Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
методическая разработка (русский язык, 6 класс) на тему
На данном уроке применена технология развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse.docx | 1.48 МБ |
multimediynaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.pptx | 333.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УМК Оборудование Мультимедийный проектор. Компьютер. Презентация для учащихся Раздаточный материал: кластеры, таблицы « Фишбоун », тесты, карточки с заданиями. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений .- М.: Просвещение, 2007. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программа общеобразовательных учреждений 5-9 классы.-М.:Просвещение,2010.
Тип урока Урок изучения нового материала (первый урок по теме « Буквы ч и щ в суффиксе –чик (- щик ) ») Вид урока Урок с мешанного вида Цель Знакомство учащихся с условиями выбора букв ч и щ в суффиксе –чик (- щик ) Задачи Образовательная: формировать навыки написания ч и щ в суффиксе –чик (- щик ) . Развивающая: р азвивать исследовательские умения обучающихся: умение анализировать, делать выводы, обобщения, умение работать в группе. Воспитательная: воспитывать уважение к собственному и коллективному труду .
Методы обучения Частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный. Формы обучения Фронтальная, коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа. Приёмы деятельности учителя Организация проблемно-поисковой работы обучающихся, самостоятельной работы обучающихся, оценка работы обучающихся, рефлекс ия .
Используемая технология Технология развития критического мышления Результат урока Знать Условия выбора написания букв ч и щ в суффиксе –чик(- щик ) Уметь Правильно писать слова с изучаемой орфограммой; выделять графически орфограмму; объяснять правописание суффиксов существительных.
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний. 3.Подготовка к изучению новой темы. 4.Формирование новых знаний. 5.Применение новых знаний. 6.Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание 2 минуты 5 минут 7 минут 10 минут 10 минут 6 минут (3 минуты –итог урока и рефлексия, 3 минуты – домашнее задание) Структура урока
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников 1. Организационный момент ( Задача: создать мотивацию к действиям на уроке, проверить усвоение предыдущих знаний и умений). 2 мин. Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний. Учитель предлагает разгадать лингвистическую задачу. Слайд 1. Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к ра боте. Ученики читают задачу и дают ответ.
2. Актуализация знаний. ( Задача: закрепить знания о суффиксе) 5мин. Работа в парах. Учитель даёт задание: Заполнить кластер Слайд2 , проанализировав слова с суффиксами. Слайд 3 (заготовки кластера разложены на каждой парте) Ученики заполняют кластер и проверяют правильность его заполнения, исправляют допущенные ошибки. Слайд 4
3. Подготовка к изучению новой темы. ( Задача: создать проблемную ситуацию ) 7мин. Учитель задаёт вопрос: в какой части слова пропущены буквы? Слайд 5 Индивидуальная работа. Учитель даёт задание: списать словосочетания, вставив в слова пропущенные буквы. Учитель просит 2-3 учеников прочитать выполненную работу, назвать, какие буквы написали в словах. Используя приём « Фишбоун », учитель создаёт проблемную ситуацию выяснить условия написания ч и щ в суффиксе –чик(- щик )». Учитель записывает проблему в «голову» . Слайд 6 Ученики дают ответ. Ученики списывают словосочетания, вставляют в слова пропущенные буквы. Ученики читают работы и называют, какие буквы написали в словах. Ученики заполняют таблицу « Фишбоун », записав проблему. (таблица у каждого ученика).
4. Формирование новых знаний. ( Задача: выяснить условия написания ч и щ в суффиксе –чик(- щик ), научить обобщать, делать выводы) 10 мин. Учитель просит ребят сформулировать тему урока и, опираясь на тему, сформулировать цель урока (чему мы должны научиться?) Нацеливание на решение обозначившейся на предыдущем этапе проблемы. Работа в группах. Учитель предлагает провести исследование слов Слайд 7 , проанализировав их по схеме. Ученики формулируют тему урока «Буквы ч и щ в суффиксе –чик(- щик )», определяют цель урока: научиться правильно писать ч и щ в суффиксе –чик(- щик ). Записывают тему урока в тетрадь. Ученики работают в группах, исследуют слова, анализируя их по предложенной схеме.
Учитель просит каждую группу объяснить написание ч и щ в суффиксе –чик(- щик ). Учитель просит сформулировать правило написания ч и щ в суффиксе _чик (- щик ). Учитель предлагает обратиться к учебнику и сравнить свои выводы с выводами учёных (орфограмма 33 стр. 102 ) Ученики заполняют таблицу « Фишбоун » после выступления каждой группы. Ученики формулируют правило написания ч и щ в суффиксе –чик(- щик ). Ученики читают правило «Буквы чи щ в суффиксе –чик(- щик )».
Учитель задаёт вопрос: от чего зависит написание ч и щ в суффиксе –чик(- щик )? После выполнения задания учитель предлагает ученикам проверить получившиеся таблицы. Слайд 8 . Ученики отвечают на вопрос, записывая ответ в «хвост» таблицы « Фишбоун ». Ученики проверяют таблицу, исправляют ошибки (если есть).
5. Применение новых знаний. ( Задача: закрепить понимание нового материала и проверить степень усвоения темы каждым учеником ). 10 мин. Учитель предлагает выполнить работу над ошибками в словосочетаниях, предложенных в начале урока (на этапе № 3). Слайд 9 Учитель предлагает выполнить упражнение 244 в тетради. Учитель даёт дифференцированное задание: выполнить тест «ч и щ в суффиксе –чик(- щик )»; Слайд 10 образовать от слов существительные с суффиксом –чик(- щик ), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности . Слайд 11. Учитель просит учащихся проверить и оценить работу одноклассника по предложенному ключу. Слайд 12 Ученики выполняют работу над ошибками. Ученики выполняют упражнение 244 в тетради, применяя образец рассуждения (стр. 102) Ученики выполняют два задания. Взаимопроверка. Ученики проверяют правильность выполнения работы по ключу, оценивают работу по критериям, данным учителем.
6. Итог урока. Рефлексия. (Задача : проверить усвоение темы, оценить работу учеников) Домашнее задание. (Задача: дать установку на отработку определённых умений) 3 мин. Учитель Учитель просит учащихся продолжить фразы: «Сегодня на уроке мы вместе…», «Сегодня на уроке я: научился… понял… узнал …» - благодарит учащихся за работу. Учитель оценивает работу учеников на уроке, выставляет оценки в дневники. Ученики отвечают: «Сегодня на уроке мы вместе…», «Сегодня на уроке я: научился… понял… узнал …» 3 мин. Учитель предлагает домашнее задание и инструктаж по его выполнению . Слайд 15 Ученики записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению.
После корня он стоит Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. (СУФФИКС) Лингвистическая задача
Кластер суффикс функция м есто в слове значения ? ? ? ? ? ? ?
Бел енький, дума л, бельч онок, сладк оватый, слон ёнок, камен щик, за шёл, библиотекарь, карандаш ик. Задание: заполните кластер, проанализировав данные слова.
ПРОВЕРЬ! суффикс ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЛЕ КОРНЯ значения НОВЫХ СЛОВ ФОРМ СЛОВА УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЙ ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ ЧУТЬ-ЧУТЬ ЛИЦО. ПРОФЕССИЯ
Серьёзный докла д … ик Лихой пулемё т … ик Вежливый гру з … ик Разно с … ик газет Отчаявшийся перебе ж … ик Усталый забой… ик Задание: спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы.
От чего зависит выбор написания ч и щ в суффиксе –чик(- щик )?
Задание: спишите, проведите исследование, проанализировав по схеме : + 1 группа Разведчик, лётчик, смазчик, переносчик, перебежчик. 2 группа Обойщик, фонарщик, спорщик, танцовщик, съёмщик .
От чего зависит выбор написания ч и щ в суффиксе –чик(- щик )? В суффиксе существительных –чик(- щик ) после букв д - т, з - с и ж пишется ч, в остальных случаях пишется щ . -чик- разве д чик лё т чик сма з чик перено с чик перебе ж чик - щик - Обойщик, фонарщик, спорщик, танцовщик, съёмщик
Задание: выполните работу над ошибками. Серьёзный доклад ч ик Лихой пулемёт ч ик Вежливый груз ч ик Разнос ч ик газет Отчаявшийся перебеж ч ик Усталый забой щ ик
Тест 1. В каком существи тельном на месте пропуска пишется буква ч? 1) бакен… ик 2) барабан… ик 3) воз… ик 4) фонар … ик 2 . В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ ? 1) съём… ик 2) обход… ик 3) груз… ик 4) уклад… ик 3 . В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) паром… ик 2) перебеж … ик 3) формаов … ица 4) часов… ик 4. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ ? 1) погруз … ик 2) вертолёт… ик 3) миномёт… ик 4) регулиров … ик 5 . В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) забой… ик 2) налёт… ик 3) компьютер… ик 4) свар… ик 6. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ ? 1) пулемёт… ик 2) разнос… ик 3) пис … ик 4) прицеп… ик 7. В каком существительном на месте пропуска пишется буква ч? 1) спор… ик 2) коль… ик 3) груз… ик 4) пиль… ик 8. В каком существительном на месте пропуска пишется буква щ ? 1) объезд.. ик 2) кровель… ик 3) совет… ик 4) аппарат… ица
Задание: образуйте от данных слов имена существительные с суффиксом –чик (- щик ), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности Смазать, спорить, возить, грузить, перебежать, летать, разносить, укладывать .
Тест 1. 3 2. 1 3. 2 4. 4 5. 2 6. 4 7. 3 8. 2 Критерии оценки: «5» -8; «4»-7; «3»- 6-5; «2» – 4 и меньше Образование слов Смазчик, спорщик, возчик, грузчик, перебежчик, лётчик, разносчик, укладчик. Критерии оценки: «5» – 8; «4» - 6; «3» – 4; «2» - 3 и меньше
Домашнее задание Выучить правило ( § 44 , орфограмма № 33).Попробовать создать свой способ запоминания данной орфограммы (в виде таблицы, рисунка, схемы). В ыполнить упр. 245 стр.103 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса
разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....
Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...
Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс
Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....
Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).
Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-). Учебник под ред. А.Д.Шмелева. ФГОС....
Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...
Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»
Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»Фрагмент урока с использованием ресурса сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
· ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку закрепления знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...