Урок открытия новых знаний по теме "Неполные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Перевозчикова Любовь Юрьевна

Урок открытия новых знаний разработан в соответствии ФГОС, в основу положен системно-деятельностный подход. Основная цель урока сформировать понятие об особенностях строения неполных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nepolnye_predlozheniya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

 Предмет: русский язык

 Класс: 8

 Учитель: Перевозчикова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шляпниковская СОШ»

 Реализуемая программа: Русского языка. Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5- 9 класс (Базовый уровень). Под редакцией М.Т.Баранова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, "Вако", 2013 год

Учебник: Русский язык. 8 кл. учебник для общеобразовательных учреждений. / Автор-составитель М.Т.Баранов. Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации Москва, "Просвещение", 2009 г

 Тип урока: открытие новых знаний   

 Тема: Особенности строения неполных предложений

 Цель: сформировать  понятие об особенностях строения неполных предложений    

Познавательные задачи:

 -дать понятие о неполных предложениях;

- показать сферу их употребления;

 - формировать лингвистическое мировоззрение у обучающихся ;

 -совершенствовать знания о родном языке;

 - развивать языковой и эстетический идеал;

- стимулировать творческую деятельность  

Практические задачи:

 - сформировать умение находить неполные предложения в текстах;

- показать значение интонации в неполных предложениях;

 - обогащать словарный запас речи учащихся;

 - обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- развивать творческое воображение учащихся

Общепредметные задачи:

 - воспитывать коммуникативные качества обучающихся (умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, приводя аргументы);

 - развивать логическое мышление;

- формировать осознание ценности совместной деятельности;

 -обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

 - формировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой;

 - совершенствовать навыки чтения

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- виды работ, связанные с анализом текста

- дискуссия

- составление учащимися предложений

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Формируемые УУД:

1. Личностные: развивать интерес к изучению языка; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

2. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.

3. Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.  

4. Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Основные понятия, формируемые на уроке: неполные предложения, диалог, контекст, тире.

Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями находить неполные предложения в художественных текстах, уместно использовать их в своей речи, ставить знаки препинания в неполных предложениях; умело интонационно произносить эти предложения.

Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе и словарях, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.

Система оценок: взаимопроверка, взаимооценивание, оценка работы в группе; оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся

Ресурсы:  учебник,  доска, компьютер, проектор, словари, раздаточный материал из художественных произведений

         

Сценарий урока

  1. Мотивация

Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,

Оставшись сам с собой наедине,

К чему стремится и чего он жаждет,

О чем мечтает дома в тишине,

О чем порою думает ночами,

Какого чуда он от жизни ждет.

  Мне очень хочется, чтобы сегодняшний урок тоже был для вас пусть маленьким, но всё-таки чудом!

- Добрый день! Я рада приветствовать вас на очередном уроке русского языка. Человек не может прожить, не развивая и не совершенствуя себя!

- Чем может быть полезен для вас сегодняшний урок русского языка?

Сегодня нам предстоит сделать новое открытие. Итак, за дело!

Актуализация имеющихся знаний и способов действий с ними.

Раздаточный материал для анализа

1.С утра морозит.

2. Мне нездоровится.

3.За дверью бегают.

4. Дело словом не заменишь

5. Иду по улице нарядной

6.Около шести часов утра носил в луга завтрак.

7. В воздухе пахнет сосной.

8. Мелколесье. Степь и дали.

9. Вокруг – ни звука.

10. Давно за полночь.

- Какой языковой материал перед вами? (предложения). Докажите.

- Что мы можем сделать с этими предложениями? Сформулируйте задание. (Определить типы односоставных предложений).

Давайте выполним предложенное вами действие.

Проверка. Самооценивание. Выставление результата в лист оценивания.

(Критерии:  7баллов – «5», 6-5 баллов – «4», 4-3 – «3»)

  1. Целеполагание и планирование

- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? (Не смогли определить, к какому типу относятся некоторые предложения)

- Почему вы этого не смогли сделать?

Посмотрите внимательно на последние два предложения. Что вы о них можете сказать? Можем ли мы в них выделить грамматическую основу? Почему? (Не хватает каких-то слов). Попробуйте восстановить.

Как можно назвать такие предложения? (Если дети затрудняются, делаю подсказку)

- Корзинку, наполненную ягодами наполовину, мы как будем называть? (неполная)

- Следовательно, как назовём предложение, где присутствуют не все его члены? О чём должен состояться разговор на уроке сегодня? Сформулируйте тему урока. (Неполные предложения)

Записываем в блок-схему тему нашего урока.

Спрогнозируйте действия, чтобы реализовать тему урока.

4.Осмысление новых сведений, выведения способов их практического применения. 

1) Анализ предложений.

-Кто это к тебе приехал?

1.-Приехали мои старые друзья из Москвы

2.-Друзья из Москвы

Сравни предложения, что ты можешь о них сказать? Какова особенность предложения 1? Предложения 2? Сформулируйте понятие неполные предложения. Заполняем 1 строку схемы.

Лёня проснулся. Вскочил. Прислушался. Земля гудела.

- Поймём ли мы смысл 2 и 3 предложений без первого? (нет)

2 и 3 предложения нам ясны только при наличии 1, где названо действующее лицо.

Знакомство со справочным материалом:  Предложения, в которых сказуемое выражено глаголом  в форме ед.числа прошедшего времени, а подлежащее отсутствует является неполным. В таких предложениях  глагол не указывает на конкретного деятеля и только контекст помогает понять, о чём идёт речь.

Контекст – это законченная в смысловом отношении часть текста (Толковый словарь русского языка)

- Какое новое понятие вы встретили в этом теоретическом материале? Что такое контекст?  Заполняем 2 строку схемы.

2) Анализ диалога.

Разыгрывание диалога.

- Что мы сейчас услышали? (диалог) Что такое диалог?

- Как вы думаете, зачем мы его прослушивали? Что вы обнаружили при разговоре?  (много неполных предложений). Заполняем 3 строку схемы.

Расставьте знаки препинания в диалоге. Назовите неполные предложения.

3) Анализ сложного предложения.

Землю солнце красит, а человека – труд.

- Что вы можете сказать об этом предложении?  Какое оно? Выделите грамматические основы. Анализируем 2 часть. Это предложение неполное. Заполняем 3 строку схемы.

- Чем заменяется пропуск сказуемого во 2 части предложения? (тире)

Заполняем 4 строку схемы (знаки препинания)

4) Работа в парах. Обмен знаниями по теме.

5. Закрепление новых знаний и первоначальная отработка способов действий с ними.

Работа в группах.

1.Найди неполные предложения. Расставь знаки препинания. Укажи какие члены (слова) отсутствуют.

Образец:    От воды навару не будет, а от бестолочи – толку.

                    Пропущено слово не будет

  1. Бой красен мужеством а приятель    дружеством.

………………………………………………………………………..

  1. Тигры сильны числом а люди     своим единством.

…………………………………………………………………………

  1. Змея один раз в год меняет кожу а предатель   каждый день.

…………………………………………………………………………

  1. Лесник работает топором землекоп лопатой.

…………………………………………………………………………

  1. Не место красит человека а человек    место.

…………………………………………………………………………

  1. Одной рукой собирай другой    раздавай

………………………………………………………………………………

6. Этап вариативного применения знаний в творческих ситуациях.

2. Сейчас мы с вами побудем редакторами. Что вам не нравится в предложениях данного текста?

Долго я ворочался с боку на бок… Потом я встал. Я зажёг свет. Я вынул тетрадь из ящика письменного стола и раскрыл её.

- У тебя есть батька и мать?

- Нет у меня батьки и матери.

- А с кем ты живёшь?

- Я живу с дедом

- А дед кто?

- Дед старик

- Понятно, что дед старик, а не молодой.

7. Этап контроля.

Самостоятельная работа. Полные предложения «+»; неполные предложения « - ».

  1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
  2. Таня перешла в восьмой класс.
  3. Ира – в пятый.
  4. О чём ты мечтаешь?
  5. Я мечтаю о каникулах.
  6. Возле окна.
  7. На столе – стопка книг и тетрадей.
  8. А волна за волной блещет в разгульном стремленье.
  9. Осень.
  10.  Повеяло прохладой.

Взаимопроверка. Критерии: «5» - 1 ошибка

                                                 «4» - 2-3 ошибки

                                                 «3» - 4-5 ошибок

8.Домашнее задание

Достаточный уровень  –   упр.

Средний уровень –  составить диалог, используя неполные предложения

Высокий  уровень – придумай сказку о скрытных и экономных Неполных предложениях.

9.Рефлексия.  

- Вам, быть может, приходилось слышать выражение всё дело в шляпе. У нас сегодня тоже всё дело в шляпе. Вам необходимо выбрать шляпу определённого цвета (какого сами хотите) и ответить на тот вопрос, который лежит в этой шляпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...