Безличные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Безличные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 8 классе | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Безличные предложения
- Организационный этап. Приветствие.
Я хочу пожелать нам с вами на предстоящем уроке интересной и плодотворной работы, успешного сотрудничества на пути к новым знаниям. Надеюсь, что каждый получит сегодня только положительную отметку.
Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам «собрать» пословицы.
(Каждая группа получает задание из «рассыпавшихся» слов собрать пословицу).
- Живи своим умом, а честь расти трудом.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Доброе имя дороже богатства.
- Давши слово, держись, а не давши, крепись.
(Когда задание выполнено, пословицы появляются на экране).
- Что объединяет все предложения с точки зрения синтаксиса?
- Найдите «четвёртое лишнее». Обоснуйте своё суждение.
Все предложения простые. «Лишняя» пословица третья, потому что построена как двусоставное предложение, а остальные - односоставные.
Предположите, что продолжим изучать на уроке. (Предположения детей).
Дополнения учителя:
сегодня на уроке продолжим изучать односоставные предложения.
Записываем в тетрадях: дата, классная работа.
Для успешной работы класс разделён на (4) группы. У каждого из вас индивидуальный лист достижений (ЛД), в котором будете отмечать свои успехи на каждом этапе урока. В первой колонке отмечены этапы урока. Во второй – то, что будет оцениваться. В третьей – количество баллов. В конце урока подсчитаем общее количество набранных баллов и переведём их в отметки.
Фамилия, имя __________________________
Этапы урока | Что будет оцениваться | Баллы |
| Знание изученных видов односоставных предложений, умение определять в них грамматическую основу | |
| Понимание теоретических положений | |
| Умение находить безличные предложения среди предложений других видов | |
| Умение перестраивать двусоставные предложения в безличные | |
| Умение самостоятельно составлять безличные предложения | |
Итого: | ||
Отметка: | ||
- Повторение опорных знаний. Связь с предыдущей темой.
Цель: проверить знание изученных видов односоставных предложений, умение определять в них грамматическую основу.
Индивидуальное задание (на доске).
Задание. Разделите все односоставные предложения на две группы. Обоснуйте выбор,назовите грамматические основы.
Именные: Полночь. Мгла и ветер. Яркий зимний полдень.
Глагольные: Идём со мной!
Копнёшь поглубже – найдёшь получше.
На берегу начали варить уху.
Фронтальная устная работа с классом по вопросам
- Кто из лингвистов занимался изучением односоставных предложений?
Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставного предложения, внес великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов(1864-1920). Выдающийся лингвист и историк, имя которого широко известно во всём мире. Ему принадлежит труд « Синтаксис русского языка».А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения). Учёный подробно описал разные их виды и предложил свою классификацию данных синтаксических конструкций.
- В каких стилях речи чаще всего встречаются односоставные предложения и почему?
Пословица как правило выражает общее суждение, его можно отнести к любому лицу. Пословица применима больше всего в устной речи, характерна для разговорного стиля. Они используются в публицистических текстах, где опять-таки аппелируют к разным лицам, к любым людям, (Берегите родную природу!) и очень часто подобные предложения используют в художественной литературе.
Проверка выполнения индивидуальных заданий, выполненных на доске
Работа групп. (На экране – 5 текстов. )
Дано несколько текстов. Каждой группе выбрать, прочитать выразительно тот текст, который соответствует заданию. Обосновать ответ.
Задания:
- группа. Выбрать текст, содержащий только односоставные назывные предложения.
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Б.Пастернак
- группа. Выбрать текст, содержащий только односоставные определённо-личные предложения.
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
С.Есенин
3 группа. Выбрать текст, содержащий односоставные неопределённо-личные предложения.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
А.С.Пушкин
4группа. Выбрать текст, содержащий только односоставные обобщённо-личные предложения.
В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь.
Н.Сладков
Выступления групп.
Выставление баллов по заданию № 1. Взаимооценка в группе.
- Выявление затруднения. Формулирование темы. Постановка целей и задач.
В предложенных для групп заданиях был ещё один текст.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
М.Цветаева
- Почему ни одна группа не выбрала этот текст для своего ответа?
- Содержит ли текст односоставные предложения?
- Выпишите в тетради грамматическую основу. Назовите её.
- Можно ли определить лицо глагола?
- Возможна ли подстановка подлежащего?
- Знаком ли нам этот вид односоставных предложений?
-Как бы вы назвали тему урока?
Записываем в тетрадях.
Тема урока: «БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
- О чём говорит слово «безличные»? Разберите его по составу. (работа в тетрадях).
Определите исходя из этого значение термина.
- Какую цель необходимо поставить на уроке? (Мнения учащихся)
Целеполагание:
- познакомиться ещё с одним типом односоставных предложений
- узнать грамматические признаки данного типа предложений;
- научиться находить в тексте и употреблять в речи безличные предложения.
-Какие определим задачи?
Задачи урока:
- изучить теоретический материал;
- выполнить упражнения, чтобы научиться находить в текстах БП;
- проверить понимание темы;
- учиться составлять собственный текст с БП, с целью использования в своей речи.
- Изучение новых знаний и способов деятельности.
Цель: изучение теоретического материала по теме урока.
Задания для групп: коллективное составление наглядной опорной схемы
«Способы выражения сказуемого в безличном предложении»
(Каждой группе даны 2 примера предложения. Записать пример и подобрать к каждому соответствующее теоретическое положение, выделив способы выражения сказуемого).
Учебник Бунеева, стр. 193
- В лесу дышится легко. Зажгло грозою дерево.
- Быть грозе. В комнатах старательно прибрано.
- Мне в холодной землянке тепло. Вокруг не было ни души
- Так хочется спать! Мне тепло.
Пояснения учителя.
Безличный глагол не имеет личных форм, ведь рядом с ним нельзя поставить подлежащее, какого-то деятеля. Подобные глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе: вечереет, смеркается, хорошо работается; а вот глаголы, которые могут иметь личную форму, но употреблены в безличном значении: тянет дымом, пахнет сеном.
Ответственный в группе выставляет отметки.
- Проверка понимания изученного. Индивидуальная работа в группах и взаимопроверока.
Цель: проверить умение на основе полученных теоретических знаний находить безличные предложения, определять способ выражения сказуемого.
Задания для групп. Найдите и выпишите в тетрадь только безличные предложения, обозначьте в каждом из них грамматическую основу, укажите способ выражения сказуемого.
После выполнения даются ключи с ответами, осуществляется самопроверка.
Упражнение 1группы. 1) В горнице моей светло. 2) Пахнет ёлками и снегом. 3) Сразу тьма спустилась! 4) Хмурый лес качался. 5) Утром нам принесли письмо. 6) Рассвело. 7) Топи да болота, синий плат небес. 8) Взбегу на холм и упаду в траву. 9) Дороги не видно. 10) Ребёнку не спится.
Упражнение 2группы. 1) Темнеет. 2) Мне хочется научиться играть на фортепиано. 3) Весна. 4) В лесу дышится легко. 5) Пробираемся сквозь сугробы. 6) С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. 7) Шила в мешке не утаишь. 8) Быть грозе. 9) Вокруг не было ни души. 10) Забудь заботы и печали!
Упражнение 3группы. 1) Стал накрапывать дождь. 2) Пробираемся сквозь сугробы. 3) Мне по ночам не спится. 4) Уже поздно. 5) Словами горю не поможешь. 6) Степь и дали. 7) На улице ветрено. 8) Вечереет. 9) Не бояться! 10) Жизнь прожить – не поле перейти.
Упражнение 4группы. 1) Мне нездоровится. 2) Начало весны. 3) Что посеешь, то и пожнёшь. 4)Тихо кругом. 5) Семеро одного не ждут. 6) В лесу не слышно шума городского. 7) Кушать подано! 8) Река присмирела. 9) Шила в мешке не утаишь. 10) Смотри вперёд!
( 5 правильных решений – 5 баллов)
- Применение знаний в изменённой ситуации. 5 минут.
Задание. Дан текст. Преобразуйте указанные двусоставные предложения в односоставные безличные. Запишите в тетрадь. У каждой группы – по 2 предложения. Если правильно выполнено задание – должен получиться связный текст – такой, как в образце, который появится на экране.
Вечереет. Становится грустно одному.
Мне не сидится дома. Я отправляюсь к морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет.Постепенно свежеет.
Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как хочется выкупаться!
Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится! Какой чудесный вечер! Так сладко на душе.
Однако пора возвращаться.
Какой текст звучит более поэтично, более лаконично и ярко, помогает изобразить состояние природы и души человека?
Взаимооценка в группах.
- Творческая работа.
Сочинение-миниатюра по опорным словам (коллективная работа группы)
Цель: научиться конструировать безличные предложения, составлять с ними связный текст и использовать в речи.
1группа – «Правила поведения в школьной столовой»,
2группа – сочинение-описание картины
3 группа – текст рекламы
4 группа –инструкцию «Как не заблудиться в чужом городе»
Ответственный в группе выставляет каждому баллы.
- Подведение итогов.
Вы выполнили 5 заданий. Подсчитайте общее количество набранных баллов и запишите в графу итог. А теперь переведём набранные баллы в отметку.
23-25 баллов –«5»
20-22 балла- «4»
15-20 баллов – «3»
Прошу поднять руки тех, кто получил отметку «4» или «5».
- Рефлексия деятельности.
- Что узнали и чему научились?
- Достигли поставленных целей?
- В какой момент урока вы почувствовали себя наиболее успешным?
- Какие аспекты темы нужно продолжить изучать на следующем уроке?
- Где вы примените полученные на уроке знания?
- Предложите свой вариант домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Безличное предложение"
Конспект вторго урока по теме "Безличное предложение" и рабочие материалы....
Безличные предложения
Способы выражения сказуемого в безличном предложении, соответствия с личным предложением. Презентацию можно использовать как на этапе освоения нового материала, так и при обобщении и повторении....
Конспект урока по немецкому языку "Безличные предложения" 5 класс
Конспект урока по теме "Безличные предложения"...
Безличные предложения. Тренировнчное упражнение.
Дидактический материал по теме "Безличные предложения"...
Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»
8 класс. Русский язык. Третий урок в теме "Односоставные предложения". Урок построен с позиции здоровьесбережения....
Практическая работа (анализ текста) по теме "Безличные предложения"
Реализация дифференцированного подхода...
конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Безличное предложение" (по учебнику Тростенцовой Л.А.)
Первый урок по теме "безличные предложения" формирует умение определять безличное предложение и характеризовать его, совершенствуются орфографические, речевые и пунктуационные навыки учащихся. На урок...