Памятка для обучащихся "Средства выразительности"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
В памятке представлены основные средства художественной изобразительности, проиллюстрированне примерами из художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_vyrazitelnosti.docx | 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка "Средства выразительности"
для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения | Примеры |
Эпитет | |
Художественное определение. В роли эпитетов могут выступать и обстоятельства, выраженные качественными наречиями | "Я помню только сад, сквозной, осенний, нежный..." (А. Ахматова) "Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально снег она" (А. Пушкин) |
Сравнение | |
Сопоставление явлений, сходных между собой по виду, свойству или смыслу: • Сравнительный оборот с союзами "как", "словно", "точно", "будто" и т. д. | "Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи" (Ф. Тютчев) |
• Существительное в творительном падеже | "Морозной пылью серебрится его бобровый воротник" (А. Пушкин) |
• Существительное в дательном падеже со словом "подобно" | "Слова листве подобны, там, где она густа, там вряд ли плод таится под сению листа" (У. Блейк) |
• Существительное в именительном падеже в роли сказуемого | "Ее глаза – как два тумана…" (К. Заболоцкий) |
• Фразеологический оборот | "Бежал как на пожар" |
• Отрицательный оборот | "Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие: то за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич" (М. Лермонтов) |
Метафора | |
Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства | "В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря" (А. Фет) |
Метонимия | |
Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности | "А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден" (А. Пушкин) |
Гипербола | |
Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого | "Редкая птица долетит до середины Днепра" (Н. Гоголь) |
Инверсия | |
Обратный порядок слов в предложении | "Обеды он задавал отменные" (И. Тургенев) |
Литота | |
Непомерное преуменьшение | "Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!" (И. Крылов) |
Оксюморон | |
Соединение контрастных, противоречащих по смыслу слов | "Тишина стоит из века в век – синяя, громовая густая" (Ю. Кузнецов) |
Олицетворение (персонификация) | |
Неодушевленные предметы, явления природы, отвлеченные понятия предстают в человеческом образе | "И темный лес, склоняясь, дремлет под звуки песни соловья" (С. Есенин) |
Парцелляция | |
Расчленение единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах | "С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего" (Г. Успенский). "Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже" (М. Горький) |
Риторический вопрос | |
Вопрос, который ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание | "Знаете ли вы украинскую ночь?" (Н. Гоголь) |
Лексический повтор | |
Повтор слова в одной или разных грамматических формах | "Сребристый месяц, лед хрустящий, окно в вечерней вышине, и верь душе, и верь звенящей, и верь натянутой струне" (А. Блок) |
Синтаксический параллелизм | |
Использование одноструктурных словосочетаний и фраз | "Утихает светлый ветер, наступает серый вечер" (А. Блок) |
Анафора | |
Повторение слов или оборотов в начале отдельных частей высказывания | "Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть желтые дожди..." (К. Симонов) |
Эпифора | |
Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или предложений | "Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня" (А. Блок) |
Аллитерация | |
Повторение согласных звуков | "Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь" (И. Северянин) |
Ассонанс | |
Повторение гласных звуков | "Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою" (Н. Некрасов) |
Ирония | |
Насмешка или лукавство, иносказание | "Отколе, умная бредешь ты, голова?" (И. Крылов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как подготовиться к выразительному чтению текста (памятка для учащихся)
Данная памятка поможет ученикам с нарушениями речи подготовиться к уроку литературы...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.
Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме "Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования" ( По программе С.И. Львово...
Памятка для учеников. Средства выразительности. Готовимся к ОГЭ
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ....
Памятка. "Изобразительно-выразительные средства языка".
Памятка. "Изобразительно-выразительные средства языка"....
Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"
Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"...
Памятка “Художественные средства выразительности” для подготовки к 7 заданию ОГЭ по русскому языку
Красивая памятка "Художественные средства выразительности" для подготовки к 7 заданию ОГЭ по русскому языку...