Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности
учебно-методический материал по теме
Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
И.С.Клешнева,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ имени А.Н. Арапова
Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности
Актуальность. Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа", направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.
Одной из задач современной школы становится поиск путей и способов развития и воспитания инициативного человека, способного к саморазвитию и самообразованию, а это невозможно без обновления образования.
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Поэтому целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников. Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать практические задачи, превратить образование в личностно значимый процесс. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Новизна опыта выражается в организации скоординированной совместной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием информационных, мультимедиа технологий, ЭОР НП и ЦОР, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения. Вся работа на основе метода проектов позволяет решить одну из главных задач – не просто пройти программу, а научить понимать то, о чем говорит сам и, что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. Преимущества – повышение мотивации к обучению, исследовательские навыки, лучшее усвоение материала, развитие навыка сопоставления, классификации, анализа и синтеза. В основе концепции лежит ориентация на личностно-смысловое отношение учащихся к учению, на развитие интеллектуальной, рефлексивной и коммуникативной культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации. В процессе проектной деятельности учащиеся самостоятельно анализируют, синтезируют, преобразовывают информацию; учатся оформлять, защищать, оценивать собственный проект и проекты одноклассников. Приоритетными становятся компоненты, связанные с опытом поисковой, творческой деятельности, с приобретением методологической системы знаний. Реализация интеграционных и мультимедийных образовательных технологий при создании проектов дает возможность продемонстрировать результаты научно-практической, творческой деятельности учителя и учащихся. Форма публичного выступления во время презентации может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся, а также диагностикой их личностного роста и развития.
Цели и задачи: создание условий, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах, а также защищая проект и отвечая на вопросы;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление;
6) развивают компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать, следующие компетентности учащихся:
- анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагание и планированияе деятельности;
- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
- презентация (самопредъявление, формирование имиджа) деятельности и ее результатов;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиск необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
- применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбор, освоение и использование технологии адекватной проблемной ситуации к конечному продукту проектирования;
• проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам
- Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов.
Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп
- По характеру доминирующей в проекте деятельности: исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие; информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете; творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п; ролевой (игровой) проект. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства и т. д.
- По предметно-содержательной области: монопроект, в рамках одной области знаний; межпредметный проект, на стыке различных областей.
- По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
- По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).
- По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т. п.).
Организация проектной деятельности учащихся
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде следующей таблицы. [См. приложение 1]
При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.
Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания, при изучении новой темы, при закреплении, а также во внеурочной деятельности. Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.
Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Проектная деятельность:
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда;
Ориентирована на учащихся разного возраста, а также позволяет привлекать к деятельности родителей.
Условия реализации. Владение педагогом современными образовательными технологиями, их включенность в образовательный процесс; высокая ИКТ-компетентность; постоянное повышение уровня профессиональной компетентности через самообразование, курсовую подготовку, участие в профессиональных конкурсах; обобщение опыта. А также оснащение кабинета современным компьютерным оборудованием.
Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект
Внешние результаты: решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы над проектом учащиеся представляют итоговый продукт, который должен быть личностно и социально значимым, например: web-сайт; видеофильм; видеоклип; газета; журнал; мультимедийный продукт; публикация; серия иллюстраций; сказка; справочник; мультимедийный словарь; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; театральная постановка; виртуальная экскурсия; сборник сочинений; дневник путешествий; главы из несуществующего учебника; буклет; мультимедийная презентация; поваренная книга, медиатека и т.д. А также стабильность результатов обучения и повышение осознанности усвоения учебного материала; высокие результаты при сдаче экзамена; высокие результаты внеурочной деятельности по предмету; рост количества учащихся, занимающихся научно-исследовательской и проектной работой; позитивная динамика в воспитательной работе; повышение у учащихся интереса к предметам словесного цикла. [См. приложение 2 ]
Внутренние результаты: высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного и критического мышления, активизация познавательной деятельности. Умение анализировать, перерабатывать и представлять информацию в разных знаковых системах. Работа над проектом с применением информационных технологий позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления проекта. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Подобным образом организованная деятельность позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции: социокультурные, коммуникативные, информационные. Ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Результаты для учителя: возможность профессионального роста; возможность успешно работать в профильных классах; новые возможности для реализации творческого потенциала, для самообразования; признание его профессионализма учениками, коллегами, методистами, родителями.
Оценивание осуществляется с трех позиций:
- Самооценка.
- Оценка учащихся.
- Рецензия преподавателя. [См.приложение 3]
Список литературы:
- Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/С.В.Абрамова. – М.: Просвещение, 2011.
- Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011.
- Господникова, М.К. и др. Проектная деятельность в начальной школе/ авт.-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Кашлева, Н.В. и др. Школьная проектная лаборатория/авт.-сост. Н.В. Кашлева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. /М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.
- Цветкова, Г.В. Русский язык. 11 класс. Проектная деятельность. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Цветкова, Г.В. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
Приложение 1
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
1. Погружение в проблему | Формулирует: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи | Осуществляют: • личностное присвоение • вживание в ситуацию; • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи |
2. Организация деятельности | Предлагает: • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»); • при организации групповой работы распределить амплуа и обязанности в группах (например; аналитик, инициатор, генератор идей и/или • возможные формы | Осуществляют: • планирование работы; • разбивку на группы и распределение ролей в группе; • выбор формы и способа |
3. Осуществление деятельности | Не участвует, но: • консультирует по необходимости учащихся; • ненавязчиво контролирует; • ориентирует в поле необходимой информации; • консультирует по презентации результатов | Работают активно и самостоятельно: • по поиску, сбору и структурированию необходимой информации; • консультируются • подготавливают презентацию результатов |
4. Презентация, самоанализ и самооценка результатов | Принимает итоговый отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения. Оценивает по критериям: • глубина проникновения в проблему; • привлечение знаний из других областей; • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; • эстетика оформления результатов проведенного проекта; • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов | Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задачи; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы. Осуществляют: • рефлексию деятельности и результатов; • взаимооценку деятельности и ее результативности. |
Приложение 2
Возможные проекты для школьников
- Сны в русской литературе первой и второй половины XIX века. Сходства и различия функций. Черты преемственности.
- Влияние изображения стихии и истории у Пушкина на литературу XX века.
- Традиция Лермонтова в изображении психологии героя в романах Достоевского (рекомендуется обратить внимание учеников не только на программные произведения Достоевского).
- Гоголь и Гофман.
- Соединение в произведениях Гоголя социальной сатиры, эсхатологии и “беззаботного” смеха.
- Многоаспектность и многозначность образов и произведений Гоголя.
- Понятие о композиции пейзажа в лирическом стихотворении.
- Философские основы лирики Ф.Тютчева.
- Тютчев и Мандельштам.
- Некрасовский город в прозе Достоевского (или лирике А.Блока; или в поэзии В.Маяковского).
- Героини любовной лирики Тютчева и Некрасова в сопоставлении с героинями Достоевского.
- Актуальность исторической проблематики (событий 1812 года) в 1860-е годы.
- Актуальность фигуры Наполеона в общественной жизни второй половины XIX века и в творчестве Достоевского и Толстого.
- Россия и Европа у Толстого и Достоевского.
- Христианские идеи Достоевского.
- Маленький человек у Чехова и его предшественников.
- Нетрадиционность соединения героев и философской проблематики у Чехова.
- Драматургия “без действия” или “бездействия” — Чехов и Ибсен, Чехов и Горький.
- Средства создания настроения в драматургии Чехова и Горького.
- Как нужно правильно писать сочинение.
- Речевой этикет как показатель культуры общения.
- Альбом правил русского языка.
- Активные латинские и греческие словообразовательные элементы.
- Лексикон учащихся 8-11 классов.
- Деловые бумаги в школе.
- Лингвистические сказки.
- Работа над дикцией при помощи скороговорок.
- Альбом фразеологизмов.
- Краткий лингвистический комментарий к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
- Компьютерный сленг
- Мифологические образы и мотивы в современном языке
- Роль вводных слов, обращений, междометий в художественном произведении.
- Анализ использования и функционирования тропов в молодежных журналах.
- Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников.
- Особенности языка ISQ как новой формы коммуникации с лингвистической и культурной точки зрения.
- Реклама - двигатель бизнеса. Культура рекламы.
- Газета «Литературный мир».
- Литературно-художественный сборник для 7 класса по былине «Садко» как дополнение к учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс» Т.Ф.Курдюмовой».
- Книжка-малышка по детскому фольклору.
- Поэзия серебряного века (CD с мультимедийными презентациями для медиатеки кабинета литературы).
- Интерактивный плакат по русскому языку и т.д.
Приложение 3
Возможные перечни критериев оценки проектных работ
Вариант 1.
- Самостоятельность работы над проектом;
- актуальность и значимость темы;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- презентация содержания проекта;
- использование средств наглядности, технических средств;
- ответы на вопросы.
Вариант 2.
- Важность темы проекта;
- глубина исследования проблемы;
- оригинальность предложенных решений;
- качество выполнения продукта;
- убедительность презентации.
Экспертный лист для оценки проектов
- Название проекта__________________________________________________
- Авторы проекта (Ф. И. О., класс)_____________________________________
- Система оценки.
Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:
- Наиболее полно соответствует данному критерию — 3 балла.
- Достаточно полно соответствует данному критерию -2 балла.
- Частично соответствует данному критерию - 1 балл.
- Не соответствует данному критерию - 0 баллов.
Первая часть. Экспертиза текста проекта
Критерии оценки разработанного проекта | Баллы |
1 | 2 |
1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы | |
2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики | |
3. Полнота и содержательность представленного проекта | |
4. Оригинальность решения проблемы | |
5. Оформление проекта | |
Общая сумма баллов |
Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта
Критерии оценки процесса реализации | Баллы |
1. Соответствие реализации задуманному проекту | |
2. Умение внести коррективы в реализацию проекта | |
3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации | |
4. Активность каждого автора проекта | |
Общая сумма баллов |
Третья часть. Экспертиза защиты проекта
Критерии оценки защиты проекта | Баллы |
1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты | |
2. Форма представления проекта | |
3.Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность | |
Общая сумма баллов |
Главные достоинства проекта:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слабые стороны проекта:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной вывод эксперта:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План-график реализации инновационного проекта «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности» Клешневой И.С.
2011-2012
План-график | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Самообразование | Изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы. Изучение опыта учителей по организации образовательного процесса на основе использования метода проекта. Ведение личной страницы на образовательном портале. Участие в педагогическом сообществе «Дистанционная волна». Работа в творческой группе «Новая школа – новый учитель». | |||||||||
Корректировка рабочих программ | ||||||||||
Повышение квалификации | Компьютерные курсы УрФУ им. Б.Н. Ельцина | Информационные технологии в образовании (филология) Москва Институт «Айти» | ||||||||
Работа с учащимися | Анкетирование | Создание индивидуальных программ проектной и исследовательской деятельности | Индивидуальные консультации по проектной и исследовательской работе и тьюторское сопровождение проектных задач и проектов | Рефлексия | ||||||
Кабинет | Научно-методическое сопровождение | Подготовка к обновлению и совершенствованию материально-технического сопровождения | Оснащение кабинета средствами ИКТ | Создание и систематизация методических материалов | Создание медиатеки | Создание методического кабинета на электронных ресурсах | ||||
Конкурсы | Подача заявок на российский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (до 15 декабря) Работы до 31 января Всероссийский конкурс авторских и коллективных проектов, направленных на развитие инновационной сферы, науки и образования (до 1 декабря) | Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура. Урал» (до 31 января) | Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку» (до 29 февраля) Всероссийский конкурс проектных работ «СОЗИДАНИЕ и ТВОРЧЕСТВО» (до 20 февраля) | Подача заявок на российский конкурс «Учебный проект» (с 1 апреля) | НПК «Верхнейвинские чтения» | |||||
Обобщение и передача опыта | Работа по самообразованию | Регистрация и передача опыта в педагогических социальных сетях. | Мастер-класс | Обсуждение проблем и итогов работы на педагогических форумах. | Анализ проделанной работы |
Проектные задачи и проекты 2011-2012 Клешнева И.С.
Название | Ответственный | Итоговый продукт |
Газета «Литературный мир» | Главный редактор Корякова А.11 класс | Газета |
Литературно-художественный сборник для 7 класса по былине «Садко» как дополнение к учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс» Т.Ф.Курдюмовой» | Учащиеся 7 класса | Сборник |
Книжка-малышка по детскому фольклору | Учащиеся 7 класса | Книжки-малышки |
Поэзия серебряного века 1.«Серебряный век» русской поэзии (обзор литературных направлений). 2.Поэзия В.Я.Брюсова 3.Н.С.Гумилев и акмеизм 4.«Эгофутуризм» И.Северянина 5.Своеобразие творчества поэтов серебряного века. 6.К. Д. Бальмонт. 7.Л. Белый. 8.Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. 9.Н. А. Клюев. 10.З.Н.Гиппиус 11.Д.С.Мережковский 12.А.Блок 13.А.Ахматова 14.В.Маяковский 15.С.Есенин 16.Тэффи 17.Б.Л.Пастернак | Учащиеся 11 класса | CD с мультимедийными презентациями для медиатеки 11 кабинета |
Литературная гостиная «Если душа родилась крылатой…» | 11 класс | Творческое выступление |
Интерактивный плакат по русскому языку | Учащиеся 11 класса профильная группа по русскому языку | Интерактивные плакаты |
Комиксы по сказу Лескова «Левша» | Кузнецова Маргарита , Учащиеся 7б класса | Электронный журнал комиксов |
Проект «Словарь «здоровых» фразеологизмов» | Мохова Д., учащиеся 7б класса | Мультимедийный словарь |
Проект «Лексикон старшеклассников МОУ СОШ имени Арапова А.Н.» | 11 класс профильная группа по русскому языку | Мультимедийная презентация, информационный буклет |
Проект «Литературные героини классических произведений» | Корякова А. 11 класс профильная группа по литературе | Эссе, костюм, мультимедийная презентация |
Проект «Тропы в современных молодежных журналах – миф или реальность?» | Соснина А. 11 класс профильная группа по литературе | Мультимедийная презентация |
Проект «Трудные орфограммы и пунктограммы»» | 11 класс профильная группа по русскому языку | CD с мультимедийными презентациями для медиатеки 11 кабинета |
Проект «Аська» – имя, прозвище или что-то ещё?» | Перебоева К. 11 класс | Буклет |
НИР «Особенности азербайджанской литературы» | Насибзаде А. 11 класс | Мультимедийная презентация |
Проект «Японская поэзия?...А что это такое?» | Латыпова Д. 11 класс | Книга |
Проект «Фронтовые страницы современной прозы второй половины ХХ века (ВО война в литературе ХХ века) | 11 класс | Буклет |
Проект «Мобильные сказки» | 5б класс | Сказка |
Отчет по инновационной деятельности Клешневой И.С.
Тема «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности»
Цель инновации: создание условий, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Направления:
- Самообразование
- Повышение квалификации
- Работа с учащимися
- Кабинет
- Конкурсы
- Обобщение и передача опыта
Срок: 2011-2012 учебный год.
Результат:
План-график | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Самообразование | Изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы. Изучение опыта учителей по организации образовательного процесса на основе использования метода проекта. Ведение личной страницы на образовательном портале. Участие в педагогическом сообществе «Дистанционная волна». Работа в творческой группе «Новая школа – новый учитель». | |||||||||
Корректировка рабочих программ | ||||||||||
Повышение квалификации | Информатика и программирование: пакеты прикладных программ в образовательной деятельности УрФУ им. Первого президента России Б.Н. Ельцина Свидетельство №3344 | Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе Москва Институт «Ай Ти» Свидетельство №0015242 | Методические вопросы подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку ИРО Екатеринбург Свидетельство №10351 | |||||||
Работа с учащимися | Анкетирование | Создание индивидуальных программ проектной и исследовательской деятельности | Индивидуальные консультации по проектной и исследовательской работе и тьюторское сопровождение проектных задач и проектов | Рефлексия | ||||||
Кабинет | Научно-методическое сопровождение | Подготовка к обновлению и совершенствованию материально-технического сопровождения | Оснащение кабинета средствами ИКТ | Создание и систематизация методических материалов | Создание медиатеки | Создание методического кабинета на электронных ресурсах | ||||
Конкурсы | Для учителя | Для учащихся | ||||||||
|
| |||||||||
Обобщение и передача опыта | Работа по самообразованию | Регистрация и передача опыта в педагогических социальных сетях. | Мастер-класс | Обсуждение проблем и итогов работы на педагогических форумах. | Анализ проделанной работы |
Результаты участия учащихся в конкурсах по теме инновационного проекта
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура. Урал»
| 4 | Митрофанова К.11 кл; лауреат 2 степени; Соснина А. 11 кл. лауреат 2 степени; Корякова А. 11 кл. лауреат 2 степени; Латыпова Д. 11 кл. лауреат 3 степени. Все приглашены на очную всероссийскую конференцию в г. Златоуст |
Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку» | 2 | Мохова Д. 7б кл. лауреат 3 степени; Кузнецова М. 7б кл. лауреат 3 степени. Все приглашены на очную всероссийскую конференцию в Москву и на летнюю всероссийскую конференцию в Анапу. |
НПК «Верхнейвинские чтения» | 9 | Творческая группа 5б класса – победитель в номинации «За командный дух и яркую презентацию проекта»; творческая группа 7б класса – победитель в номинации «За сотрудничество и взаимодействие участников проекта»; Кузнецова Маргарита 7б кл. – победитель в номинации «За творческий подход к поднятой проблеме» |
Международный литературный конкурс «Приключение приходит само – мир без войны и насилия» | 2 | Соснина А. 11 кл; Белов Михаил 11 кл. - сертификаты участников международного конкурса. |
Самообразование Клешневой И.С. по теме инновационного проекта
Учебный год | Тема | Практический результат | Участие в конкурсах | Результат |
2011/ 2012 | Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности | Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности» | Всероссийский конкурс авторских и коллективных проектов, направленных на развитие инновационной сферы, науки и образования. В работе Интернет - портала Pro Школу.ru; Международный интерактивный форум «Инновационные образовательные технологии» Всероссийский Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» Международный педагогический марафон «Новая школа» Приглашение к сотрудничеству от журнала «Директор школы» г. Москва | Участие - Сертификат Диплом Свидетельство Диплом Свидетельство - |
План-график реализации инновационного проекта «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности» Клешневой И.С.
2012-2013
План-график | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Самообразование | Изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы. Изучение опыта учителей по организации образовательного процесса на основе использования метода проекта: портфолио проекта; какие УУД формируются в проектной деятельности. Разработка мониторинга и системы оценки проектных работ. Ведение личной страницы на образовательном портале. Участие в педагогическом сообществе «Дистанционная волна». Работа в творческой группе «Новая школа – новый учитель». Работа в школьной образовательной сети - Дневник.ру. | |||||||||
Корректировка рабочих программ | ||||||||||
Повышение квалификации | Семинар «Концепция школы как открытой системы социализации детей» | ОП «ФГОС общего образования: идеология, содержание, технологии введения». Стажировка на базе общеобразовательных учреждений инновационного характера в г. Екатеринбурге: МБОУ СОШ №76; Лицей №135; МАОУ-Гимназия №47. | ||||||||
Работа с учащимися | Анкетирование | Создание индивидуальных программ проектной и исследовательской деятельности | Индивидуальные консультации по проектной и исследовательской работе и тьюторское сопровождение проектных задач и проектов | Рефлексия | ||||||
Кабинет | Научно-методическое сопровождение | Подготовка к обновлению и совершенствованию материально-технического сопровождения | Оснащение кабинета средствами ИКТ | Создание и систематизация методических материалов | Продолжение деятельности по созданию медиатеки | Продолжение деятельности по созданию методического кабинета на электронных ресурсах | ||||
Конкурсы | Конкурс на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2012 | Подача заявок на российский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (до 15 декабря) Работы до 31 января Областной конкурс учебно-методических разработок с использованием ИКТ | Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура. Урал» (до 31 января) | Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку» (до 29 февраля) Всероссийский конкурс проектных работ «СОЗИДАНИЕ и ТВОРЧЕСТВО» (до 20 февраля) Областной краеведческий конкурс –форум «Мы -уральцы» (до 20 февраля) | Подача заявок на российский конкурс «Учебный проект» (с 1 апреля) Конкурс исследовательских работ учащихся «Дерзание» г. Пермь | НПК «Верхнейвинские чтения» | ||||
Обобщение и передача опыта | Работа по самообразованию | Регистрация и передача опыта в педагогических социальных сетях. Публикации. | ЕМД - 2013 Мастер-класс | Обсуждение проблем и итогов работы на педагогических форумах. | Анализ проделанной работы |
Проектные задачи и проекты 2012-2013 Клешнева И.С.
Название | Ответственный | Итоговый продукт |
Газета «Эксклюзив» | АРТ-группа 6б класса | Газета |
Мифы об Александре Грине и его «Алых парусах» | Учащиеся 6б класса | Мультимедийная презентация |
«Копилка» лингвистических сказок | Учащиеся 6б класса | CD с лингвистическими сказками |
Народные промыслы России | Учащиеся 6б класса | CD с мультимедийными презентациями для медиатеки 11 кабинета |
Песни о Великой Отечественной войне | Учащиеся 6б класса | Мультимедийная презентация Творческое выступление Концерт |
Интерактивный плакат по русскому языку «Имя прилагательное» | Крохмаль А., Карнаухова Д., Обыденнова Л. 5б класс | Интерактивный плакат |
Проект «Туристическая фирма» | Учащиеся 8б класса | Экскурсия «Достопримечательности Верх-Нейвинска» Рекламный фильм |
Проект «Тест по «Капитанской дочке» А.С.Пушкина» | Мохова Д. 8б класс | Мультимедийный интерактивный тест |
Проект «Звездные часы человечества» | Учащиеся 8б класса | Мультимедийная презентация |
Проект «Мифологические образы в русских народных сказках» | Крохмаль А. 5б класс | Загадки Мультимедийная презентация |
Проект «Я помню, я горжусь…» | Учащиеся 5б класса | Мини-исследование «История моей семьи в военной истории Отечества» Сочинение «Я помню, я горжусь…» Акция «Письмо ветерану» Фильм памяти «Я помню, я горжусь…» |
Проект «Сопоставление сюжета волшебной сказки с сюжетом рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | Карнаухова Д. 5б класс | Таблица Мультимедийная презентация |
Отчет по инновационной деятельности Клешневой И.С. за 2012-2013 год представлен в мультимедийной презентации «Клешнева И.С. Отчет по инновационной деятельности ЕМД 2013»
Результаты участия учащихся в конкурсах по теме инновационного проекта
Всероссийский конкурс проектных работ «Созидание и творчество» | Команда 6б класса «Друзья» (16 учащихся) Команда 8б класса «Садко» (13 учащихся) | 6б - 1 место в России 8б - 2 место в России |
Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны: Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура)» | Шимаев Дмитрий и 6б класс | 3 место в России |
НПК «Верхнейвинские чтения» |
Арт-группа 6б класса
6б класс Пантеев И. Сухарева Л.
6б класс Чигирева К. Кравцова Л.
5б класс Крохмаль А., Обыденнова Л., Карнаухова Д. | Победители в номинациях Участник Участник Сухарева Л. - номинация « За сохранение традиций народного творчества» 6б – номинация «За оригинальный подход к изучению русского языка» 5б - Номинация «За умение применять ИКТ-технологии в проектной деятельности» |
Всероссийская Интернет-выставка достижений учащихся «Электронное портфолио» |
(16 учащихся)
(13 учащихся) | Свидетельства Всероссийской выставки достижений учащихся |
Всероссийский литературный конкурс фанфиков | 5б класс – Крохмаль А; Бетхер Д.; Балыбердина Е.; Обыденнова Л; Суханова В. 6б класс – Плохих А.; Ибраева М.; Вуколова В.; Пантеев И.; Варлаков И.; Шимаев Д.; Чигирева К. | Публикация на сайте издательства «Розовый жираф»; на сайте книжной социальной сети LiveLi |
Самообразование Клешневой И.С. по теме инновационного проекта
Учебный год | Тема | Практический результат | Участие в конкурсах | Результат |
2012/ 2013 | Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности | Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности» | Областной конкурс на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2012 году Областной конкурс методических разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий, интерактивных средств в образовательном процессе | Участник Сертификат Публикация на сайте |
Подписи к слайдам:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.
Асмолова
. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М.
Кондакова
, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2012.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М.
Кондакова
. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
bg-prestige.narod.ru›proekt
/index.html
Полат
Е.С. Метод проектов
Конкурсы
Конкурс на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2012 году
Областной
к
онкурс учебно-методических разработок. Номинация «Учебные проекты с использованием ИКТ»
Всероссийский Фестиваль педагогического
мастерства
«Дистанционная волна»
Международный педагогический
марафон «Новая школа»
Список педагогических форумов, педагогических социальных сетей:
festival.nic-snail.ru
proshkolu.ru
openclass.ru›pages
/186225
http://elearn.irro.ru
Международный педагогический марафон "Новая школа"
Педагогический марафон проводится с целью размещения в сети Интернет статей участников, обобщающих их педагогический опыт по теме «Новая школа».
Цель инновации:
создание условий, при которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
приобретают коммуникативные умения, работая в группах
развивают у себя исследовательские умения ( выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотезы, обобщение)
развивают системное мышление
Список информационных ресурсов:
Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей
общеобразоват
. учреждений/С.В.Абрамова. – М.: Просвещение, 2011.
Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011.
Господникова
, М.К. и др. Проектная деятельность в начальной школе/ авт.-сост. М.К.
Господникова
и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Кашлева
, Н.В. и др. Школьная проектная лаборатория/авт.-сост. Н.В.
Кашлева
и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. /
М.:Центр
«Педагогический поиск», 2006
Цветкова, Г.В. Русский язык. 11 класс. Проектная деятельность. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
Цветкова, Г.В. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Обобщение и передача опыта
Регистрация и передача опыта в педагогических социальных
сетях
Обсуждение проблем и итогов работы на педагогических
форумах
Анализ проделанной
работы
Открытый урок по ФГОС
Тема: «Средства художественной выразительности. Пропорции мира
человека»
Название урока: «Олимпийские Боги»
Публикации:
festival.nic-snail.ru
; СМИ «
ПроШколу
ИНФО»
Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности
План реализации инновационного проекта
2012-2013
Самообразование
Изучение и анализ научно-методической,
психолого-педагогической и нормативно-правовой
литературы.
Изучение
опыта учителей по организации
образователь
ного
процесса
на основе использования метода
проекта:
паспорт проекта; какие УУД формируются в проектной деятельности.
Работа над критериями оценки проектных работ.
Ведение
личной страницы на образовательном портале.
Участие
в педагогическом сообществе «Дистанционная волна».
Работа в творческой группе «Новая школа – новый учитель».
Кабинет
Научно-методическое
сопровождение
Обновление
и
совершенствование
материально-технического сопровождения
Оснащение кабинета средствами
ИКТ
Создание и систематизация методических
материалов
Продолжение деятельности по созданию
медиатеки
Продолжение деятельности по созданию
методического кабинета на электронных ресурсах
Внутренние результаты:
Современная конкурентоспособная личность
Работа с учащимися
Анкетирование
Создание индивидуальных программ проектной и исследовательской
деятельности
Индивидуальные консультации по проектной и исследовательской работе и
тьюторское
сопровождение проектных задач и
проектов
Рефлексия
Повышение квалификации
Концепция школы как открытая система социализации детей
Сертификат
№ 3716
ФГОС
ОО: идеология, содержание, технологии введения
ИРО Екатеринбург
Свидетельство №
4399-а
Стажировка на базе общеобразовательных учреждений инновационного характера в г.Екатеринбурге: МБОУ СОШ №76; Лицей №135;
МАОУ-Гимназия
№47
Технология
учебного занятия
ИРО Н.Тагил
Сертификат
№3991
Современные технологии дистанционного обучения
ИРО Екатеринбург
Свидетельство
№
Конкурсы
Всероссийский конкурс проектных работ «СОЗИДАНИЕ и ТВОРЧЕСТВО»
Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны:
Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура)»
НПК «
Верхнейвинские
чтения»
Всероссийская Интернет-выставка достижений учащихся «Электронное
портфолио
»
Подписи к слайдам:
языку «Имя прилагательное»
Крохмаль
А., Карнаухова Д.,
Обыденнова
Л.
5б класс
Интерактивный плакат
Проект
«Туристическая фирма»
Учащиеся
8б класса
Экскурсия «Достопримечательности
Верх-Нейвинска
»
Рекламный фильм
Проект
«Тест
по «Капитанской дочке» А.С.Пушкина
»
Мохова Д
.
8б
класс
Мультимедийный
интерактивный
тест
Проект
«Звездные
часы человечества
»
Учащиеся
8б класса
Мультимедийная
презентация
Проект
«Мифологические образы в русских
народных сказках
»
Крохмаль
А.
5б класс
Загадки
Мультимедийная
презентация
стабильность результатов обучения и повышение
осознанности усвоения учебного материала
высокие результаты при сдаче экзамена, особенно ГИА-9 и ЕГЭ в 11 классе по русскому языку и литературе
высокие результаты внеурочной деятельности по предмету
рост количества учащихся, занимающихся
проектно-исследовательской
работой
позитивная динамика в воспитательной работе
повышение у учащихся интереса к предметам словесного цикла
Результативность:
Проекты
Название
Ответственный
Итоговый продукт
Газета
«Эксклюзив»
АРТ-группа
6б класса
Газета
Мифы
об Александре Грине и его «Алых парусах»
Учащиеся
6б
класса
Мультимедийная
презентация
«Копилка» лингвистических сказок
Учащиеся
6б
класса
CD
с лингвистическими
сказками
Народные
промыслы России
Учащиеся
6б
класса
CD
с
мультимедийными
презентациями для
медиатеки
11
кабинета
Песни
о Великой Отечественной войне
Учащиеся 6б класса
Мультимедийная
презентация
Творческое выступление
Концерт
Современная конкурентоспособная личность
Самостоятельность
Уметь организовать свою жизнь
Творческая
работа
Развитие
интереса к предмету
Умение работать с ИКТ
Ответственность
Умение выдвигать гипотезы
Умение решать проблемы
Самостоятельно создавать конечный продукт
Умение оценивать себя и других
Умение работать с разными информационными источниками
Умение решать разные познавательные и практические задачи
Умение работать индивидуально и в группе
Умение общаться
Умение собирать и выбирать информацию
Уметь анализировать
Уметь обобщать
Умение публично выступать
Уметь отвечать на вопросы
Чему ты научился , работая над проектами?
Проект «Я помню, я горжусь…»
Учащиеся 5б класса
Мини-исследование «История моей семьи в военной истории Отечества»
Сочинение «Я помню, я горжусь…»
Акция «Письмо ветерану»
Фильм памяти «Я помню, я горжусь…»
Проект «Сопоставление сюжета волшебной сказки с сюжетом рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Карнаухова Д.
5б класс
Таблица
Мультимедийная презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования
Новые педагогические технологии, используемые при обучении русскому языку и литературе...
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Компьютерные технологии очень прочно вошли в жизнь нашего общества, охватив все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.Вся моя професси...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...