Роль деепричастий в художественных произведениях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Зуева Елена Николаевна

Роль деепричастий в художественных произведениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_2.docx725.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Роль деепричастий в художественных произведениях».

Цель:

Сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. Актуализация  опорных  знаний и умений  по теме  «Деепричастие».
  2. Совершенствование  навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
  3. Развитие  умений  использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.

Развивающие:

  1. Развитие  у учащихся творческих  способностей; познавательного  интереса  к урокам русского языка, культуры речи и общения.
  2. Расширение  словарного  запаса  через обогащение активного словаря, составление словосочетаний, предложений.

Воспитательные:

  1. Формирование  коммуникативных  компетенций   (навыки  работать в команде, умение ставить вопрос…).
  2. Формирование   учебно-познавательных  компетенций  (развивать элементы общеучебной  деятельности, логику, самостоятельность мышления).

Оборудование:

Портреты писателей, рисунки учеников, схемы, экран,  компьютерная презентация.

Тип урока:

Обобщение и углубление материала

Этапы урока

Деятельность

Интерактивные средства

Организационный момент

(психологический настрой)

Учитель

Ученик

C:\Documents and Settings\Пользователь.CE54EEC8DD6D4B0\Рабочий стол\Открытый урок\1.bmp

Сообщение темы урока и цели. Мы продолжаем изучение темы «Деепричастный оборот и знаки препинания при нем». Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи:  «Роль деепричастий в художественных произведениях».

I.Стадия осмысления.

1.Актуализация прежних знаний.

Составим опорный конспект по деепричастию (кластер).

Что такое деепричастие?

Почему деепричастие является особой формой глагола?

I.Назовите признаки глагола у деепричастия?

Что важно для правильного образования деепричастия?

Как же образуются деепричастия?

II.Какие же признаки наречия имеет деепричастие?

Каким членом предложения является деепричастие?

А что такое деепричастный оборот? Давайте вспомним знаки препинания

при нём?

Вот мы и составили коллективный портрет деепричастия.

Групповая работа.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, значит деепричастие – это особая форма глагола.

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.

  1. Деепричастия образуются только от глаголов;
  2. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными. Подобно глаголу деепричастия бывают сов. и несов. в.

Исключительно важно безошибочно определить вид глагола.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глагола настоящего времени с помощью суффиксов –а; -я

Деепричастия совершенного вида образуются от основ инфинитива с помощью суффиксов –в; -вши; -ши.

С наречием деепричастия сходно тем, что не изменяется (не склоняется, не спрягается).

Обстоятельством.

C:\Documents and Settings\Пользователь.CE54EEC8DD6D4B0\Рабочий стол\2.bmp

2.Контроль знаний по теме.

Составление и заполнение таблицы «Отличие причастий от деепричастий».

У учеников таблица с пропущенными строками, им нужно их восстановить. Работы сдаются на проверку учителю.

C:\Documents and Settings\Пользователь.CE54EEC8DD6D4B0\Рабочий стол\3.bmp

3.Разминка.

«Аукцион фразеологических оборотов».

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические  обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий.

1. Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)?

2. Фразеологические обороты требуют обособления в предложении?

3. Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия?

4. Что объединяет наречия и деепричастия?

Работать хорошо – засучив рукава

Работать плохо – спустя рукава

Бежать быстро – мчаться сломя голову

Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого – не солоно хлебавши

Без особого на то желания –скрепя сердце.

1.(обстоятельствами)

2. (Нет, даже если в их составе есть деепричастие)

3. (Наречия)

4. (Неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).

II.Стадия осмысления.

1.Самостоятельная работа.

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты.

Ученики находят деепричастия и деепричастные обороты, обосновывают свои ответы, находят эмоциональные слова, выражающие восхищение  родной природой.

C:\Documents and Settings\Пользователь.CE54EEC8DD6D4B0\Рабочий стол\4.bmp

2.Работа с текстом.

1.Определите тему текста. 2.Озаглавьте его.

3.Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ.

Объясните постановку знаков препинания.

4.Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится  и словосочетание вида «деепричастие+зависимое слово».

  1. (Метель).
  2. (Метель).
  3. (Текст художественный, так как автор воздействует на мысли и чувства читателя путем создания художественного образа (метель) и использует изобразительно-выразительные средства: эпитет-снежное море; метафора – туча росла, облегала землю; олицетворение: ветер завыл, пошел снег.)
  4. (росла, тяжело поднимаясь); (тяжело поднимаясь).

C:\Documents and Settings\Пользователь.CE54EEC8DD6D4B0\Рабочий стол\5.bmp

Физминутка.

Танцевальная музыка.

Проводит хорошо подготовленный ученик.

3.Исследование текста.

Понаблюдать за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке А.С. Пушкина, заполнить 3-ю графу таблицы.

«Собрать» эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ.

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражают радость.

C:\Documents and Settings\Пользователь.CE54EEC8DD6D4B0\Рабочий стол\6.bmp

4.Игровая пауза.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, веселые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы.

5.Творческое задание.

Вообразите и словесно опишите зимний пейзаж.

Писатель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…»

Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить зимний лес.

Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, используя деепричастия или синквейн на тему «Зима».

C:\Documents and Settings\Пользователь.CE54EEC8DD6D4B0\Рабочий стол\Открытый урок\8nat1024_768.jpg

III.Рефлексия.

Желающие читают свои миниатюры или синквейны.

Результатом урока стали ваши творческие работы, в которых вы показали умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.

Довольны ли вы, ребята, своей работой сегодня?

И я довольна вашей работой!

Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж.

Учащимся предлагается в услышанном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало.

Презентация

Краткое описание использования технологии РКМЧП и методических приемов, используемых на уроке

Технология критического мышления включает 3 стадии:

Вызов-Осмысление-Рефлексию. Все стадии продемонстрированы в ходе урока.

1 стадия-Вызов. Данная стадия позволяет

Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме;

Побудить ученика к активной работе на уроке и дома

2 стадия-Осмысление. Данная стадия позволяет ученику

Получить новую информацию;

Осмыслить ее;

Соотнести с уже имеющимися знаниями

3 стадия-Рефлексия. Данная стадия позволяет учащимся

Целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

Присвоить новое знание;

Сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.

В ходе урока использован (на стадии осмысления) Прием «Составление кластера» см. Слайд 2.

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На моем уроке, он был использован на стадии осмысления (для структурирования учебного материала).

 Еще один методический прием, используемый на данном уроке - «написание синквейна».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Составление синквейна  (слайд 7) требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал,  такая работа проводится на стадии рефлексия.

Использованная литература:

  1. Баранов М.Т.  Ладыженская Т.А.  и др. Русский язык. 7 класс. М.:  Просвещение, 2009.
  2. Журнал “Русский язык. Первое сентября”, № 39, 2008.
  3. Иванова В.А.  Потиха З.А. Розенталь Д. Э.  Занимательно о русском языке. М.: Просвещение, 1990.
  4. Л.В. Якиманская  «Личностно-ориентированная педагогика». М.: Просвещение, 2000.
  5. Обучающая программа по русскому языку «Марафон».
  6. Справочно-информационный портал «Русский язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль пейзажа в художественном произведении"

Данная презентация может помочь учителю при объяснении темы " Роль пейзажа в художественном произведении"...

Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Как правило, о роли пейзажа в худо­жественном произведении мы говорим с учащимися еще в среднем звене, во вре­мя изучения повести А.С.Пушкина «Дуб­ровский», затем, обращаясь к тургенев­ской «Асе», к п...

Тема урока «Цвет – основа языка живописи. Роль колорита в художественном произведении».

Данная разработка является вторым уроком при знакомстве учащихся 6 класса с основами образного языка живописи. Первый урок посвящен основам цветоведения. Дети знакомятся с такими понятиями как цветово...

Роль деепричастий в художественных текстах.

Материал предназначен для заклчительных уроков по т. "Деепричастие"....

О роли эпизода в художественном произведении

Организация работы с текстом – одна из главных  задач учителя русского языка и литературы. Учащиеся должны уяснить, что текст – это смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосв...

Интегрированный урок "Роль деепричастий в художественном тексте"

Интегрированный урок русского языка в 7 классе...

Исследовательская работа по литературе "Роль сна в художественных произведениях писателей 19 века"

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы. Это  время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон...