Урок русского языка в 5-м классе на тему "Имя существительное как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Обучение русскому языку в условиях полиэтнического класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект119.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Обучение русскому языку в условиях полиэтнического класса»

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Имя существительное как часть речи"

Подготовила и провела учитель русского языка  МОУ Индустринской ООШ высшей квалификационной категории Беглецова Евгения Владимировна

Цели:

повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;

формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

запись релаксационной музыки,

карточки с заданиями,

слова для орфоэпической работы,

схема для гимнастики глаз,

хлеб

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом

II. Повторение и углубление изученного материала.

1. Беседа.

- С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?

- Что изучает морфология?

- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные)

- Презентация.

Слайд 1

А сейчас я предлагаю вам загадку, которая поможет определить тему нашего урока.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам.

- Правильно, это имя существительное.

Слайд 2

2. Работа в тетради.

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).

Слайд 3

3. Речевая зарядка.

- Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное - хлеб языка.

Л.В.Успенский

- Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните постановку тире.

- Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова "язык".

- Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

4. Сообщение цели урока.

- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

5. Работа в группах.

- Вспомните, что обозначает имя существительное?

- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы:

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

- Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать

Слайд 4

1 группа

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

- Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать

Слайд 5

2 группа и 3 группа

1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

- Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать

Слайд 6

3 группа

1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Вывод: что обозначает имя существительное? 

Слайд 7

6. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

Слайд 8

- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Кто? Что?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер.

Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное?

7. Физминутка

- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

Физкультминутка «Танцуем сидя» http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_tancuem_sidja/319-1-0-40704

8. Работа с учебником.

- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе с учебником.

Работа с текстом.

- Откройте стр. 190, найдите упр. 466, прочитайте задание.

- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

- Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.

- Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?

- Объясните правописание слов с пропусками букв.

- Определите род, число, падеж имён существительных.

- Объясните постановку тире в предложениях.

- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.

Слайд 9

Вывод:

- К какому роду относятся имена существительные?

- Как они изменяются?

- Какими членами предложения чаще всего бывают?

9. Составление устного рассказа.

- Составьте рассказ об имени существительном в форме кластера «Рыбья кость».

(В голове этого скелета обозначена тема, которая рассматривается на уроке. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних отмечаются вопросы, а на нижних ответы, факты, которые ученики сделали самостоятельно в ходе выводов по уроку.

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/72771529.jpg

Имя существительное - это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

10. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)

- Сравните свой рассказ с правилом в учебнике.

11. Логическая задача.

- Запишите под диктовку предложения.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

- Найдите в предложениях, среди двух одинаковых слов имя существительное и аргументируйте (докажите) свой выбор.

- Являются ли эти слова лексическими омонимами? Почему? (фонетические омонимы)

III. Итог урока.

1. Слово учителя.

- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

- Наше дерево "Имя существительное" ещё совсем молоденькое. Но с пополнением ваших знаний на нём будут появляться всё новые и новые ветви: "одушевлённые и неодушевлённые", "собственные и нарицательные" и многие-многие другие. И уже в 6 классе это дерево будет шелестеть своей густой кроной.

2. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок.

3. Выставление оценок.

- А знаете, почему моё настроение такое светлое, радостное? Потому что на уроке вы активно работали, грамотно отвечали. Я с удовольствием ставлю пятёрки :, четвёрки:

4. Домашнее задание.

- На столах у вас лежат эскизы дерева "имя существительное". Воспользуйтесь ими дома. Восстановите надписи, раскрасьте и изобразить своё настроение-пейзаж. Я знаю, вы начали вести летопись класса. Вот у вас и будет возможность пополнить её, сохранить свои впечатления от нашей встречи и повторить материал сегодняшнего урока.

- Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

Конспект и мультимедийное сопровождение к уроку русского языка в 7-ом классе на тему "Наречие как часть речи"

Методический ресурс включает в себя подробный конспект и презентацию к уроку. Тип урока - изучение нового материала. На начальном этапе урока обучающиеся сами формулируют тему и цели урока. В ходе раб...

Урок русского языка для учащихся 7 класса повторение темы "Наречие как часть речи"

Урок повторения темы "Наречие как часть речи".Цели урока:·        систематизировать и обобщить знания о наречии·...

Урок русского языка в 6-м классе на тему «Причастие как часть речи»

Цель: дать понятие о признаках прилагательного и глагола у причастия, обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи: 1. Образовательные:...

Урок русского языка в 6-м классе на тему: «Деепричастие как часть речи»

Цель: дать понятие о деепричастии, объяснить, какие признаки деепричастия свойственны глаголу, а какие – наречию; правильно выделять суффиксыЗадачи: 1. Образовательные:...

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»...