Роль деепричастий в художественных произведениях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Роль деепричастий в художественных произведениях».
Цель:
Сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация опорных знаний и умений по теме «Деепричастие».
- Совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
- Развитие умений использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.
Развивающие:
- Развитие у учащихся творческих способностей; познавательного интереса к урокам русского языка, культуры речи и общения.
- Расширение словарного запаса через обогащение активного словаря, составление словосочетаний, предложений.
Воспитательные:
- Формирование коммуникативных компетенций (навыки работать в команде, умение ставить вопрос…).
- Формирование учебно-познавательных компетенций (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления).
Оборудование:
Портреты писателей, рисунки учеников, схемы, экран, компьютерная презентация.
Тип урока:
Обобщение и углубление материала
Этапы урока | Деятельность | Интерактивные средства | |
Организационный момент (психологический настрой) | Учитель | Ученик | |
Сообщение темы урока и цели. Мы продолжаем изучение темы «Деепричастный оборот и знаки препинания при нем». Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: «Роль деепричастий в художественных произведениях». | |||
I.Стадия осмысления. 1.Актуализация прежних знаний. | Составим опорный конспект по деепричастию (кластер). Что такое деепричастие? Почему деепричастие является особой формой глагола? I.Назовите признаки глагола у деепричастия? Что важно для правильного образования деепричастия? Как же образуются деепричастия? II.Какие же признаки наречия имеет деепричастие? Каким членом предложения является деепричастие? А что такое деепричастный оборот? Давайте вспомним знаки препинания при нём? Вот мы и составили коллективный портрет деепричастия. | Групповая работа. Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, значит деепричастие – это особая форма глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.
Исключительно важно безошибочно определить вид глагола. Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глагола настоящего времени с помощью суффиксов –а; -я Деепричастия совершенного вида образуются от основ инфинитива с помощью суффиксов –в; -вши; -ши. С наречием деепричастия сходно тем, что не изменяется (не склоняется, не спрягается). Обстоятельством. | |
2.Контроль знаний по теме. | Составление и заполнение таблицы «Отличие причастий от деепричастий». | У учеников таблица с пропущенными строками, им нужно их восстановить. Работы сдаются на проверку учителю. | |
3.Разминка. «Аукцион фразеологических оборотов». | Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий. 1. Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? 2. Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? 3. Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? 4. Что объединяет наречия и деепричастия? | Работать хорошо – засучив рукава Работать плохо – спустя рукава Бежать быстро – мчаться сломя голову Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого – не солоно хлебавши Без особого на то желания –скрепя сердце. 1.(обстоятельствами) 2. (Нет, даже если в их составе есть деепричастие) 3. (Наречия) 4. (Неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола). | |
II.Стадия осмысления. 1.Самостоятельная работа. | Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты. | Ученики находят деепричастия и деепричастные обороты, обосновывают свои ответы, находят эмоциональные слова, выражающие восхищение родной природой. | |
2.Работа с текстом. | 1.Определите тему текста. 2.Озаглавьте его. 3.Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ. Объясните постановку знаков препинания. 4.Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится и словосочетание вида «деепричастие+зависимое слово». |
| |
Физминутка. | Танцевальная музыка. | Проводит хорошо подготовленный ученик. | |
3.Исследование текста. | Понаблюдать за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке А.С. Пушкина, заполнить 3-ю графу таблицы. «Собрать» эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ. | У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражают радость. | |
4.Игровая пауза. | Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие. | Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, веселые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы. | |
5.Творческое задание. | Вообразите и словесно опишите зимний пейзаж. Писатель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…» Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, используя деепричастия или синквейн на тему «Зима». | ||
III.Рефлексия. | Желающие читают свои миниатюры или синквейны. Результатом урока стали ваши творческие работы, в которых вы показали умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний. Довольны ли вы, ребята, своей работой сегодня? И я довольна вашей работой! Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж. | Учащимся предлагается в услышанном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало. |
Краткое описание использования технологии РКМЧП и методических приемов, используемых на уроке
Технология критического мышления включает 3 стадии:
Вызов-Осмысление-Рефлексию. Все стадии продемонстрированы в ходе урока.
1 стадия-Вызов. Данная стадия позволяет
Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме;
Побудить ученика к активной работе на уроке и дома
2 стадия-Осмысление. Данная стадия позволяет ученику
Получить новую информацию;
Осмыслить ее;
Соотнести с уже имеющимися знаниями
3 стадия-Рефлексия. Данная стадия позволяет учащимся
Целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;
Присвоить новое знание;
Сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.
В ходе урока использован (на стадии осмысления) Прием «Составление кластера» см. Слайд 2.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На моем уроке, он был использован на стадии осмысления (для структурирования учебного материала).
Еще один методический прием, используемый на данном уроке - «написание синквейна».
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Составление синквейна (слайд 7) требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, такая работа проводится на стадии рефлексия.
Использованная литература:
- Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, 2009.
- Журнал “Русский язык. Первое сентября”, № 39, 2008.
- Иванова В.А. Потиха З.А. Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. М.: Просвещение, 1990.
- Л.В. Якиманская «Личностно-ориентированная педагогика». М.: Просвещение, 2000.
- Обучающая программа по русскому языку «Марафон».
- Справочно-информационный портал «Русский язык».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль пейзажа в художественном произведении"
Данная презентация может помочь учителю при объяснении темы " Роль пейзажа в художественном произведении"...
Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Как правило, о роли пейзажа в художественном произведении мы говорим с учащимися еще в среднем звене, во время изучения повести А.С.Пушкина «Дубровский», затем, обращаясь к тургеневской «Асе», к п...
Тема урока «Цвет – основа языка живописи. Роль колорита в художественном произведении».
Данная разработка является вторым уроком при знакомстве учащихся 6 класса с основами образного языка живописи. Первый урок посвящен основам цветоведения. Дети знакомятся с такими понятиями как цветово...
Роль деепричастий в художественных текстах.
Материал предназначен для заклчительных уроков по т. "Деепричастие"....
О роли эпизода в художественном произведении
Организация работы с текстом – одна из главных задач учителя русского языка и литературы. Учащиеся должны уяснить, что текст – это смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосв...
Интегрированный урок "Роль деепричастий в художественном тексте"
Интегрированный урок русского языка в 7 классе...
Исследовательская работа по литературе "Роль сна в художественных произведениях писателей 19 века"
Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы. Это время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон...