Урок-игра по теме "Лексика".
план-конспект занятия по русскому языку на тему

Ласточкина Татьяна Ильинична

Повторение изученного материала по теме, развитие монологической речи учащихся, умение работать в паре, воспитывать любовь и интерес к родному русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_igra_leksika.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- игра «ЛЕКСИКА»

   

Мотивация познавательной деятельности учащихся в игровой форме.

   

Целеполагание: повторение изученного материала по теме, развитие монологической речи учащихся, умение работать в паре, воспитывать любовь и интерес к родному русскому языку.

   

Оборудование урока: картинки, рисунки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.

 

 На доске сказочный теремок, дом№1, №2, №3.

     

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком  живёт?

Ход урока.

Учитель Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд , а ко всему липнут.

ВОПРОСЫ:

  1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?

                 

  ЗАДАНИЕ №1.

  1. Объясните орфограммы. 2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков,действий.
  2. Определите лексическое значение слов ПОЧТА, ПОЧТАЛЬОН. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова?

Учитель: Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по тропинке и вот-вот подойдёт к теремку? (пикрепляется рисунок).

Дети: Это почтальон Печкин!

Учитель: Давайте поможем ему разнести корреспонденцию. Значение слова корреспонденция надёт Женя Связева.

(раздаю письма).

Учитель: пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы).

Настук вышел один из братьев, проживающих в доме№1. Зовут его Смелый.

                         

  ЗАДАНИЕ №2.

Назовите остальных братьев.(Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный).

Вскрыл хозяин   письмо и прочитал вслух: « Дорогие синонимы, хотели мы обойтись бз вас, но вот что получилось  у нас. Помогите нам».

                             

 ЗАДАНИЕ№3.

Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим отправился в родную деревню. Он шёл полями и лугами. Герасим шёл всю ночь. Он шёл и радостно смотрел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он вернулся в деревню, то стал там прилежно работать.

Учитель:                 Жильцов квартиры № 2

                                Застать сумели мы едва.

                                Они стояли у порога,

                                Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они? Один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый (антонимы).

Вскрыли братья конверт и обрадовались: наконец-то пришла весточка от другого дедушки. Начали читать письмо и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, письмо побывало под дождём.

                                

ЗАДАНИЕ № 4

Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми сильными …, …, …, ….

Продолжите письмо дедушки, подбирая синонимы.

Учитель: окна квартиры № 3 распахнуты настежь. Громкие слова, которые несутся оттуда, помогут вам угадать, кто там живёт.

ЛИСИЧКИ

– Кто вы?                                                – Мы лисички тоже.

– Мы лисички,                                        – Как, с одной-то лапкой?

Дружные сестрички.                                – Нет, ещё со шляпкой.

Ну а вы-то кто же?

ВЫШИВАНИЕ

Иголка ходит вверх и вниз.                        Сосёт Алёнушка ирис,

Вот листья появились.                                А вышивает ирис.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Косит косец, а зайчишка косит,

Трусит трусишка, а ослик трусит.

  1. Кто живёт в квартире № 3?
  2. Дайте определение омонимов.
  3. Назовите в тексте омонимы.
  4. Чем различаются слова-омонимы  в текстах?

Учитель: а под крышей находится мансарда. Находим в толковом словаре значение этого слова. Для жителей мансарды почтальон Печкин принёс бандероль. Находим в толковом словаре значение слова бандероль. Она предназначена для любителей поэзии.

ЗАДАНИЕ № 6

Найдите слова использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Полз состав. Он устал –

От гудка и до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста.

Определите рифму в четверостишьях.

ЗАДАНИЕ № 7(НА ВЫБОР)

Презентация сочинений.

  1. Составить словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: каменный, золотой, железный, уснуть, потерять, тяжёлый, зелёный, тесный.
  2. Написать сочинение миниатюру на темы: «Пришла волшебница-зима», «Бежал весёлый ручеёк», «Гулял по лесу ветер».

В сочинениях использовать слова в переносном значении, где можно.

Учитель: послушаем ваши сочинения.

Обсуждение сочинений.

Отзыв о сочинении

Что мне понравилось в сочинении?

На чём остановилось моё внимание?

О чём я хотел бы узнать подробнее?

Что мне хотелось бы улучшить исправить.

ЗАДАНИЕ № 8

ВОПРОСЫ-ШУТКИ

  1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
  2. Всякий ли пар способен подняться кверху?
  3. У каких башмаков нет каблуков?
  4. Какое крыло не летает?
  5. Какой город летает?
  6. Какое государство носят на голове?

Какое языковое явление спрятано в вопросах.

Выставление оценок.

Вот и подошёл к концу наш урок. Сумка почтальона опустела. Понравился вам урок, ребята? У вас на партах     лежат листочки-лепестки. Если вам урок понравился и всё было понятно, возьмите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые не знаете ответа, возьмите лепесток с вопросительным знаком.

Спасибо вам,ребята, за урок.

 Запишите домашнее задание: напишите письма кому- нибудь из жильцов теремка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...