Слова как свидетели живые
занимательные факты по русскому языку на тему
Статья об устаревших словах, о возникновении новых слов и причинах их возникновения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilya.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Слова-как живые свидетели истории.
Слова – пенсионеры.
Помните замечательное стихотворение Бородино? В ночь перед сражением наши солдаты готовятся к смертельной схватке:
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил, весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Все ли слова понятны автору читателю? Оказывается, нет. Для двух слов – бивак и кивер – нужно обязательно делать сноску внизу страницы , поскольку они в современном языке не употребляются. Эти слова «вышли на пенсию»: когда-то они использовались активно , а теперь устарели и практически не употребляются .
Почему так произошло? Слово бивак вытеснилось более современным словом лагерь(в значении стоянка); слово же кивер исчезло из языка потому , что вышел из употребления сам предмет , называемый этим словом, - высокий военный головной убор (теперь в армии носят каски , пилотки и фуражки).
Получается слова могут устаревать по двум причинам. Первая – у какой-то «вещи» появляется новое название .(«Вещь» при этом нужно понимать широко – это всё то , что обозначается словами). Например , вместо современного очень раньше употреблялось слово зело , вместо этот – сей , вместо так как – поелику и т.д. Такие устаревшие слова называются архаизмами.
Вторая причина выхода из употребления слов языка – исчезновение самих вещей , которые эти слова обозначают. Никто в наши дни не стреляет из аркебуз , не ездит на конках , не носит кокошники или фижмы. Такие устаревшие слова назвать архаизмами уже нельзя. Для них в науке существует специальное обозначение – историзмы.
Знание многих устаревших слов необходимо современному человеку. Иначе он просто не сможет знакомиться с культурой прежних эпох, не будет полностью понимать многие литературные произведения, написанные в 18-19 веках : ведь в них встречается довольно много историзмов и архаизмов.
К таким словам относятся, например, названия применявшихся ранее мер длины веса.
До 1925 года , когда в Россия была принята современная система единиц измерения , пользовались следующим мерами длины : вершок – 4,45., аршин – 16 вершков , или 71 см., сажень – 3 аршина или 2,13 м., верста – 500 саженей , или 1,06 км.; мерами веса: золотник – 4.26 гр., фунт – 96 золотников , или 410 гр., пуд – 40 фунтов, или 16.38 килограмм. Не следует забывать , что устарели не только названия единиц измерения , но и некоторые принципы их применения . Если их знать , то можно получить некоторые забавные результаты вычисления . В повести И. С. Тургенева «Муму» сказано, что главный герой, дворник Герасим , рослый мужчина богатырского сложения, был двенадцать вершков роста. Чуть больше полуметра?! В чём же дело?
Оказывается , рост измерялся в вершках свыше двух аршин. Два аршина – это 1м 42см. Следовательно рост Герасима – 1м 95см. Бывает, что устаревает не само слово , а какое-то из значений. Для того, чтобы правильно понять устаревшее значение, нужно заглянуть в словарь. Словом яма называлось раньше, помимо углублений в земле, ещё и отделение тюрьмы для должников, не могущих вернуть взятые деньги (их называли несостоятельными должниками). В Москве такая яма находилась во дворе Губернского правления у Воскресенских ворот. Учёные полагают, что подобное обозначение тюрьмы возникло из-за того, что она находилось на месте старинного «львиного рва», обнесённого высоким тыном , где содержались львы, привезённые в Москву ещё при царе Фёдоре Ивановиче. Сама тюрьма ни на какую яму похожа не была, а представляла собой обычное здание с решётками на окнах. (Для купцов попасть в яму считалось большим позором, уроном купеческой чести.)
Слова-Младенцы.
Наряду со словами – пенсионерами, по разным причинам устаревших и вышедших из употребления , есть слова – младенцы , только – только появившиеся в языке. Многие из них ещё не полностью в нём прижились и завоёвывают пока своё место. Такие недавно возникшие в языке слова называют в науке неологизмами.
Неологизмы появляются чаще всего из-за появления новых вещей и явлений в жизни. Не так давно вошли в обиход плееры и компакт-диски, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для их обозначения. Вообще стремительное развитие техники, особенно компьютерных технологий, приводит к быстрому появлению большого количества новых слов для называния многих «вещей» из этой сферы.
Интересно, что, как и в случае с историзмами, для обозначения нового предмета может применяться и старое слово, но в новом, доселе не встречавшемся значении. Например, мышью сегодня называют не только маленького грызуна, но и вспомогательное устройство для ввода информации в компьютер. Оно напоминает мышку по внешнему виду: обычно серого цвета, маленькое, да ещё и с длинным хвостом – проводом.
Среди неологизмов могут встречаться слова, которые казались безнадёжно устаревшими. Изменилось время - и неожиданно эти слова получили вторую жизнь. Так произошло слово губернатор. Ещё недавно толковые словари объясняли его значение так: начальник губернии, высшее должностное лицо губернской администрации в до революционной России. Теперь же губернаторами вдруг стали называть глав областных администраций. Причём слово губерния не возродилось вместе с губернатор, не вошло в активный обиход - отдельные территории, входящие в состав страны, так и продолжают называть областями. Соответственно, не употребляется и прилагательное губернский, которое в современном языке следует признать устаревшим. А вот слова губернатор и губернаторский вновь живут и пользуются весьма активно.
Среди неологизмов выделяется целая группа так называемых авторских, или индивидуальных, неологизмов
КАК ПОЛУЧАЮТСЯ НЕОЛОГИЗМЫ ?
Признанным сочинителем неологизмов является хорошо известный вам поэт Владимир Маяковский. Он очень любит играть словами, разбирать их на части, составлять из них новые, ещё не существующие в языке слова.
По морям, играя, носится
С миноносцем миноносица.
Льнёт, как будто к мёду осочка,
К миноносцу миноносочка.
И конца б не довелось ему,
Благодушью миноносьему.
Вдруг прожектор, вздев на нос очки,
впился в спину миноносочки.
Как взревёт медноголосина:
«Р-р-р-астакая миноносина!»
Прям ль, влево ль, вправо ль бросится,
А сбежала миноносица.
Но ударить удалось ему
по ребру по миноносьему.
Плач и вой морями носится:
овдовела миноносица.
И чего это не сносен нам
мир в семействе миноносином?
Подавляющее большинство неологизмов связано словом миноносец; кроме них есть ещё два сочинённых слова: осочка и медноголосина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Стихи мои - свидетели живые", день памяти А.С.Пушкина
Сценарий литературной композиции,сопровождающейся мультимедийной презентацией.Может быть использована в день памяти А.С.Пушкина(10 февраля) или на мероприятии, посвященном его творчеству.....
Диалог поколений: мой дедушка - живой свидетель Великой войны
Внучка ветерана Великой Отечественной войны Лхасаранова Ламожап Лхасаранова Светлана в своей исследовательской работе поднимает вопрос о патриотическом воспитании молодёжи. Объектом её исследования яв...
«…Живые свидетели войны»
Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Победы в ВОВ...
"Великая Отечественная война в судьбе моих предков"- "Истории свидетели живые"
quot;Истории свидетели живые!" о судьбе участника ВО войны...
Литературно-музыкальная композиция посвящённая 195летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые...»
Литературно-музыкальная композиция посвящённая 195летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые...»...
внеклассное мероприятие" Стихи мои!Свидетели живые..."
Стихи мои! Свидетели живыеза мир пролитых слез!Родитесь вы в минуты роковыеДушевных грозИ бьетесь о сердца людские,Как волны об утес....
Конспект к уроку родного русского языка для 7 класса "Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы."
Расширить знания учащихся по лексике современного русского языка,определять историзмы, уметь различать понятия «историзмы» и «архаизмы», «устаревшие и новые слова»....