвета чудо изумруда.

Доктор Ватсон: В малахитовых разводах и окован серебром.

                            Вот бы знать нам, что таится

                            В сундучке старинном том?

Учитель: Может, в нем таится клад

                И сокровища лежат?

                 Гляньте: грамотка на нем

                 Мы сейчас ее прочтем.

                 (разворачивает две грамоты)

                 1. Уголь..ик, кровель..ик, камен..ик, копироваль..ик.

                Проанализируйте запись орфограммы, какое правило иллюстрирует эти  примеры? В каких случаях пишется мягкий знак перед суффиксом –щик?

Ученик: перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после буквы «л», получается сочетание букв «ль».

Учитель: на экране компьютера высвечиваю строки из стихотворения Н.А.Некрасова «Домой поспешая». Прочитайте отрывок из данного стихотворения и выпишите существительные с суффиксами –щик и –чик.

Домой поспешая

С тяжёлых работ,

С утра мне встречался

Рабочий народ.

Смотрите – красильщик!

Узнаешь сейчас:

Нос выпачкан охрой

И суриком  глаз.

Вот пильщики: сайку

Угрюмо жуют

И, словно солдаты,

Все в ногу идут.

Учитель: Обозначьте орфограммы в словах с безударной гласной. Выделите грамматическую основу в предложении.

                          2. Задача на внимание и смекалку:

Доктор Ватсон: Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о суффисках –чик, -щик, определите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?

                    1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.

                     2. Ключик, кирпичик, кузнечик.

                     3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.

                     4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.

Ученик: Не во всех рядах слов существительные содержат суффиксы –чик и –щик, так во втором ряду существителые имеют уменьшительно-ласкательный суффикс –ик, а в первой и третьей группах слов суффикс –чик придает словам значение маленького предмета. Только существительные четвертой группы соответствуют изученному сегодня правилу.

Учитель: Как же мы будем решать проблему выбора суффикса. Составьте алгоритм выбора правильного написания в существительных суффиксов –чик и –щик.

Находится ли суффикс -чик после

Д, т, з, с, ж

Да              нет

Доктор Ватсон: А вот интересные слова “ростовщик”, “кладовщик”.

                 ( учащиеся ищут значения слов в словаре С.И. Ожегова)

Ученик: Ростовщик – человек, дающий деньги под проценты или, как еще говорят, в рост.

Учитель: Какой корень у этого слова? Сделайте морфемный разбор слова “ростовщик”.                      

                  (учащиеся выполняют разбор у доски).

Учитель: А что означает слово «кладовщик»?

Ученики: Кладовщик – человек, который работает в кладовой. (выполняют разбор в тетрадях).

Шерлок Холмс: Ребята! У нас в деревне недавно построили котельную. Назовите и запишите, профессии рабочих, которые были задействованы на данном предприятии. Составьте предложение с одним из данных слов. Обозначьте изученные морфемы.

(На стройке кипела работа, неутомимо трудились бетонщики, каменщики, кровельщики, арматурщики).

  Учитель: Так давайте все же заглянем в сундучок. Читаем записку: «Мы вернемся к вам навсегда, если поймем, что вы знаете, когда нужно писать суффиксы –чик и –щик».

Доктор Ватсон: Ребята! Докажем, что мы знаем, когда нужно писать буквы «ч»и «щ» в суффиксах существительных. (повторят правило)

Лесенка слов Доктора Ватсона.

_ _ _ щик

_ _ _ _ щик

_ _ _ _ _ щик.

(учащиеся самостоятельно заполняют лесенку слов)

Суффикс Чик: Проверим, как вы усвоили правило написания суффиксов –чик и –щик. Поиграем в «Лото».

-ЧИК

-ИЦ-

-ЛЬЩИК

-ТЕЛЬ

-К-

-ЩИК

-ЧН-

-НЧ-

1. Арматурщик                               5. Болельщик

2. Пулеметчик                                6. Читатель

3. Ученица                                      7. Птенчик

4. Речка                                            8. Ручной.

       Ответ: 2356

                   4187.

Суффикс Чик: У всех правильно? Кто допустил ошибки в заполнении «Лото» и в каких случаях?

Суффикс Щик: А я проведу контроль в виде «Картинного диктанта». Игра

«Чьи это вещи?» Задание такое: угадать профессии людей, которым принадлежат предметы, изображенные на рисунках.

   1. Барабан, барабанные палочки. (барабанщик).

   2. Пулемет, патроны. (пулеметчик).

   3.  Пила, ножовка.  (резчик).

   4.  Краска, кисть, перчатки.(красильщик).

Учитель: А чтобы у суффиксов не осталось сомнений в прочности наших знаниях, выполним тестовые задания. (Учащиеся работают по  книге В.В. Леденевой  «Тесты. Русский язык. 5-7». стр. 39, №20, 21, 22).

Тест 20. Суффикс –чик- пишется после согласных:

                1. Д, т, з, с, н.

                2. Д, т, з, с, ж.

Тест 21. Вставьте пропущенные буквы. Сма..ик, обра..ик.

              1. –зч-.

              2. –щ-.

Тест 22. Найдите слово, в котором перед суффиксом –щик- надо поставить ь.

              1. Заговор..щик.

              2. Угон..щик.

              3. Угол..щик.

       

Суффиксы Чик и Щик: Молодцы, ребята, мы убедились в том, что вы знаете правило написания суффиксов –чик и –щик и можете применять данное правило на практике. А дома, ребята, составьте текст объявления с перечнем профессий, по которым требуются рабочие на предприятия нашего района. Обозначьте изученные морфемы в существительных. Те ребята, которые посещают спортивную секцию, могут написать небольшое сочинение о пользе спорта.

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение «Для чего нужно знать правило написания суффикса –чик/-щик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Буква "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)

Разработка урока русского языка по теме: " Буквы "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)"...

Буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик

сост    Урок по русскому языку в 6 классе сотавлен по учебнику Ладыженской. Урок сопровождается презентацией....

Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"

Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю  - дифференцированно оценить результаты работ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".

Урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся "открывали" их сами в поцессе самостоятельной исследовательской деятельности....

Самоанализ урока "Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК- -ЩИК-

Тип урока:.  урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Образовательная цель достигается через  познавательное затруднение, мотивирующее изучение новой темы, ...

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

На данном уроке применена технология развития критического мышления....