Факультатив «Поговорим о языке» 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Факультатив расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности. Основная цель данного факультативного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_rus.yazyku_6_klass_2013g.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа факультатива по русскому языку «Поговорим о языке» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения. Примерной программы основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень ) для 6 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263, а также с использованием авторской программы Е.П.Преображенской.
Программа факультатива рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Факультатив расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности. Основная цель данного факультативного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Общему и языковому развитию учащихся способствуют следующие цели программы:
- формирование духовного мира ребенка, его ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного и пассивного словаря ребенка;
-развитие таких психических новообразований, как мышление, память, внимание, способность к рефлексии, самооценке посредством овладения, с одной стороны, абстрактной системой языка, с другой стороны, путем запоминания конкретного языкового материала ( слов текста), анализа текстов нравственной тематики или размышлений над аналогичными темами сочинений;
-расширение общеобразовательного кругозора учащихся за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения;
-становление общеучебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование, пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);
-совершенствование навыков и умений в письменной и устной продуктивной и рецептивной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладении культурой речевого поведения, в частности речевым этикетом.
Задачи обучения родному языку состоят в том, чтобы обеспечить:
-формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности;
-формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5 - 6 классе;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста;
- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
- функционально – смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 - 6 классе; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать разговорную речь и язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать текст заданного стиля и типа речи;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во Час. | Тип урока | Элементы содержания | Измерители Вид контроля |
1 | Понемногу о многом | 1 | Урок-беседа | Знакомство с высказываниями замечательных людей о русском языке. | Сам.работа с журналами | |
2, 3 | Звук и буква | 2 | Урок-практикум | Работа с текстом М.М.Пришвина. Рассмотрение строения речевого аппарата | Составление задания к игре «Заблудился» | |
4 | Игра «Заблудился» | 1 | Урок-игра | Загадки. Работа с карточками. Практические задания по фонетике | Взаимопроверка. Подведение итогов. | |
5 | Можно ли писать без букв? | 1 | Урок-экскурсия | Виртуальная экскурсия по выставочным залам «Культура древнего Египта», «Культура Междуречья». | Беседа по вопросам | |
6 | Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные | 1 | Урок-путешествие | Знакомство с азбукой Кирилла и Мефодия. Веселые буквы. Лишние буквы. | Работа со словарями и справочниками | |
7 | Загадочный папирус | 1 | Урок-беседа | Прочтение книги С.Я.Лурье «Письмо греческого мальчика». Беседа по прочитанному | Письменные ответы на вопросы по книге | |
8 | Словесные раскопки | 1 | Урок-беседа | Откуда пришли названия наших месяцев? Что значат названия дней недели? | Самост. рассмотрение истории возникновения некоторых слов | |
9, 10 | Увлекательное около нас | 2 | Урок-инсценировка | Инсценировка «Как ожили названия городов, рек и озер» | Устный опрос | |
11, 12 | Бывают ли у слов родственники? | 2 | Урок-беседа | Практическая работа. Повторение способов словообразования | Беседа по вопросам, сформулированным самими учащимися | |
13 | Можно ли сломать язык | 1 | Урок-практикум | Работа со словарем С.И. Ожегова. | Игра «Угадай» | |
14, 15 | Сказал то же, да не одно и то же | 2 | Урок-практикум | Работа со словарем синонимов | Написание изложения | |
16 | «Тезки наоборот» | 1 | Урок-практикум | Работа со словарем антонимов | Составление кроссвордов | |
17 | О словах разных, одинаковых, но разных | 1 | Урок-практикум | Работа со словарем омонимов | Подготовка сценария «Прочь с дороги!» | |
18 | Прочь с дороги! | 1 | Урок-спектакль | Рассуждения о важности правильно говорить и знать свой родной язык | Выставка работ по изученным темам | |
19, 20 | Фразеологические обороты | 2 | Урок-беседа | Повторение изученного о фразеологизмах, знакомство с понятием «идиома». | Сообщения об отдельных фразеологизмах | |
21, 22 | Почему мы так говорим? | 2 | Урок-практикум | Учащиеся выступают с сообщениями о фразеологизмах | Подготовка к конкурсу на лучшее объяснение и оформление фразеологизма | |
23 | Кто впереди? | 1 | Закрепление изученного материала | Выставка работ и их оценка. Игра. Инсценировки | Создание стенгазеты, заголовками которой должны являться фразеологизмы | |
24, 25 | Крылатые слова | Урок изучения нового материала | Исследование басен И.А.Крылова. Нахождение крылатых выражений. | Устный опрос | ||
26 | Биографию имеют не только люди, но и слова | Урок-викторина | Письменная викторина по вопросам, предложенным учителем | Письменная работа | ||
27, 28 | Не в бровь, а в глаз | Урок-практикум | Чтение и обсуждение прочитанных высказываний известных людей о слове | Оформить по теме альбом пословиц и поговорок | ||
29, 30 | В руках умелых слово творит чудеса | Урок-практикум | Чтение отрывка из повести А.П.Чехова «Степь».Беседа о разнообразии звукового состава нашего языка, свойствах звуков | Устный опрос | ||
31, 32 | Наш язык богат и могуч | Урок-концерт | Выставка стендов на тему «Русские писатели о языке». Сообщения учеников по тематике стендов | |||
33, 34 | Язык твой - друг твой | Закрепление изученного материала | Чтение стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык».Беседа по вопросам | Устный опрос | ||
35 | До новой встречи (итоговый урок) | Закрепление изученного материала | Выставка всех работ за год. Выступления учащихся с сообщениями |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ (БЛОК-МОДУЛИ)
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | Кол-во часов |
Вводный урок. Понемногу о многом | 1 | |
Фонетика | 6 | |
Лексика | 11 | |
Фразеология | 7 | |
Занимательная грамматика | 5 | |
Будем говорить правильно | 5 | |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Вводный урок. Понемногу о многом.
Звук и буква.
Можно ли писать без букв?
Буквы понятные, редкие и буквы когда-то страшные. Веселая буква. Лишние буквы.
Загадочный папирус.
Словесные раскопки.Откуда пришли названия месяцев? Что значат названия дней недели? Как получили свои названия монеты? Простофиля.Пароход и паровоз.Ладушки. Принц. Цифра. Кампания и компания.
Увлекательное около нас. Название улиц и площадей. Название частей света. Названия государств. Названия городов. Названия рек, озер, проливов, островов, гор.
Бывают ли у слов родственники?
Можно ли сломать язык.
Сказал то же, да не одно и то же.
«Тезки наоборот».
О словах разных, одинаковых, но разных.
Прочь с дороги!
Фразеологические обороты.
Почему мы так говорим?
Кто впереди?
Крылатые слова.
Биографию имеют не только люди, но и слова.
Не в бровь, а в глаз.
В руках умелых слово творит чудеса.
Наш язык богат и могуч.
Язык твой – друг твой.
До новых встреч. Итоговый урок.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика, Минск, 1963.
- Бельчикова Ю.А. Терминология в русском языке, М., 1980.
- Будагов Р.А. Введение в науку о языке, М., «Просвещение», 1999.
- Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка, М., 1996.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка, М., 1994.
- Жуков Д.М. Загадочные письмена, М., 1962.
- Ефимов А.И. История русского литературного языка, 1993.
- Казанский Б.В. В мире слов, 1979.
- Прудников А.В. На уроке и после урока. М., 1998.
- Русские писатели о языке. Хрестоматия под ред. А.М. Докусова, М., 1959.
- Русские писатели о языке. Под ред. Б.В.Томашевского и И.Д.Левина, М.,2005.
- Селищев А.М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. М., 1987.
- Сергеев И.П. Тайна географических названий. М., 1989.
- Успенский Л.В. Биография слов. М., 1999.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.
Электронные издания
1.CD «Большая Советская энциклопедия»
2.CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
3.CD репетитор – тренажер. Русский язык. Основной курс
4.CD «Энциклопедия русского языка»
5.1С Репетитор. Русский язык
6.1С Репетитор. Тесты по пунктуации
Ресурсное обеспечение
1.http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
2.http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
3Новый словарь русского языка http:// www.rubricon.ru/nsr_1.asp
4 .Русский филологический портал http:// www.philology.ru/default/htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по русскому языку в 9 классе
факультатив по русскому языку в 9 классе...
Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс
Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....
Факультатив по английскому языку в 11 классе "Страноведение"
Содержание данного факультатива было разработано в соответствии с требованиями Стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый и профильный уровни). Курс рассчитан на уч...
Факультатив по русскому языку 8 класс
Законы русской орфографии...
Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса
Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...
Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса
Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...
Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»
Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»...