Урок-игра по теме "Лексика".
план-конспект занятия по русскому языку на тему
Повторение изученного материала по теме, развитие монологической речи учащихся, умение работать в паре, воспитывать любовь и интерес к родному русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra_leksika.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- игра «ЛЕКСИКА»
Мотивация познавательной деятельности учащихся в игровой форме.
Целеполагание: повторение изученного материала по теме, развитие монологической речи учащихся, умение работать в паре, воспитывать любовь и интерес к родному русскому языку.
Оборудование урока: картинки, рисунки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.
На доске сказочный теремок, дом№1, №2, №3.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ход урока.
Учитель Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд , а ко всему липнут.
ВОПРОСЫ:
- Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
ЗАДАНИЕ №1.
- Объясните орфограммы. 2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков,действий.
- Определите лексическое значение слов ПОЧТА, ПОЧТАЛЬОН. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова?
Учитель: Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по тропинке и вот-вот подойдёт к теремку? (пикрепляется рисунок).
Дети: Это почтальон Печкин!
Учитель: Давайте поможем ему разнести корреспонденцию. Значение слова корреспонденция надёт Женя Связева.
(раздаю письма).
Учитель: пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы).
Настук вышел один из братьев, проживающих в доме№1. Зовут его Смелый.
ЗАДАНИЕ №2.
Назовите остальных братьев.(Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный).
Вскрыл хозяин письмо и прочитал вслух: « Дорогие синонимы, хотели мы обойтись бз вас, но вот что получилось у нас. Помогите нам».
ЗАДАНИЕ№3.
Отредактируйте текст, используя синонимы.
«После гибели Муму Герасим отправился в родную деревню. Он шёл полями и лугами. Герасим шёл всю ночь. Он шёл и радостно смотрел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он вернулся в деревню, то стал там прилежно работать.
Учитель: Жильцов квартиры № 2
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они? Один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый (антонимы).
Вскрыли братья конверт и обрадовались: наконец-то пришла весточка от другого дедушки. Начали читать письмо и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, письмо побывало под дождём.
ЗАДАНИЕ № 4
Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми сильными …, …, …, ….
Продолжите письмо дедушки, подбирая синонимы.
Учитель: окна квартиры № 3 распахнуты настежь. Громкие слова, которые несутся оттуда, помогут вам угадать, кто там живёт.
ЛИСИЧКИ
– Кто вы? – Мы лисички тоже.
– Мы лисички, – Как, с одной-то лапкой?
Дружные сестрички. – Нет, ещё со шляпкой.
Ну а вы-то кто же?
ВЫШИВАНИЕ
Иголка ходит вверх и вниз. Сосёт Алёнушка ирис,
Вот листья появились. А вышивает ирис.
КТО ЧТО ДЕЛАЕТ
Косит косец, а зайчишка косит,
Трусит трусишка, а ослик трусит.
- Кто живёт в квартире № 3?
- Дайте определение омонимов.
- Назовите в тексте омонимы.
- Чем различаются слова-омонимы в текстах?
Учитель: а под крышей находится мансарда. Находим в толковом словаре значение этого слова. Для жителей мансарды почтальон Печкин принёс бандероль. Находим в толковом словаре значение слова бандероль. Она предназначена для любителей поэзии.
ЗАДАНИЕ № 6
Найдите слова использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
Полз состав. Он устал –
От гудка и до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
Определите рифму в четверостишьях.
ЗАДАНИЕ № 7(НА ВЫБОР)
Презентация сочинений.
- Составить словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: каменный, золотой, железный, уснуть, потерять, тяжёлый, зелёный, тесный.
- Написать сочинение миниатюру на темы: «Пришла волшебница-зима», «Бежал весёлый ручеёк», «Гулял по лесу ветер».
В сочинениях использовать слова в переносном значении, где можно.
Учитель: послушаем ваши сочинения.
Обсуждение сочинений.
Отзыв о сочинении | |||
Что мне понравилось в сочинении? | На чём остановилось моё внимание? | О чём я хотел бы узнать подробнее? | Что мне хотелось бы улучшить исправить. |
ЗАДАНИЕ № 8
ВОПРОСЫ-ШУТКИ
- Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
- Всякий ли пар способен подняться кверху?
- У каких башмаков нет каблуков?
- Какое крыло не летает?
- Какой город летает?
- Какое государство носят на голове?
Какое языковое явление спрятано в вопросах.
Выставление оценок.
Вот и подошёл к концу наш урок. Сумка почтальона опустела. Понравился вам урок, ребята? У вас на партах лежат листочки-лепестки. Если вам урок понравился и всё было понятно, возьмите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые не знаете ответа, возьмите лепесток с вопросительным знаком.
Спасибо вам,ребята, за урок.
Запишите домашнее задание: напишите письма кому- нибудь из жильцов теремка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"
Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...
Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"
Заключительный урок русского языка в 5 классе...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...