Факультатив «Поговорим о языке» 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Федоренко Ольга Анатольевна

Факультатив расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.  Основная цель данного факультативного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_po_rus.yazyku_6_klass_2013g.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа факультатива по русскому языку «Поговорим о языке» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения. Примерной программы основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень ) для 6 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263, а также с использованием авторской программы Е.П.Преображенской.

  Программа факультатива рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

   Факультатив расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.  Основная цель данного факультативного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Общему и языковому развитию учащихся способствуют следующие цели программы:

   - формирование духовного мира ребенка, его ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного  и пассивного словаря ребенка;

    -развитие таких психических новообразований, как мышление, память, внимание, способность к рефлексии, самооценке посредством овладения, с одной стороны, абстрактной системой языка, с другой стороны, путем запоминания конкретного языкового материала ( слов текста), анализа текстов нравственной тематики или размышлений над аналогичными темами сочинений;

   -расширение общеобразовательного кругозора учащихся за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения;

   -становление общеучебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование, пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);

   -совершенствование навыков и умений в письменной и устной продуктивной и рецептивной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладении культурой речевого поведения, в частности речевым этикетом.

Задачи обучения родному языку состоят в том, чтобы обеспечить:

  -формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности;

  -формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.

    Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о языке, изученные в 5 - 6 классе;

- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

- основные единицы языка, их признаки;

- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

- признаки текста;

- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

- функционально – смысловые типы речи, их признаки;

- основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 - 6 классе; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- различать разговорную речь и язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

- создавать текст заданного стиля и типа речи;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

- получения знаний по другим учебным предметам.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

Час.

Тип

урока

Элементы

содержания

Измерители

Вид контроля

1

Понемногу о многом

1

Урок-беседа

Знакомство с высказываниями замечательных людей о русском языке.

Сам.работа с журналами

2,

3

Звук и буква  

2

Урок-практикум

        Работа с текстом М.М.Пришвина. Рассмотрение строения речевого аппарата

Составление задания к игре «Заблудился»

4

Игра «Заблудился»

1

Урок-игра

Загадки. Работа с карточками. Практические задания по фонетике

Взаимопроверка. Подведение итогов.

5

Можно ли писать без букв?

1

Урок-экскурсия

Виртуальная экскурсия по выставочным залам «Культура древнего Египта», «Культура Междуречья».

Беседа по вопросам

6

Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные

1

Урок-путешествие

Знакомство с азбукой Кирилла и Мефодия. Веселые буквы. Лишние буквы.

Работа со словарями и справочниками

7

Загадочный папирус

1

Урок-беседа

Прочтение книги С.Я.Лурье «Письмо греческого мальчика». Беседа по прочитанному

Письменные ответы на вопросы по книге

8

Словесные раскопки

1

Урок-беседа

Откуда пришли названия наших месяцев? Что значат названия дней недели?

Самост. рассмотрение истории возникновения некоторых слов

9,

10

Увлекательное около нас

2

Урок-инсценировка

Инсценировка «Как ожили названия городов, рек и озер»

Устный опрос

11,

12

Бывают ли у слов родственники?

2

Урок-беседа

Практическая работа. Повторение способов словообразования

Беседа по вопросам, сформулированным самими учащимися

13

Можно ли сломать язык

1

Урок-практикум

Работа со словарем С.И. Ожегова.

Игра «Угадай»

14,

15

Сказал то же, да не одно и то же

2

Урок-практикум

Работа со словарем синонимов

Написание изложения

16

«Тезки наоборот»

1

Урок-практикум

Работа со словарем антонимов

Составление кроссвордов

17

О словах разных, одинаковых, но разных

1

Урок-практикум

Работа со словарем омонимов

Подготовка сценария «Прочь с дороги!»

18

Прочь с дороги!

1

Урок-спектакль

Рассуждения о важности правильно говорить и знать свой родной язык

Выставка работ по изученным темам

19,

20

Фразеологические обороты

2

Урок-беседа

Повторение изученного о фразеологизмах, знакомство с понятием «идиома».

Сообщения об отдельных фразеологизмах

21,

22

Почему мы так говорим?

2

Урок-практикум

Учащиеся выступают с сообщениями о фразеологизмах

Подготовка к конкурсу на лучшее объяснение и оформление фразеологизма

23

Кто впереди?

1

Закрепление изученного материала

Выставка работ и их оценка. Игра. Инсценировки

Создание стенгазеты, заголовками которой должны являться фразеологизмы

24,

25

Крылатые слова

Урок изучения нового материала

Исследование басен И.А.Крылова. Нахождение крылатых выражений.

Устный опрос

26

Биографию имеют не только люди, но и слова

Урок-викторина

Письменная викторина по вопросам, предложенным учителем

Письменная работа

27,

28

Не в бровь, а в глаз

Урок-практикум

Чтение и обсуждение прочитанных высказываний известных людей о слове

Оформить по теме альбом пословиц и поговорок

29,

30

В руках умелых слово творит чудеса

Урок-практикум

Чтение отрывка из повести А.П.Чехова «Степь».Беседа о разнообразии звукового состава нашего языка, свойствах звуков

Устный опрос

31,

32

Наш язык богат и могуч

Урок-концерт

        Выставка стендов на тему «Русские писатели о языке». Сообщения учеников по тематике стендов

33,

34

Язык твой - друг твой

Закрепление изученного материала

Чтение стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык».Беседа по вопросам

Устный опрос

35

До новой встречи (итоговый урок)

Закрепление изученного материала

Выставка всех работ за год. Выступления учащихся с сообщениями

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ (БЛОК-МОДУЛИ)

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

Кол-во

часов

Вводный урок. Понемногу о многом

1

Фонетика

6

Лексика

11

Фразеология

7

Занимательная грамматика

5

Будем говорить правильно

5

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Вводный урок. Понемногу о многом.

Звук и буква.

Можно ли писать без букв?

Буквы понятные, редкие и буквы когда-то страшные. Веселая буква. Лишние буквы.

Загадочный папирус.

Словесные раскопки.Откуда пришли названия месяцев? Что значат названия дней недели? Как получили свои названия монеты? Простофиля.Пароход и паровоз.Ладушки. Принц. Цифра. Кампания и компания.

Увлекательное около нас. Название улиц и площадей. Название частей света. Названия государств. Названия городов. Названия рек, озер, проливов, островов, гор.

Бывают ли у слов родственники?

Можно ли сломать язык.

Сказал то же, да не одно и то же.

«Тезки наоборот».

О словах разных, одинаковых, но разных.

Прочь с дороги!

Фразеологические обороты.

Почему мы так говорим?

Кто впереди?

Крылатые слова.

Биографию имеют не только люди, но и слова.

Не в бровь, а в глаз.

 В руках умелых слово творит чудеса.

Наш язык богат и могуч.

Язык твой – друг твой.

До новых встреч. Итоговый урок.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика, Минск, 1963.
  2. Бельчикова Ю.А. Терминология в русском языке, М., 1980.
  3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке, М., «Просвещение», 1999.
  4. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка, М., 1996.
  5. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка, М., 1994.
  6. Жуков Д.М. Загадочные письмена, М., 1962.
  7. Ефимов А.И. История русского литературного языка, 1993.
  8. Казанский Б.В. В мире слов, 1979.
  9. Прудников А.В. На уроке и после урока. М., 1998.
  10. Русские писатели о языке. Хрестоматия под ред. А.М. Докусова, М., 1959.
  11. Русские писатели о языке. Под ред. Б.В.Томашевского и И.Д.Левина, М.,2005.
  12. Селищев А.М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. М., 1987.
  13. Сергеев И.П. Тайна географических названий. М., 1989.
  14. Успенский Л.В. Биография слов. М., 1999.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.

Электронные издания

1.CD  «Большая Советская энциклопедия»

2.CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

3.CD репетитор – тренажер. Русский язык. Основной курс

4.CD «Энциклопедия русского языка»

5.1С Репетитор. Русский язык

6.1С Репетитор. Тесты по пунктуации

Ресурсное обеспечение

1.http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал

2.http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

3Новый словарь русского языка  http:// www.rubricon.ru/nsr_1.asp

4 .Русский филологический портал http:// www.philology.ru/default/htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по русскому языку в 9 классе

факультатив по русскому языку в 9 классе...

Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс

Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....

Факультатив по английскому языку в 11 классе "Страноведение"

Содержание данного факультатива было разработано в соответствии с требованиями Стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый и профильный уровни). Курс рассчитан на уч...

Факультатив по русскому языку 8 класс

Законы русской орфографии...

Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса

Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...

Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса

Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...

Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»

Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»...