Диалог поколений: мой дедушка - живой свидетель Великой войны
творческая работа учащихся (10 класс) по теме

Дугаржапова Баира Мункожаргаловна

Внучка ветерана Великой Отечественной войны Лхасаранова Ламожап Лхасаранова Светлана в своей исследовательской работе поднимает вопрос о патриотическом воспитании молодёжи. Объектом её исследования является нравственная, духовная крепость и  патриотизм людей, внесших свой бесценный вклад в Победу. Автор изучает биографию дедушки, систематизирует документы и фотографии которые он хранит и гордится тем, что ей посчастливилось прожить мирные дни вместе с ветераном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Диалог поколений: Мой дедушка – живой свидетель Великой войны»

Введение

Память…

 Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей.

 Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах.

Живых свидетелей, участников, людей воевавших, в настоящий момент уже почти не осталось. Ушли фронтовики, к памяти которых сегодня можно было бы апеллировать. Их в живых остались единицы. Поэтому сегодня о непосредственной передаче памяти говорить трудно. В какой-то мере живая ниточка тянется из семейной памяти, или из узких пределов родственного круга.

«Для возникновения исторического диалога одна сторона должна хотеть говорить, а другая задавать вопросы и слушать - эти фазы на протяжении советской истории были очень короткими (время хрущевской оттепели и горбачевской перестройки). Для диалога или, скажем даже, для передачи исторического опыта нужен также некий общий язык, каким бы конфронтационным он ни был, не только на уровне лексики  – но в более широком смысле: на уровне ценностных представлений.»[1]

Мне посчастливилось родиться в семье участника Великой Отечественной войны, и я благодарна судьбе, что имею возможность прикоснуться к истории своей Родины, проживать вместе с дедом его мирные дни, полные грустных воспоминаний и счастливых минут от осознания того, что все лишения тех военных лет были во благо процветания Родины. Мой дедушка очень скудно  рассказывает о войне, может быть от того, что эти годы омрачили его молодость, может быть от того, что очень трагичны были события тех лет.  Но ему удаётся довести до меня нравственные ценности, которые помогли его поколению выжить и победить. Дедушка радуется за наше мирное детство, за то, что на его малой Родине слышен звонкий детский смех, что молодые люди имеют возможность трудиться.  Жизнь продолжается!

        Я с малых лет видела, как дедушка очень бережно, трепетно хранил разные документы, вырезки из газет, фотографии, и немного повзрослев, более осознанно стала относиться к этим бумагам, решила изучить их. Исследования увлекли меня. Обнаруженные документы, фотоматериалы

пробудили интерес к биографии моего деда, истории родного края в годы Великой Отечественной войны, вызвали желание поделиться с ровесниками.

Так появилась исследовательская работа «Диалог поколений: Мой дедушка – живой свидетель войны», предметом изучения которой явилась биография Лхасаранова Ламожаб - участника   Великой Отечественной войны, а объектом исследования - нравственная, духовная крепость и  патриотизм людей, внесших свой бесценный вклад в Победу.

Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О земляках, которые живут рядом с нами, об их судьбах. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о нравственных качествах, о патриотизме людей в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.

 Исходя из этого, я поставила перед собой цель: на основе изучения биографии  участника Великой Отечественной войны понять чувство патриотизма  людей  военных лет, которое помогло  защитить свою Родину. В процессе работы над этой темой решались следующие задачи:

 1. Систематизировать все документы, которые хранит мой дедушка.

 2. Изучить биографию своего деда.

 3. Рассказать  ровесникам о патриотизме и сопричастности к истории малой Родины, нравственным ценностям человечества.

«Диалог поколений: Мой дедушка – живой свидетель Великой войны»

Глава I. Он родом из Зуткулея

I.1. Детство, омрачённое репрессией

В своих сочинениях и эссэ мы непременно пишем о патриотизме, о гордости за великую Родину и за ее прошлое. Но мы не можем представить себе того, что  за этими общими словами  обычно скрывается очень горькая, трагическая история и когда речь идет о войне - история непомерной цены победы для каждой российской семьи. Сегодня наши ровесники  все реже приходят к выводу о том, что у них есть предмет гордости за свою конкретную прабабку, которая, в войну вытащила на себе детей, голыми руками вырыла землянку, не дала детям погибнуть, вырастила, выучила, вывела в люди, и все это на фоне бесправия, голода, унижения. Гордости за деда, которого сначала раскулачили, а потом призвали в армию и он погиб - под Вязьмой, Ржевом, Кенигсбергом, Варшавой. Разве тут нет реальной причины для гордости за то, что их близкие в этих условиях не только выжили, но и не потеряли человеческий облик? Главное – воскресить у людей память и уважение к ветеранам. Эта задача связана не только с войной, а с гораздо более важными проблемами – возрождением нравственности, морали, борьбой с жестокостью и чёрствостью, подлостью и бездушием.

История моей семьи моего дедушки – простых скотоводов, которые, несмотря  на тяжелые испытания, выпавшие на ее долю, выжила, выстояла и продолжает жить и работать на благо своей семьи Родины - пример высокой духовности и толерантности

Мы, поколение сегодняшней молодёжи, потомки тех, переживших те страшные лишения, восхищаемся мужеством, стойкостью духа предков. Они,  несмотря на все сложнейшие перипетии их трудной жизни, ставшей отражением трудной истории страны, сохранили семью, детей, внесли весомый вклад в дело Победы, положив на ее алтарь драгоценную жизнь и свободу.

Лхасаранов  Ламожаб  Мижитович  родился в 1925 году,    в семье Ринчинова Дугар 1895 г.р и Дамбаевой Дыжит 1899 г.р в местности «Нарин Хунды» первым ребенком. В те времена у многих людей менялись даты и годы рождения, так случилось и с моим дедом.   Он стал по  документам 1927 года рождения. Детство было  таким  же, как у всех мальчишек 30-х годов. В 1931 году родителей репрессировали в Красноярский край, причислив к кулакам. В семье их было двое, братишка Цырендагба 1929 г.р ,  остались  одни пока не взяли на воспитание Ламожаба в семью  Мижитова Лхасаран, а Цырендагбу – всемью  Зоригтуева Дамдинжаб. У двух братьев поменялись фамилии: Лхасаранов Ламожап и Дамдинжапов Цырендагба.

I.2. Годы учёбы в школе

Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне - каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.  1935 году мой дед пошел в начальную школу в местности «Хушуун Узур», потом учился в Таптанайской семилетней школе, в 8-9 классах учился в Дульдурге.   Образование у него  9 классов. Как рассказывает дедушка, он учился в одном классе с Самбо Цыреновичем Дугаржаповым, свидетельством является фотография учеников 1925 – 1928 годов.

В начальных классах дедушке довелось учиться у учителя Базара Ринчино, Героя Советского Союза. О своём учителе он рассказывает как о требовательном, справедливом человеке. Рассказывает, что молодой крепкий учитель рассказывал о мореплавателях, о новых землях. Об этих воспоминаниях можно узнать из кинофильма. Я с малых лет люблю разговаривать с моим дедом,  из его рассказов узнаю о людях, которые вместе с ним учились, служили.

 «Диалог поколений: Мой дедушка – живой свидетель Великой войны»

Глава II. Война.

II.1 «Все для фронта! Все для Победы!».

 В  первые дни войны  у здания Зуткулейского сельского Совета состоялся митинг, на котором колхозники продемонстрировали свою готовность в любую минуту выступить на защиту своей Родины. Мужчины призывного возраста стали готовиться к мобилизации. Первая мобилизация прошла уже на следующий день - 23 июня, затем вторая, третья...  

         «В числе первых на фронт из нашего села ушли молодые люди 18-20 лет, оставив матерей, жен, детей и не зная, встретятся ли они вновь. Всего более  тысячи жителей нашего села, как и все советские люди, встали грудью под военные знамёна, на защиту нашей священной Родины. Они сражались на разных фронтах: в пехоте, авиации, на флоте. Но всех их объединяла ненависть к врагу и стремление победить в этой войне, и каждый второй не вернулся с полей сражений, не считая раненых и пропавших без вести.

 В селе остались женщины, дети и старики. На их плечи легла непосильная ноша».[2] 

«Все для фронта, все для победы!» С этими мыслями  жили и трудились зуткулейцы в годы войны.

 Приближалась уборка. Лето 1941-го года было урожайным, но этот урожай необходимо было убрать, чтобы накормить хлебом наших солдат. С этой  задачей справились, работая круглосуточно на току, в поле, перевозя на лошадях и быках в райцентр выращенный хлеб. С раннего утра и до глубокой ночи работали женщины, а ночью им нужно было успеть домашние дела. Даже не все мужчины смогли бы скосить за день гектар пшеницы, а женщины - косили. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались Победы.

 Но вся жизнь пошла по-другому. Ушло детство с войной. Некогда было играть, учиться. Работали за трудодни, издалека возили дрова и воду.

II.2.  Служба

В декабре 1944 года  призвали  в армию. Молодого солдата отправили сначала на станцию Мальта близ Нижнеудинска  Иркутской области  на формирование. Как рассказывает дедушка, ему довелось ехать в вагоне со своим земляком Гыдыповым  Цырендондоком, но, к сожалению, Цырендондок  не вернулся  с фронта.

А еще служить довелось и с   другим земляком Цыденом  Батомункуевым, бывшим редактором газеты «Ленинец».

 Участвовал в войне с милитаристской Японией в составе Забайкальского фронта под командованием генерала Юманова в 67-ом стрелковом полку, в войсковой части 5216 с 9 августа по 9 сентября 1945 года.

Службу проходил в дивизии по охране железных дорог и особо важных объектов в ветви железной дороги Тайшет - Слюдянка.

В г.Омске  прошёл курсы командиров отделений и в 1948 г. был назначен командиром отделения в г.Кемерово. Уже в  1950 году обучал молодых солдат – новобранцев, но вскоре был направлен в г.Павлодар для охраны особо важных объектов на железной дороге, где также был командиром стрелкового отделения. Демобилизовался    02 апреля 1951 года  в звании старшего сержанта из города Павлодар.

Мой дед рассказывает, что служил с солдатами из своего района: Дамбын Цыпыл и Галданай Санжай из Алханая, Зандан  Ханда из Чиндалея. Ему довелось прослужить два года с зандановым Ханда.

Читая газеты, я нахожу некоторых героев его рассказов. Вот в газете «Ленинец» я увидела статью о  Галданове Санжай, где он пишет, что «в декабре 1944 года в числе двадцати молодых парней из нашего района пятерых призывников отобрал молодой лейтенант, повёз в Иркутск и определил в войска МВД. Санжай Галданов служил в 67 полку 54 дивизии. Затем полк перевели в Нижнеудинск. Здесь новобранцы приняли присягу. Вот ещё один из фактов биографии. Требования были жесткими. Шла война, и призывники постоянно ждали приказа об отправке на западный фронт. В августе объявили о начале войны с Японией»[3].

Завершилась война дедушке присвоили звание старшего сержанта. Их, призывников 1927 года рождения оставили служить на второй срок, поэтому дедушка прослужил с декабря 1944 по апрель 1951. Семь лет верно служил Отечеству, вернулся на Родину. Позже судьба вновь свела фронтовых друзей, но только в мирное время. С сослуживцем Зандановым Ханда жили и работали скотником и чабаном в соседних падях Чиндалея и Зуткулея. После демобилизации, учился на трехмесячных курсах  в Благовещенском  финансовом  техникуме, после окончания которой работал финансовым инспектором  Агинского райфинотдела, счетоводом, кассиром, учетчиком, шофером.

1944-47г.г. –  стрелок в/ч 5216  

1947-49 – командир отделения в/ч 6359

1949-51 – командир стрелкового отделения в/ч 5304

«Диалог поколений: Мой дедушка – живой свидетель Великой войны»

Глава III. Любовь к родной земле, патриотизм

3.1 Наша семья

Каждый человек сердцем и душой привязан к родной земле, к земле, которую сумели отстоять в смертельной схватке с фашизмом. Тем ещё ценной и священной стала малая Родина. И мой дедушка вернулся в родное село. Работал в разных отраслях колхозного производства.

  В 1957 году женился на Дашинимаевой Дариме 1935 г.р, уроженке села Чиндалей. Вырастили  и воспитали 12 детей:  7 сыновей и 5 дочерей.  В 1970 году взяли отару, переехали в степь. Более 20-ти лет они проработали  скотниками, чабанами в родном колхозе.

3.2. Трудовая жизнь моего дедушки

  За значительный вклад в колхозное производство, прием молодняка  - от ста овцематок  сто ягнят  было присвоено звание «Ударник ХI пятилетки» Постановлением коллегии облсельхозуправления от 10 декабря 1982 года.

О семье моего дедушки писали в газетах «Ленинец» и «Агинская правда».

Награжден  он медалями «За победу над Германией»,  «За победу над Японией», медалью « Жукова», нагрудным знаком «Фронтовик 1941-1945г.г, медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями  « 50, 60, 65 лет Победы в Великой Отесественной войне 1941-1945гг.» и  медалями «60, 70 лет Вооруженных сил СССР».

Когда я его прошу рассказать о тех, опалённых войной, годах, на его лице появляется грусть, не любит он вспоминать то нелёгкое время. Но он говорит, что память о прошлом давала ему силы в разные периоды жизни, вселяла веру в торжество мира и добра.

«Диалог поколений: Мой дедушка – живой свидетель Великой войны»

Глава IV. Наш общий долг

Мы - внуки героев войны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, помним и чтим память дорогих нам людей. К памятникам и монументам возлагаем цветы: правнуки и внуки - с благодарностью, дети – с уважением, ветераны, отдавая честь, но всех связывает общее горе потери близких. В канун дня Победы в память о героях-воинах крепим на грудь георгиевскую ленточку как символ Победы. И пока мы делаем это – ПАМЯТЬ О НАШИХ ГЕРОЯХ ЖИВА!

 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.

 Не вернулось после войны в село около 100 земляков. Многие получили за боевые подвиги награды: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны различных степеней, Орден Славы.

Они уходят от нас, унося с собой воспоминания о тех героических днях. Восстановить, запечатлеть в памяти нынешних поколений, по возможности, все эпизоды трагических и героических событий минувшей войны - это наш долг перед живыми и павшими  участниками  Великой Отечественной  войны. На сегодняшний день в живых в нашем селе остался всего один ветеран Великой  Отечественной войны – это мой дед Лхасаранов Ламожаб. Сегодня моему деду восемьдесят девять лет, и он очень просто объясняет свое долголетие: « Я живу за своих родных и близких, за тех, кто умер молодым.

«Диалог поколений: Мой дедушка – живой свидетель Великой войны»

Заключение

В процессе поисков достоверных сведений мне удалось пообщаться с интересными людьми - нашими земляками,  увидеть и прочитать подлинные документы времён Великой Отечественной войны, предвоенных и послевоенных лет, увидеть старинные фотографии, ощутить атмосферу того далёкого времени, собрать в подарок школьному музею документальные материалы.  

 Исследовательская работа позволила узнать много новых сведений об истории родного края  в период Великой Отечественной войны которая длилась 1418 дней и ночей. Путь к Победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло около  100 наших земляков.

Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам. Этот праздник  - навеки вписан в историю страны, в судьбу каждой российской семьи, каждого человека.

Пройдя через суровые испытания военных лет, наш народ не покорился жестокому и беспощадному врагу, сумел сохранить внутреннюю силу и достоинство. Выстоял – и победил. Спасибо ветеранам за мужество и стойкость, за беззаветную веру в правое дело. Ваш великий подвиг, весь жизненный путь – всегда будут служить образцом высокой нравственной и духовной крепости, ярчайшим примером патриотизма. За ваше мужество в бою, за вашу боль, за ваши раны, за жизнь счастливую мою – земной поклон вам, ветераны!

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Зуткулей - это село, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они самоотверженно трудились во имя Победы, помогая фронту и солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. Но несмотря на свой преклонный возраст, они не теряют бодрости духа, помогают детям и внукам.

А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, что их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием. Никакие памятники и мемориалы не способны передать грандиозность военных потерь, по-настоящему увековечить мириады бессмысленных жертв. Лучшая память им – правда о войне, правдивый рассказ о происходившем.

 «Наша память о Великой Отечественной с годами становится всё более значимой: время, развитие человечества позволяют нам шире видеть, глубже понимать и ценить великий подвиг народа.

Память нужна нам, живым, ибо она связывает воедино поколения, наше прошлое, настоящее и будущее, помогает нам всем по иному взглянуть на себя, на свою жизнь, оценить своё отношение к людям, к жизни, найти духовную опору» - пишет Баир Баясхаланович Жамсуев в книге «Они сражались за Родину 1941-1945», выпущенной к 55-летию Великой Победы над фашизмом. Я рада, что диалог поколений состоялся, а мы должны довести память о Великой Победе


[1] Ирина Щербакова. Диалог поколений или разговор немых с глухими: Политика в отношении истории в России

 

[2] книга Памяти сельский музей

[3] Газета «Ленинец» от 8 мая 2005г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лхасаранов Ламожаб Мижитович Родился в 1925 году в с. Зуткулей Лхасаранова Светлана ученица 10 класса «Диалог поколений: Мой дедушка – живой свидетель Великой войны» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 3

Молодой солдат Лхасаранов Ламожаб Призван на службу в декабре 1944 года

Слайд 4

Друзья-однополчане

Слайд 11

У памятника погибшим воинам-землякам 9 мая 1993 года

Слайд 12

У памятника воинам землякам 9 мая 1998 года 9мая 2001 года

Слайд 13

9 мая 2004 года

Слайд 14

Г ерой живёт рядом со мной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой дедушка в годы Великой Отечественной войны

Этот рассказ мне рассказал дедушка незадолго до своей смерти в 1997 году, но память о нем всегда останется в моем сердце!...

Мой дедушка в годы Великой Отечественной войны

Этот рассказ мне рассказал дедушка незадолго до своей смерти в 1997 году, но память о нем всегда останется в моем сердце!...

«…Живые свидетели войны»

Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Победы в ВОВ...

Мой дедушка в годы Великой Отечественной войны.

Мини- рассказ в виде презентации о моём дедушке, который воевал в Великой Отечественной войне, который преданно служил Родине в мирное время. Наша семья хранит память о нём. И хотим передать кусочек ...

Сочинение – рассуждение по теме «Великая литература о великой войне» в рамках проекта «Это нужно не мертвым – это нужно живым». ( Совместная работа учеников и родителей 10 Б класса)

Правду о войне нам могут рассказать не только ветераны, но и книги тех авторов, которые не понаслышке знают, что такое война. Юрий Бондарев, Борис Васильев, Валентин Катаев, Василь Быков, Михаил Шолох...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений».

Данный материал разработан в рамках Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в Великой Отечественной войне, приуроченного к 75-летию Великой Победы, целью которого является сохра...

Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".

Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Баира Мункожаргаловна, Света ! Хороший собран материал и очень жаль, что нет фотографий. Конечно, ваша работа принята на Вахту памяти, но постарайтесь дополнить ее еще фотографиями, копиями документов. Ведь эта страничка теперь стала электронным архивом участника ВОВ и эту возможность-разместить все, что имеется в семье, нужно обязательно использовать. Спасибо за то, что храните память!

Дугаржапова Баира Мункожаргаловна

Спасибо Вам за отзыв, Маргарита Сергеевна. Нам очень приятно было получить комментарии,вот дополнила презентацией, но размер её был больше 3МБ, и пришлось сократить. У нас есть ещё и копии документов по репрессии, о реабилитации и.т.д.

Кирилина Галина Васильевна

Память о героях и фронта , и о героях тыла должна жить . Спасибо , Баира Мункожаргаловна,за Вашу работу о дедушке!

Куадже Ася Шумафовна

Баира Мункожаргаловна, спасибо Вам, что привлекаете подрастающее поколение к исследовательской работе, ведете поисковую работу о героях ВОв. Светлана, Вы большая умница, с такой чуткостью, любовью и состраданием описываете жизненный путь своего дедушки - ветерана Великой Отечественной войны Лхасаранова Ламожапа. Вся страна, все люди от мала до велика встали на защиту своего Отечества от фашизма. Ведь не зря же говорят, когда семья в куче, то никакие беды и лишения не страшны.