план-конспект урока по теме "Однородные и неоднородные определения" (8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

данный план-конспект урока предназначен учителям, преподающим русский язык в 8 классе по УМК Тростенцовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_otkr_urok.doc479.5 КБ

Предварительный просмотр:

8. Тема: Однородные и неоднородные определения.

Цель:  введение понятия об однородности и неоднородности определений;

Задачи: -формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;

               -закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами;

               -проверка понимания и степени усвоения материала по теме.

   -развитие мыслительной деятельности учащихся;

   -совершенствование речевой культуры обучающихся.

Обеспечение: Мультимедийный проектор, экран; презентация (Приложение); раздаточный материал.

                                                          Ход урока

1.Оргмомент (приветствие)

2.Мобилизующий этап:

Сл.1.Работа с текстом

Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его:

– Почему вы так медленно идете под дождём?

 – […] – отвечает он. -[…]?

Справка: Впереди такой же сильный дождь.

                А зачем спешить?

Учитель: Перед вами упражнение в виде необычным образом написанной  шутки и справка к ней. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Ответ учеников: Используя предложения из  справки, нужно восстановить текст шутки.

Учащиеся совместно с учителем выполняют задание.

3. Определение темы и цели урока: 


Учитель: Найдите в шутке  предложение с однородными членами. Скажите, какую синтаксическую функцию они выполняют в этом предложении.

Ответ учеников: Это однородные определения.

Учитель: Наряду с однородными определениями, в русском языке существует неоднородные определения. Значит, о чём мы будем говорить на уроке?

Ученик: Об однородных и неоднородных определениях.

Высвечивается слайд № 2 (тема урока).


Учитель: Чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель урока? Попробуйте её сформулировать.

Высвечивается слайд № 4 (цель урока)

Ответ учеников: понятие об однородности и неоднородности определений.

Учитель: Может быть, вы мне поможете сформулировать задачи урока?

Ответ учеников: Научиться различать  предложения с однородными и неоднородными определениями; уметь использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями.

4. Актуализация знаний:

Работа с предложениями:

Слайд № 5

Найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания:

        1.В стихах слово приобретает свою первоначальную свежесть, силу, музыкальность.

        2.Картины  художника В. Перова проникнуты скорбными раздумьями о тяжкой, безотрадной жизни простых людей.

        3. О. Кипренский писал картины свежо, широко, законченно.

Ответить на вопросы:

–Какие второстепенные члены предложения вы знаете? (опр., доп., обст.)
–Какой член предложения называется определением? (отвечающий на вопросы какой? Чей? Который?)

  – Что мы называем однородным членом предложения? (однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом)

 – В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой? (соединены между собой сочинительной связью (сочинительным союзом или перечислительной интонацией)

5.Изучение нового материала:

        1)Работа с предложениями: (учитель пишет на доске, воспитанники на местах)

        

             Чёрные, белые, синие остановились машины на линии.

        

              Царственный дубовый лес подступал  к самым окнам.

        

-Найдите и подчеркните определения.

-Почему в первом предложении между определениями стоят запятые, а во втором нет? (потому что в первом предложении определения однородные, они относятся к одному и тому же слову, характеризуют предмет с одной стороны (здесь цвет), все прилагательные являются качественными, определения произносятся перечислительной интонацией (вполне можно подставить союз И);  а во втором предложении определения неоднородные, характеризуют предмет с разных сторон, к тому же одно прилагательное является качественным,  а другое относительным).

        

-Подробнее рассмотрим второе предложение.

 -Учитель: Скажите, какое определение относится непосредственно к определяемому слову лес: ближайшее или дальнее?

Ответ учеников: Ближайшее определение (дубовый) относится к определяемому слову (лес).

Учитель: К чему относится другое определение (царственный)?

Ответ учеников: Другое определение относится к словосочетанию первого определения с существительным.

Учитель: Произносятся ли эти определения с интонацией перечисления и допускается ли между ними вставка союза И.

Ответ учеников: Эти определения не произносятся с интонацией перечисления и между ними не допускается вставки  союза И.

 

 Учитель: Это и есть неоднородные определения.

2) Давайте рассмотрим другие примеры (обратимся к слайдам – 5-6-7-8)

       

 3)Выполнение упражнений по учебнику:

        Упр.243 – письменно – комментировано вместе

        Упр. 244 – устно

4) работа с карточками (дублирование на слайде 11 ответ на сл. 12)

Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней  за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

           Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

           Отсюда был виден большой_ запущенный сад.

(Ответы:

        Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней  за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

        Официант поставил на стол холодные, горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

        Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий, могучий, грозный шум толпы.

        Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом.

        Отсюда был виден большой запущенный сад.)

6.Итог урока:

Учитель: Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений.

7.Рефлексия

Учитель: Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.

                -Как вам работалось? Легко? Интересно?

               -Кто испытывал затруднения?

8.Оценка

9.Домашнее задание:

1. § 42,упр.245

2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?» Напишите небольшое сочинение-рассуждение, употребив как можно больше однородных  и неоднородных определений.

Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.

Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней  за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

           Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

           Отсюда был виден большой_ запущенный сад.

Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней  за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

           Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

           Отсюда был виден большой_ запущенный сад.

Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней  за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

           Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

           Отсюда был виден большой_ запущенный сад.

Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней  за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

           Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

           Отсюда был виден большой_ запущенный сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...