методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Сущность метапредметности.
В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых компетенциях , которые мы должны воспитать в обучащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические основы
применения метапредметности
на уроках русского языка и литературы»
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Озерского филиала МБОУ Верхнеспасской СОШ
Потлова Валентина Викторонва
2015 г
Слайд 1 Методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы»
1. ВСТУПЛЕНИЕ.
Сущность метапредметности.
В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых компетенциях , которые мы должны воспитать в обучащихся.
Слайд 2
- информационная- готовность работать с информацией;
- коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
- кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
- проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Слайд 3. На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за метапредметностью. Метапредмет является экспериментальной установкой.
Все о нём слышали, а что он из себя представляет и, тем более, как он работает, многие не имеют представления. Учителя начали разрабатывать и проводить уроки, которые называют метапредметными. Но всегда ли громкое название соответствует сути происходящего в классе?
Для большинства российских учителей этот подход сложен и трудно применим на конкретном уроке.
Слайд 4
Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
СЛАЙД 5 Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.
Как сделать так чтобы, всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…
СЛАЙД 6
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.
Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый -
Возврати такого в класс!
С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.
СЛАЙД 7
Что же это такое? Метапредметность? Понятие метапредметности вошло в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов также неясно. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов? Попробуем в этом разобраться… Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
СЛАЙД 8. В основе метапредметности, на мой взгляд, лежат и другие принципы:
-интеграция знаний по предметам;
-минимализация «бесполезных» знаний для отдельно взятого ученика и , соответственно, упор на профилирующие в его будущей жизни знания;
- способность к самоанализу, самодиагностике, так называемой рефлексии.
-социализация личности (все мы знаем примеры, когда выпускник, хорошо и отлично отучившийся в средней школе не нашёл применения своим знаниям и умениям в реальной жизни), а подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
СЛАЙД 9
- МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ
- Метадеятельность
- Метазнания
- Метаспособы
- Метаумения
- СЛАЙД 10
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
СЛАЙД 11
- Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука).
СЛАЙД 12
- Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
СЛАЙД 13
- Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
- СЛАЙД 14
- К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- СЛАЙД 15
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- -качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория. Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер.
СЛАЙД 16
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации.
СЛАЙД 17( схема) Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
СЛАЙД 18
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.
СЛАЙД 19
Как же грамотно спроектировать метапредметное учебное занятие?
- Знать новые подходы: (компетентностный, метапредметный)
- Знать структуру педагогического процесса
- Знать дидактическую структуру учебного занятия
Для сравнения традиционного подхода с метапредметным при подготовке учебного занятия приведу в качестве примера сравнительные таблицы.
СЛАЙД 20
Традиционное учебное занятие | Метапредметное учебное занятие |
1. Содержание учебного материала 2. Цели и задачи учебного занятия 3. Форма организации познавательной деятельности 4. Методы обучения 5. Вспомогательные дидактические средства 6. Контроль | 1. Личность 2. Целеполагание 3. Содержание учебного материала 4. Форма организации познавательной деятельности 5. Методы обучения 6. Дидактические средства 7. Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю) |
Главное- для того чтобы показать, что вы передаёте универсальный способ работы, необходимо выйти за привычные рамки учебного предмета в другие области знания.
СЛАЙД 21 Типы метапредметных развивающих заданий
• Установление сходства или различия языковых явлений
• Выявление аналогии языковых явлений
• Классификация языковых явлений
• Выделение общих и существенных свойств понятий, явлений
• Установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями
1.Установление сходства или различия языковых явлений
СЛАЙД 22 Сходство устанавливаем на основе анализа формы:
- 1) слова одной части речи; 2) однокоренные (схожие по форме)
- Различие устанавливаем путем употребления в словосочетании (глиняный кувшин – глинистая почва) и путем словообразовательной перифразы (полированный ‘такой, который отполировали’, полировочный ‘предназначенный для полировки’): 1) разное лексическое значение; 2) различная сочетаемость.
- СЛАЙД 23
- Выводим определение понятия:
- Слова одной части речи, схожие по форме, но различные по значению, называются паронимами.
- Практическая значимость: из-за внешнего сходства паронимы смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам.
- СЛАЙД 24
- -Задача: установить сходство и различие в парах слов.
- Также – так же, тоже – то же, вконец – в конец,
- по-осеннему – по осеннему, поэтому – по этому и др.
- Цель: научиться разграничивать частеречную омонимию, чтобы выработать навык слитного/дефисного/раздельного написания частеречных омонимов
- СЛАЙД 25
- Сходство: полное совпадение в звучании
- Различие: 1) разная частеречная
- принадлежность
- 2) Различное написание
- Практическая значимость: совпадение слов в звучании приводит к орфографическим ошибкам
- СЛАЙД 26
2.Выявление аналогии языковых единиц
- На основании чего слова распределены по указанным группам? Добавьте по три своих примера в каждую группу.
- 1) пять, моль, соль, пень
- 2) вьюга, бельё, шьют, птичьего
- 3) тушь, мышь, идёшь, отрежь
- СЛАЙД 27
- Распределите слова на три группы, дополните группы своими примерами
- Пароходный, самолет, мореплаватель, листопад, юго-запад, северо-восточный, многогранный, самоварчик, русско-английский, левобережный.
- 1) пароходный, северо-восточный, самоварчик
- 2) самолет, листопад, юго-запад, русско-английский
- 3) мореплаватель, многогранный, левобережный
СЛАЙД 28
3.Классификация языковых явлений
- Сгруппируйте слова по определённому признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
- Пр..вет, пр..кословить, пр..зидент, пр..крыть, пр..ступить (к занятиям), пр..митив, пр..парат, пр..школьный, пр..тязание, пр..зидиум, пр..льщать, пр..пона, пр..подать, пр..следовать, пр..бить, пр..ятель, пр..падать, пр..ступить (черту), пр..вилегия, пр..оритет.
- СЛАЙД 29
- Варианты группировки:
- написание с пре-: прекословить, президент, препарат, президиум, прельщать, препона, преподать, преследовать, преступить (черту).
- написание с при-: привет, прикрыть, приступить, примитив, пришкольный, притязание, прибить, приятель, припадать, привилегия, приоритет.
- 2) в словах выделяются приставки: преподать, преследовать, преступить (черту), прикрыть, приступить (к занятиям), пришкольный, прибить, припадать.
- в словах не выделяются приставки: прекословить, президент, препарат, президиум, прельщать, препона, примитив, привет, притязание, приятель, привилегия, приоритет.
- СЛАЙД 30
- От общего к частному
- Скрипка, труба, пианино, барабан – ? (музыкальные инструменты)
- Скрипка, виолончель, гитара, балалайка – ? (струнные инструменты)
- Скрипка, альт, виолончель, контрабас – ? (смычковые инструменты)
СЛАЙД 31
6. Выделение общих и существенных свойств понятий, явлений
- Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
- Очень, весьма, чрезвычайно, абсолютно – ? (наречия меры и степени).
- Потом, затем, сейчас, издавна – ? (наречия времени).
- Шептать, кричать, мычать, пищать – ? (глаголы звучания).
- Дуб, берёза, лилия, папоротник – ? (растение)
СЛАЙД 32
- 5.Установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями
- Построить фрагмент словообразовательного гнезда прилагательного белый из предложенных производных.
- Побелеть, беленький, отбелить, белок, белолицый, белить, белковый, белочек, беловатый, белизна, побелить, белила, белеть, побелка, белёный, белоснежный, белокаменный
- СЛАЙД 33
- белый бел-еньк-ий
- бел-оват-ый
- бел-изн-а
- бел-ок → белк-ов-ый
- белоч-ек
- бел-е-ть → по-белеть
- бел-и-ть → бели-л-а
- бел-ён-ый
- от-белить
- по-белить → побел-к-а
- бел-о-лиц-ый
- бел-о-снеж-н-ый
- бел-о-камен-н-ый
В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения.
Например, при изучении сквозной темы «маленького человека» или «образ лишнего человека» в русской литературе мы ориентируем школьников на определения классиков русской критики и поощряем хорошей оценкой того ученика, что даст точное определение по Добролюбову, или Писареву, или Белинскому.
В метапредметном ракурсе, думаю, вообще не стоит знакомить обучающихся с критическими статьями и навязывать избитые хрестоматийные понятия. В конце концов, то, что считалось 200 лет назад «лишним» или « маленьким» давно уже пора назвать по-другому. Мне могут возразить : а как же общечеловеческие ценности? Вот как раз преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно, но нужно самому разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений.
Понятно, что для преподавания метапредметов мы пока не готовы, но включать в обычные предметные уроки метаподход можно и нужно. Интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению временных затрат, и как следствие - снижению умственной нагрузки на учащихся, формированию их ключевых компетенций. Интегрированные уроки обществознания и литературы позволяют социализировать личность ученика, углублять знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.
Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Любой современный педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Стать компетентным в своей профессии, то есть повысить свое профессиональное мастерство, учителю помогают различные образовательные технологии. И если с традиционными, игровыми , тестовыми технологиями в основном мы знакомы хорошо, то о модульно-блочных, интегральных, технологии опорных сигналов, технологии адаптивной системы обучения имеем смутное представление. В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Совреманный учитель:
СЛАЙД 34
Учитель-новатор- это учитель-навигатор в море знаний, с помощью которого ученик должен прийти не просто к тому знанию, которое ему нужно, но и к целостному восприятию мира.
И, конечно же, чему бы мы, педагоги не учили, нужно помнить о воспитательной основе знаний. Моё твёрдое убеждение состоит в том, что знания должны , в первую очередь, питать душу ребёнка, а лишь потом- его голову.
Закончить своё выступление я хочу словами советского психолога Льва Семёновича Выготского: «учитель-рикша» который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Вот если мы станем вагоновожатыми, честь нам и хвала, а - нет, значит, мы просто урокодатели, а не педагоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
В данной работе рассказывается об опыте применения Икт ках русского языка и литературы....
применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
В документе представлен конспект выступления на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. К конспекту приложены в качестве иллюстраций слайды использованной презентации....
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
Основные направления использования ИКТ...
Методические основы применения метапредметности на уроках истории и обществознания.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни ,о которой сама не знает. Поэтому сегодн...
Метапредметность на уроках русского языка и литературы
Главная задача школьного образования – формирование успешности у выпускников. Часто при некомпетентностном подходе обучения оказывается, что хорошо успевающий в школе ученик или даже медалист ок...
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...