"Формирование УУД на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему
Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Русский язык относится к дисциплине благоприятной для формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_formir-ie_uud_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение…………………………………………………………2
- Основная часть.
Формирование УУД на уроках русского языка……………3
- Проектная деятельность…………………………………4
- Нестандартные уроки, игровые технологии…………..6
- Самостоятельная работа…………………………………8
- Работа с таблицами и схемами………………………….11
- Работа со словарными словами………………………..11
- Работа с текстом…………………………………………..12
- Заключение……………………………………………………..13
- Приложение (фрагменты уроков)...............………………….14
- Список используемой литературы…………………………..17
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах
I.Введение
Сегодня очевидно, что «знаниевая» модель образования оказалась неэффективной. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.
Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Актуальность работы заключается в следующем. Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
Цель моей работы - анализ методов создания условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, оптимизации условий для получения высокого качества обучения.
Задачи:
- выявить способы формирования у учащихся основных видов УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения русского языка;
- продемонстрировать методические приемы повышения познавательных способностей к самовыражению и самореализации.
Как формировать УУД в рамках конкретной предметной дисциплины? Данной проблеме посвящена моя работа.
II. Основная часть.
Формирование УУД на уроках русского языка в 5 – 9 классах
В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали: идея развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования новых информационных технологий.
Я продемонстрирую в своей работе, как при формировании на уроках русского языка УУД я использую ИКТ, применяю проектные технологии.
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы», создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий:
- методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);
- методика использования творческих заданий на уроках с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint;
- Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка» - издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.). С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности для обучения и самообразования, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн»), большое количество проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, при демонстрации презентаций, в том числе и собственных, сделанных по моему заданию самостоятельно или под моим руководством, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности. Уже в пятом классе учащимися были созданы интересные презентации: «Боги и герои Древней Греции», «Слово о словах», «В стране Фразеологии». В старших классах: «Пушкин в изобразительном искусстве», «Эти многоликие слова», «Язык – друг мой?», «Односоставные предложения» и др.
Я убедилась, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, развивает у учащихся логическое мышление.
- Проектная деятельность
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. На мой взгляд, современный учебный процесс невозможен без проектной технологии. Она позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении.
На уроках русского языка и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.
Моими учащимися были созданы различные проекты: статьи, доклады, рефераты, творческие отчёты и т. д.
Наиболее успешными оказались следующие проекты учащихся: «Путешествие в слово», «Как работать над сочинением», «Как писать сочинение по картине»», «Русский язык в кроссвордах». Неоднократно учащиеся выставляли свои проекты на школьные и городские конкурсы. (Проект «Сравнительный анализ пословиц разных народов мира» стал одним из лучших в городском конкурсе).
Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-смысловой компетенций. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
Учебные проекты и исследовательские работы способствуют формированию регулятивных, познавательных действий.
1.2. Нестандартные уроки, игровые технологии
С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.
При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным и ярким урокам.
Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуются успехом уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения. На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии, диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы являются помощниками в обучении.
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности
- Нестандартные уроки, игровые технологии
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.
Из нестандартных заданий можно отметить следующие:
- "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;
- "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля»;
- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.
Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);
-Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).
Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.
- Она пуще неволи.
- Суп, сваренный Демьяном.
- Мельник, работающий неделями.
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся.
Вопросы проблемного характера.
Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание «Бывайте здоровы» может обидеть вашего друга, а слова «Передавайте привет сестре» вызвать удивление?
- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне):
- работать с научно-популярной литературой и справочниками;
- анализировать языковые единицы;
- формулировать выводы;
- составлять текст (сообщения, реферата, доклада);
- давать развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос;
- писать сочинение на лингвистическую тему;
- проводить исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?
- Зачем нужны архаизмы?
Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)
- Покой морфемам только снится. В гостях у Омонимов.
- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).
- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).
- Быть или не быть Собственным?
Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести: диктанты «на засыпку»;
редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).
Задание. Найди и исправь стилистические ошибки:
- Мы поражались его поразительной памяти.
Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
- Самостоятельная работа
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс.
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя.
В школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
- Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.
- Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
- Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
- В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
- Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.
Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля. Так ученики могут рассказывать друг другу правила, например «Правописание частиц НЕ и НИ», «Правописание суффиксов причастий».
Пример работы в парах:
- В 10 классе работали в парах по контрольным вопросам после повторения темы «Лексика».
- Какой пласт слов по происхождению является в русском языке древнейшим? Приведите примеры.
- Какие слова относятся к общеславянской лексике?
- Какие группы славянских языков появляются в результате распада общеславянского языка?
- На какие 3 группы распадается восточнославянский язык?
- Что такое заимствованные слова? и др.
Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.
Часто на уроках я использую словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.
Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.
Далее хочу остановиться на самостоятельном составлении связного рассказа на заданную тему. Ученики получают связный рассказ на дом. Например: «ура Инфинитиву», служебные части речи «Стили речи и др.» Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ.
Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное.
Выполнение заданий по карточкам также способствует развитию самостоятельности обучающихся.
Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся.
- Работа с таблицами и схемами
В своей работе на уроках русского языка часто использую элементы методики Шаталова В.Ф., Меженко Ю.С. теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.
С пятого класса мы составляем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ЕГЭ.
К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.
На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера (например, корни с чередованием гласных, О-Е после шипящих и Ц).
- Работа со словарными словами
Творческий подход учителя к работе позволяет формировать различные виды УУД и при работе со словарными словами. После традиционной работы со словом мы просим ученика выучить.
Очень часто мы говорим своим ученикам: «Запомните… Это надо запомнить …», но при этом не разъясняем, как именно надо запоминать.
Хочу поделиться опытом работы со словарными словами (приложение 2 (2)).
Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:
- Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре, орфография которого не вызывает затруднение.
- Подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим группам.
- Подбор слов по сходству их звучания.
- Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной.
- Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными.
- Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы.
- Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные.
- Одним из любимых способов работы со словарными словами является создание небольших стихотворений.
Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
- Работа с текстом
Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с текстом поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,
способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.
- Заключение
Необходимость формирования УУД очевидна.
Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.
В результате работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.
Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.
Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.
Достигнуты важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:
- высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
- повышение интереса к русскому языку и литературе;
- прочное и неформальное усвоение знаний;
- повышение результативности обучения;
- умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
- умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100%), результатами ГИА по русскому языку, сформированности коммуникативных и ключевых компетенций (60 – 70%), наличием призеров, победителей и лауреатов Олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов школьного и городского уровня. Наблюдается позитивная динамика качества знаний.
Приложение
1. Создание проблемной ситуации
Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.
Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?
А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.
- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)
- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)
- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)
После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.
2. Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
•Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
•Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
•Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
•Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
3 . Работа с текстом
Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто...?
Что...?
Когда...?
Как звать...?
Было ли...?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
4. Составление кластера
Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:
Герасим
Портрет
Описание каморки
Отношение к Му-му
Отношение к барыне
Отношение с дворовыми
Отношение с Татьяной.
5. Синквейн
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
- Список используемой литературы
- С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
- Перминова Л.М. Дидактические условия взаимосвязи школьных стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова
- Школьные технологии. - 2010. - № 3.. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.
- "Центр информационных и коммуникационных технологий". Виртуальный методический кабинет. http://59428.edusite.ru/p104aa1.html
- Портал 1 сентября http://1sentyabrya.ru/
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://1sentyabrya.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/
- Фгос. standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.
Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....
Семинар "Формирование компетенций на уроках русского языка и литературы"
Презентация к семинару...
Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.
Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....
Средства формирования УУД на уроках русского языка (ФГОС).
Презентация. Формирование УУД на уроках русского языка (ФГОС)....
Формирование УУД на уроках русского языка
Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением это...
Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»
Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»...