Корень, окончание, основа
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Морфема. Слова с одинаковыми морфемами. Корень. Окончание. Основа. Суффикс
Краткий план ответа на вопрос
Понятие морфемики. Определение понятий корень, основа, приставка, суффикс, интерфикс.
Словообразование. Основные способы словообразования.
Способы образования самостоятельных частей речи.- Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Слово состоит из основы и окончания.
В основу входят: приставка, корень, суффикс.
Основа- это часть слова без окончания, в основе заключено лексическое значение слова.
Корень- это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный- подводный- водяной –водник -водянистый.Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к воде, так как в них входит корень вод-.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Окончание- изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. В окончании заключено грамматическое значение слова ( у существительных- падеж и число, у прилагательных, причастий, некоторых местоимений – падеж, число, род и т. д.).
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками ( конь_ -коня).
Приставка- значимая часть слова, которая служит для образования новых слов: читать- прочитать, перечитать.
Приставка присоединяется к целому слову: читать- прочитать.
Абсолютное большинство приставок исконно русские, иноязычных немного:
Контр-; ультра-; интер-; экс-.
Суффикс- значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов: вода- водный.
Значение суффиксов:
-чик-, –щик-, -ин-, -ан-, -ец-, -ист-, -тель- - образуют названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по месту жительства ( летчик, лекальщик, академик, грузин, писатель).
-ость-, -ние- - характерны для имен существительных.
-ущ-, -ющ-, -ящ- - для причастий.
-к- -название лиц женского пола(пианистка).
интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс)
• согласные, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами; -л- (жи-л-ец), -в- (пе-в-ец), -j- (кофе-й-ный), -т- (арго-т-ичесий), -ш- (кино-ш-ный);
Что касается интерфиксов этой группы, существует три точки зрения:
– оставлять их между морфемами (пе(в)ец),
– присоединять их к корню (пев-ец) – наиболее распространенная,
– присоединять их к суффиксу (пе-вец);
• элементы при образовании форм существительного: -j- (листь-j-я), -ов- (сын-овь-я), -ер- (мат-ер-и), -ен- (плем-ен-а).
• гласные в конце основы глагола, не имеющие значения и закрывающие глагольную основу: -а- (пис-а-ть), -е- (гор-е-ть), -о- (пол-о-ть), -и- (люб-и-ть).
Интерфиксы, используемые в образовании форм существительных, принято считать наращениями корня (мать – матер-и), а гласные в конце глагольной основы обозначать как суффиксы (чит-а-ть).
Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
Способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:
1) приставочный: делать → пере-делать,
2) суффиксальный: синий → син-ев-а, мыть → мыть-ся, гордый → горд-и-ть-ся,
3) приставочно-суффиксальный: стакан → под-стакан-ник, бежать → раз-бежать-ся, говорить → пере-говар-ива-ть-ся.
Способы, использующие операционные средства словообразования:
1) сокращение: заместитель → зам,
2) сложение:
а) сложносоставной способ: диван + кровать → диван-кровать,
б) сложение: лес + степь → лес(о)степь,
Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший → сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший.
в) сложение с сокращением (аббревиация): стенная газета → стенгазета, Министерство иностранных дел → МИД,
При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования → гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и / или концом второго (торговое представительство → торгпредство).
3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) → столовая (сущ.).
3.Смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования:орден + носить → орден(о)нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация).
Способы образования самостоятельных частей речи
В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:
Существительное
1. приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город → при-город,
2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
— существительных: стол → стол-ик,
— прилагательных: синий → син-ев-а, синь-,
— глаголов: бежать → бег-отн-я, бег-,
— числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я,
— наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а,
3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
— существительных: окно → под-окон-ник,
— глаголов: служить → со-служи-вец,
— прилагательных: полярный → за-поляр-ь-е,
4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь → лес(о)степь, Московский государственный университет → МГУ,
5. усечение: специалист → спец,
6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. сложение с суффиксацией: земля + делать → земл(е)дел-ец.
Прилагательное
1. приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный → пре-огромный,
2. суффиксальный, образующий прилагательные от
— прилагательных: синий → син-еньк-ий,
— существительных: осень → осен-н-ий,
— глаголов: читать → чита-льн-ый,
— числительных: двое → двой-н-ой,
— наречий: внутри → внутр-енн-ий,
3. приставочно-суффиксальный: берег → при-бреж-н-ый,
4. сложение: русский + английский → русско-английский;
5. сложение с суффиксацией: кривой + бок → крив(о)бок--ий
Числительное
Числительные образуются от числительных следующими способами:
1. суффиксальный: два → дв-адцать, пять → пят-надцать, два → дво-е,
2. сложение: три + сто → триста;
Местоимение
Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое— и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто → ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь;
Глагол
1. приставочный — от глаголов: бежать → про-бежать,
2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от
— глаголов: перечитать → перечит-ыва-ть, мыть → мыть-ся,
— прилагательных: красный → красн-е-ть, видный → видн-е-ть-ся,
— существительных: партизан → партизан-и-ть, толпа → толп-и-ть-ся,
— числительных: двое → дво-и-ть (‘разделять надвое’),
— междометий: ах → ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от
— существительных: тень → за-тен-и-ть, банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,
— прилагательных: прямой → вы-прям-и-ть,
— числительных: трое → у-тро-и-ть,
— глаголов: любить → недо-любл-ива-ть, прыгать → рас-прыгать-ся, звонить → пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: труд + устроить → труд(о)устроить,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить → у-мир(о)творить;
Наречие
1. приставочный — от наречий: долго → не-долго, как → кое-как,
2. суффиксальный, которым наречия образуются от
— существительных: зима → зим-ой,
— прилагательных: хороший → хорош-о,
— числительных: три → тр-ижды,
— глаголов: лежать → леж-а,
— наречий: хорошо → хорош-енько, как → как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от
— прилагательных: новый → по-нов-ому, давний → из-давн-а,
— существительных: верх → в-верх-у,
— числительных: двое → в-дво-ем,
— глаголов: догонять → в-догон-ку, скакать ← в-скачь-∅
— наречий: долго → по-долг-у,
4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить → мимоход-ом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс Основа и окончание
Урок разработан как урок-игра, урок- аукцион. Учащиеся работают в группах, много разнообразныз интересных заданий. Учащиеся при помощи своих знаний приобретают разные товары Антонимы, синонимы, основа...
Практическая работа к уроку "Окончание. Основа слова"
Записать предложения с последующими заданиями по грамматике, пунктуации и словообразованию....
«Песня, марш, как три коренные основы всей музыки» («Три кита»)
Урок составлен в рамках примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по музыке, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Технологические карты уроков русского языка в 5 классе ФГОС по теме: "Морфема", "Окончание и основа слова"
Материал содержит готовые задания для урока (в помощь молодым педагогам)...
Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова
Технологическая карта урока...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Морфемика. Окончание слова. Основа"
Урок русского языка в 5 классе по программе и учебнику Е.А.Быстровой. В начале урока - орфоэпическая разминка, состоящая из 2 этапов: знакомство с новыми словами и угадывание по лексическому значению ...
Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова
Презентация к уроку, посвященному разделу "Морфемика и словообразование". В данном уроке подробно рассматриваются морфемы и их значение как частей слова....