Урок русского языка в 8 классе "Публичное выступление на общественно значимую тему"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Международное гуманитарное право (МГП) изучается не только на уроках литературы. Урок русского языка в 8 классе по рассказу Р.Бредбери "Улыбка" совершенствует навыки составления текстов публицистического стиля и поднимает вопрос о значимости культурных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_vystuplenie_na_obshchestvenno_znachimuyu_temu.ppt | 424.5 КБ |
urok_razvitiya_rechi_v_8_klasse.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Публичное выступление на общественно значимую тему
(по рассказу Р. Брэдбери «Улыбка»)»
Цели:
- Обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения;
- Рассмотреть нормы по ограничению средств и методов ведения войны, в соответствии с которыми в ситуации вооружённого конфликта культурные ценности не должны подвергаться нападению
- Совершенствовать навыки составления текстов публицистического стиля.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию.
- Словарная работа: подобрать однокоренные слова к слову культура (культурный, окультурить, некультурный). Как вы понимаете значение слова культура?
Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (слайд 2)
Продолжите фразу: «Культурные ценности – это…».(Учащиеся записывают фразу в тетрадь, а затем сопоставляют свои определения со словарным: «Культурные ценности – исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное и духовное наследие народов». Это определение также записывается в тетрадь.) (слайд 3)
Как вы понимаете слово наследие? (Наследие – 1. какое-либо явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. 2. (Устар.) То же, что «Наследство»)
Какое определение слова цивилизация вы нашли в словарях? (Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.) (слайд 4)
- Приведите примеры известных вам культурных ценностей.
III. Сообщение темы и целей урока. (слайд 5)
IV. Изучение нового материала.
1.Чтение рассказа Р. Брэдбери «Улыбка».
- Постановка проблемного вопроса. Какое выражение получили в этом рассказе рассмотренные нами понятия?
2.Проверка первичного восприятия с опорой на картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза, или Джоконда». (слайд6)
Эта женщина жила около пятисот лет назад в Италии. Её имя Лиза, но называют её Мона Лиза, то есть «госпожа Лиза». Ещё её называют Джоконда, потому что её итальянская фамилия – Джоконда. Леонардо да Винчи, написавший этот портрет, был уже в то время знаменит. Художнику впервые удалось создать и внушить зрителю ощущение живой жизни. Он сообщил лицу Джоконды загадочно-неуловимое выражение: это полуулыбка, по которой трудно определить внутреннее состояние молодой женщины. (слайд7)
И хотя атмосфера вокруг производит впечатление покоя, кажется, что и освещение вот-вот изменится. Перед зрителем впервые предстаёт картина, столь тонко передающая движение времени.
Эта картина имела огромный успех при жизни Леонардо да Винчи. В ней было всё ново: светотень, ощущение остановившегося мгновения в полуулыбке Моны Лизы…Эта женщина, как будто ничем не замечательная, представляет весь род человеческий: увиденная в долю секунды – и запечатлённая навеки, освещённая скользящим лучом света – и окутанная тенью, которая хранит её тайну.
3.Аналитическая работа по тексту.
- Подберите слово, которое наиболее ёмко, точно определяло бы то, что было совершено толпой по отношению к картине.(Ученики могут сами догадаться и назвать слова «вандализм»,»варварство».)(слайд 8)
Слово вандализм обозначает бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Слово это произошло от вандал – разрушитель культуры, варвар (по названию воинственных древнегерманских племён, разрушивших Рим и уничтоживших его культурные ценности).
Варвар – 1. У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2. Невежественный, грубый, жестокий.
Варварство – грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей.
- Приходилось ли вам сталкиваться с подобного рода разрушительными действиями по отношению к культурным ценностям в вашей повседневной жизни? Как вы думаете, почему это происходит?
- Одна из статей нашего великого соотечественника Николая Константиновича Рериха в защиту Культуры начинается такими возвышенными формулами: (слайд 9)
"Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты".
Как вы их понимаете?
Идеи борьбы за мир, красоту и знание он пронес через всю свою жизнь.
Эта борьба включала в себя не только пропаганду охраны памятников русской истории и искусства, веское слово писателя-гуманиста в их защиту и прекрасные полотна художника. На основе его предложения 14 апреля 1935 г. был заключен Пакт об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха ), который стал первым международно-правовым актом в области охраны культурных ценностей .
- Познакомьтесь с информацией рубрики «Знаешь ли ты…». Как вы думаете, почему в источниках международного гуманитарного права есть специальные положения о защите культурных ценностей во время войны? (слайд 10)
Памятники искусства и культуры являются теми оазисами, в которых воплощено все самое возвышенное, утонченное и героическое в жизни народа.Они образуют непосредственный мост от его исторической памяти к утверждению жизни настоящей, к светлому строительству будущего.
- Познакомьтесь с одним интересным эпизодом времён Великой Отечественной войны (отрывок о Кижах), проанализируйте действия лётчика и мотивы принятого им решения.
- Закрепление изученного.(слайд 11)
- Обсудите с соседом по парте вопрос: «Могут ли личные вкусы и оценки влиять на определение того, какие культурные ценности необходимо охранять и защищать, а какие – нет? Почему?»
- Из текста рубрики «Знаешь ли ты…» выбери фразу, которая могла бы стать частью вывода по проблеме отношения к культурным ценностям.
- Самостоятельная работа. (слайд 12)
Задание к сочинению: представь, что тебя пригласили принять участие в радиопередаче. Основная её цель – обратиться к участникам вооружённого конфликта как с одной, так и с другой стороны и привести веские аргументы, убеждающие воюющих щадить и уважать те культурные ценности, которые находятся в зоне вооружённого конфликта.
- Выборочное чтение работ.
- Итог урока. Актуальна ли эта тема в современном мире? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок 8 класс Публичное выступление на общественно значимую тему
Открытый урок по развитию речи, позволяет организовать работу учащихся в группах, в парах, индивидуально....
презентация к изучению литературы Восточной Сибири; тренинг к ЕГЭ по русскому языку(грамматика, лексика); выступление на педсовете по теме "Нестандартные уроки"
всё для творческого учителя...
Урок развития речи в 8 классе "Публичное выступление на общественно значимую тему: «Что такое толерантность?» и презентация к нему
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе с ииспользованием технологии РКМЧП на тему: "Что такеое толерантность?"...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...
Публичное выступление на общественно значимую тему
Открытый урок развития речи в 9 классе,...
Урок развития речи «Публичное выступление на общественно значимую тему»
Цели:обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах;развитие письменной и устной речи учащихся;формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения....