Использование технологии "портфолио" при изучении русского языка и литературы
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Аракчаа Долаана Улуг-ооловна

Использование технологии «портфолио»

при изучении русского языка и литературы

По Б. Скиннеру, современный образовательный результат – это то, что «остается у человека, когда все выученное уже забыто». Речь идет о личности (ее базовых, надпредметных характеристиках)  как итоге направленного, но непредсказуемого, экзистенциального по сути, процесса жизнестроительства.

Разумеется, такую деятельность можно выстроить на основе следования определенным образцам и алгоритмам, но в этом случае их выбор должен осознанно определяться учащимися.

 Задача педагога в этом случае заключается в создании таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. То есть он должен организовать такое взаимодействие в системе «педагог – учащийся», в котором учащийся осуществлял бы самоуправление учением [Пейп, Чошанов: 1998: 25].

Одним из таких средств, помогающих раскрыть вышеперечисленные задачи, может стать методика составления портфолио.

Портфолио в переводе с итальянского языка означает «папка с документами».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      Учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Эрзин

Аракчаа Долаана Улуг-ооловна

Использование технологии «портфолио»

при изучении русского языка и литературы

По Б. Скиннеру, современный образовательный результат – это то, что «остается у человека, когда все выученное уже забыто». Речь идет о личности (ее базовых, надпредметных характеристиках)  как итоге направленного, но непредсказуемого, экзистенциального по сути, процесса жизнестроительства.

Разумеется, такую деятельность можно выстроить на основе следования определенным образцам и алгоритмам, но в этом случае их выбор должен осознанно определяться учащимися.

 Задача педагога в этом случае заключается в создании таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. То есть он должен организовать такое взаимодействие в системе «педагог – учащийся», в котором учащийся осуществлял бы самоуправление учением [Пейп, Чошанов: 1998: 25].

Одним из таких средств, помогающих раскрыть вышеперечисленные задачи, может стать методика составления портфолио.

Портфолио в переводе с итальянского языка означает «папка с документами».

Учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа.

Идея использования портфолио в учебном процессе возникла в 80-е годы ХХ века в Соединенных Штатах Америки. В последние годы эта идея распространилась в  странах Европы, а так же в России.  

В настоящее время основные постулаты использования образовательной технологии портфолио отражены в работах С. Дж. Пейпа, М. Чошановой, К.В. Сапегина, Т.М. Давыденко, Г.П. Кашкоровой (к.п.н. доцент кафедры НГПУ), Г.Н. Мандлиновой, Д.Г. Левитеса и других [Селевко: 2005, 74].

Типы портфолио. В зависимости от целей создания портфолио бывает разных типов:

  1. «папка достижений» - способствует повышению собственной значимости ученика и отражает его успехи (похвальные грамоты за учёбу, достижения в спорте, в различных интеллектуальных конкурсах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости и т.п.);
  2. «рефлексивное портфолио», раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, результаты медицинских и психологических обследований и т.д. – в общем, всё, что делалось в течение определенного срока.
  3. проблемно-исследовательское портфолио, связанное с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции.
  4. тематическое портфолио, создаваемое в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, предмета, а также внеурочной деятельности.
  5. портфолио-презентация (подборка наиболее представительного) работ учащегося, предполагающая непосредственное участие в выборе работ.

Варианты использования.

Портфолио могут использоваться:

  • как инструменты при обсуждении результатов обучения с одноклассниками, учителями и родителями;
  • как возможность для рефлексии учащимся собственной работы;
  • для подготовки и обоснования целей будущей работы;
  • как документ, в котором отражено развитие учащегося, его системы отношений и результаты его самовыражения;
  • как возможность для учащегося самому определить темы для портфолио;
  • как возможность для учащегося установить связи между предыдущим и новым знанием.

Продукты деятельности.

В учебные портфолио могут быть включены следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности учащегося:

Работы учащегося:

  • классные самостоятельные работы;
  • домашние работы;
  • проекты по русскому языку и литературе;
  • решения упражнений из учебника, выполненных учащимися самостоятельно сверх учебной программы;
  • сочинения по русскому языку и литературе;
  • рефераты или доклады по русскому языку и литературе;
  • наглядные пособия по данной теме, настенные материалы;
  • копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимися по данной теме;
  • автобиография учащегося;
  • читательский дневник;
  • работы над ошибками, выполненные в классе и дома;
  • копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных учащимися по данной теме;
  • графические работы, выполненные учащимися по данной теме;
  • описания исследовательских работ;
  • листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не  понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается;
  • лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения данной темы;
  • дипломы, поощрения, награды по данному предмету.

Внедрение технологии «Портфолио» в школе требует большой и систематической работы по повышению квалификации учителей. Работа должна быть нацелена на формирование у них готовности принять эту инновацию на основе понимания всех ее возможностей для раннего формирования у учащихся профессионально-значимых умений [Селевко: 2005, 229].

В технологии «Портфолио» существует множество техник, развивающих критическое мышление, креативность,  формирующих различные навыки работы с текстами и информацией (способы добывания, анализа, творческой переработки), а также умение работать в парах, группах, индивидуально, защищать собственные проекты.

Технология «портфолио» используют больше всего, начиная с 1 по 11 классы.

Принципиально, что преподаватель мотивирует учащихся на творческое решение проблемы, самостоятельный выбор способа решения. Питюков: 1997, 105].

Предлагаю Вашему вниманию несколько наиболее распространенных техник портфолио и примеры их использования на уроках русского языка и литературы:

 «Суммирование в парах». Освоение нового текста. Работа в парах. Необходимо ответить на ряд вопросов и представить ответы графически, защитив свой проект. На выполнение работы дается до 30 минут.

Вопросы:

Кто? (Что?) – предмет текста (о ком? или о чем? идет речь)

Что делает?

Каким образом?

Когда? Где?

Почему? (Зачем?)

Задание-инструкция для учащихся, разбитых на пары: познакомиться с текстом, найти ответы на указанные вопросы и представить свой вариант ответов графически в виде схемы или кластера.

«Понятийная мозаика». 

Задается механизм заполнения таблицы. Проводится анализ заданного объекта. Участники предлагают свои ассоциации с заданным объектом фиксируют их в первую колонку, затем подбираются их характеристики в соответствии с особенностями предложенных вариантов интерпретации. Таким образом, составляется «системный портрет» объекта, демонстрируется уровень общего восприятия, качество и многогранность определенного феномена. Объектом для анализа может быть:

1 графа: «Как выглядит объект?» (предлагаются ассоциации, метафоры, символы, дается образ или их описание)

2 графа: «Звучит как?» (прилагательные или причастия, характеризующие признаки объекта.).

3 графа «Действует как?» (глаголы, определяющие действия объекта)

Таким образом,  внедрение технологии «Портфолио» в учебный процесс по русскому языку и литературе поможет формированию важнейших общепедагогических умений и навыков, развитию творческого мышления и личности учащихся в целом, развитию компетенций  необходимых в дальнейшей  профессиональной  деятельности

Список литературы:

  1. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 1998. – № 3. – с.76.
  2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. "Ассоциация авторов и издателей Такдем": "Роспедагенство", 1997. - 187 с.
  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УПВ – М., 2005. – 284.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности

Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков

Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...

"Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"

Обобщение опыта по теме "Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"...