Урок русского языка в профессиональном колледже для студентов 1-го курса по теме: «Имя существительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
Функциональный : определяли роль существительного в тексте, работа с тестом.
Коммуникативно-деятельный : работа с учебником, работа с раздаточным материалом..
Организация самостоятельной деятельности учащихся : при выполнении практической работы.
Индивидуальный и личностно-ориентированный подход реализовывался через разноуровневые задания, составленные на основе таксономии Б.Блума по 6 уровням.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку;
2.Актуализация знаний (повторение теоретического материала);
3. Практическая работа по систематизации, расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;
4.Дано домашнее задание ( дифференцированное, по выбору учащихся );
5. Итоги урока были подведены студентами.
Разработка учебных заданий урока проведена в соответствии с таксономией Блума, в которой задания классифицируются на 6 уровней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_.docx | 66.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в профессиональном колледже
для студентов 1-го курса
по теме: «Имя существительное как часть речи»
Цель урока: повторение и систематизация знаний об имени существительном как о части речи.
Задачи:
Обучающая: совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;
Развивающая: развить познавательные навыки и умения студентов;
Воспитательная: воспитывать речевую грамотность в употреблении имен существительных
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Ход урока
I.Организационный момент
а) Проверить по журналу явку обучающихся
б) Проверить готовность к уроку
в) Словарный диктант
- Проведём словарную работу. Я вам буду читать описание слова, вы должны записать это слово.
1) тот, кто руководит школой (директор); 2) специалист, знающий законы земледелия (агроном); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие); 4) плод яблони (яблоко); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (лестница); 6) крупное морское судно (корабль); 7) обозначение, название места жительства (адрес); 8) дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями (аллея); 9) сооружение для хранения зерна (элеватор);
10) cамая низкая школьная отметка (eдиница);11) cизо-чёрная ягода, похожая на малину (eжевика); 12) поездка (экскурсия.); 13) движущаяся лестница в метро (эскалатор); машина с большим ковшом (экскаватор)
- Что общего у всех слов?
(принадлежат к одной части речи)
Сообщить тему и цель урока.
II. Актуализация знаний
-Давайте с вами вспомним знания, полученные в школе. Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.
1. Существительное – это... часть речи.
2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…
3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…
4. Существительное изменяется …
5. К постоянным признакам существительного относятся…
6. К непостоянным признакам существительного относятся…
7. К 1-му склонению относятся существительный …
8. Ко 2- му склонению относятся существительный …
9. К 3-му склонению относятся существительный …
10. Существительное в предложении может быть…
III. Изучение нового материала
- Прочитайте материал §38 - 39 учебника, стр. 167 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов).
- Какие существуют разряды существительных от характера значения?
- Что значит «разносклоняемые существительные» ?
- Какие существительные мы относим к существительным общего рода?
-Все ли существительные имеют формы единственного и множественного числа?
IV. Закрепление материала. Выполнение упражнений
1. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.
В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри липы, много зеленых и золотых огоньков.
2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:
Лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.).
3. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :
Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.
Запомните:
Слова мужского рода: Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди
Слова женского рода: Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри
Слова среднего рода: Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме
Слова общего рода: Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи
4.Тестирование по теме «Склонение».
1. К несклоняемым относится имя существительное:
- дочь;
- плакса;
- пальто.
- Несклоняемым является имя существительное:
- метро;
- время;
- фанера.
- Именем существительными среднего рода является слово:
- кофе
- какао
- авеню
- Именем существительным мужского рода является слово:
- пенальти
- такси
- ателье
- К разносклоняемым относится группа существительных:
- море, поле, горе;
- племя, знамя, семя;
- марля, доля, воля.
- К третьему склонению относится имя существительное:
- сыч
- дочь
- плач
- Именем существительным общего рода является слово:
- плакса
- академия
- стремя
Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).
5. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.
Носок, чулок, георгин, помидор.
Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.
Цех, лист, пропуск, пояс.
Баня, пустыня, простыня, кухня.
Инструктор, ректор, доктор, тенор.
Лапти, сандалии, тапки, туфли.
Запомните!
Образование множественного числа:
Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.
Родительный падеж:
Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.
6. Упражнение № 343 учебника, стр. 170 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов. Выписать существительные в 3 столбика: в первый – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй – имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.
7.*Сравните 2 предложения. Определите части речи выделенных слов.
Больной ребенок попросил принести ему любимые игрушки.
Больной пришел на прием к своему участковому врачу.
8.* Составьте синквейн по теме «Имя существительное»
1 строка- название синквейна
2 строка- два прилагательных.
3 строка- три глагола
4 строка- фраза на тему синквейна
5 строка- существительное.
VI. Домашнее задание (по выбору студента)
1. Выполнить упражнений 352.Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснив правописание.
2. Придумать синтаксическую сказку по теме урока.
3. Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь надпись: ситцовые распашёнки». В ответ на твоё замечание об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца, представив свои аргументы схемой «Рыбная кость»
VI. Итоги урока
Критерии самооценки
1-3 уровень – оценка «3»; 4-5 уровень – «4»; шестой уровень – «5».
Рефлексия
Задания составлены на основе таксономии Б.Блума по уровням
1-й уровень.
Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.
1. Существительное – это... часть речи.
2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…
3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…
4. существительное изменяется …
5. К постоянным признакам существительного относятся…
6. К непостоянным признакам существительного относятся…
7. К 1-му склонению относятся существительный …
8. Ко 2- му склонению относятся существительный …
9. К 3-му склонению относятся существительный …
10. Существительное в предложении может быть…
2-й уровень
Прочитайте материал §38 - 39 учебника, стр. 167 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов).
1. Какие существуют разряды существительных от характера значения?
2. Что значит «разносклоняемые существительные» ?
3. Какие существительные мы относим к существительным общего рода?
4. Все ли существительные имеют формы единственного и множественного числа?
3 уровень
1. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.
В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри липы, много зеленых и золотых огоньков.
2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:
Лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.).
3. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :
Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.
4.Тестирование по теме «Склонение».
1. К несклоняемым относится имя существительное:
- дочь;
- плакса;
- пальто.
- Несклоняемым является имя существительное:
- метро;
- время;
- фанера.
- Именем существительными среднего рода является слово:
- кофе
- какао
- авеню
- Именем существительным мужского рода является слово:
- пенальти
- такси
- ателье
- К разносклоняемым относится группа существительных:
- море, поле, горе;
- племя, знамя, семя;
- марля, доля, воля.
- К третьему склонению относится имя существительное:
- сыч
- дочь
- плач
- Именем существительным общего рода является слово:
- плакса
- академия
- стремя
Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).
5. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.
Носок, чулок, георгин, помидор.
Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.
Цех, лист, пропуск, пояс.
Баня, пустыня, простыня, кухня.
Инструктор, ректор, доктор, тенор.
Лапти, сандалии, тапки, туфли.
6. Упражнение № 343 учебника, стр. 170 (Сабитова З.К., Жубуева Ф.К, Русский язык:Учебник для 10 классов. Выписать существительные в 3 столбика: в первый – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во второй – имеющие форму только единственного числа, в третий - имеющие форму только множественного числа.
4 уровень
Сравните 2 предложения. Определите части речи выделенных слов.
Больной ребенок попросил принести ему любимые игрушки.
Больной пришел на прием к своему участковому врачу.
Составьте синквейн по теме «Имя существительное»
1 строка- название синквейна
2 строка- два прилагательных.
3 строка- три глагола
4 строка- фраза на тему синквейна
5 строка- существительное.
Выполнить упражнений 352.Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснив правописание (домашнее задание)
5 уровень
Придумать синтаксическую сказку по теме урока. (домашнее задание)
6 уровень
Представь ситуацию: в магазине детских вещей ты видишь надпись: ситцовые распашёнки». В ответ на твоё замечание об ошибке продавец заявил: «Подумаешь, какая-то ошибка, главное товар без брака». Оцени позицию продавца, представив свои аргументы схемой «Рыбная кость» (домашнее задание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки русского языка в 6-м классе по теме: "Имя существительное". Мотивация
“Сделай урок интересным!” Это своеобразный призыв, позволяющий затронуть самый больной вопрос нашей школы на сегодня. Мотивация. Как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием шел в школу, чтобы учеба...
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок русского языка в 6 классе "Обобщение по теме "Имя существительное"
Заключительный урок по теме "Имя существительное" позволяет повторить и обобщитьтеоретические понятия и орфограммы, изученные в данной теме. Способствует развитию творческих способностей детей, грамот...
Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»....
Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»....
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Имя существительное как часть речи"
Обучение русскому языку в условиях полиэтнического класса...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Обобщение по теме "Имя существительное"
Материал предназначен для проведения урока русского языка в 5классе по теме "Обобщение по теме "Имя существительное"...