Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»
Цель урока:
-закрепить знания о способах передачи чужой речи;
-закрепить пунктуационные умения и навыки
Задачи:
образовательная:
- систематизировать и обобщить знания о чужой речи и способах ее передачи
развивающая:
- формировать умение передавать чужую речь и пунктуационно грамотно оформлять ее на письме
воспитательная:
-воспитывать чувство красоты родного языка.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, презентация, Power Point, ПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_urokav_8klasse.docx | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижегородская область
Администрация Шатковского района
Муниципальное образовательное учреждение
Лесогорская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
по русскому языку
Систематизация и обобщение изученного по теме
«Чужая речь»
Разработала:
учитель русского языка и литературы
МОУ Лесогорская СОШ
Чередниченко Н.В.
Лесогорск
2014 г.
Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»
Цель урока:
-закрепить знания о способах передачи чужой речи;
-закрепить пунктуационные умения и навыки
Задачи:
образовательная:
- систематизировать и обобщить знания о чужой речи и способах ее передачи
развивающая:
- формировать умение передавать чужую речь и пунктуационно грамотно оформлять ее на письме
воспитательная:
-воспитывать чувство красоты родного языка.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, презентация, Power Point, ПК.
План урока
№ п/п | Этапы урока | Содержание и цель этапа | Методы приемы | Время |
1 | Организацион- ный момент. | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к работе. Постановка цели урока. | Слово учителя | 2м. |
2 | Проверка домашней работы | Установление правильности и осознанности выполнения д/з учащимися, устранение пробелов. | Фронтальная беседа, индивидуальная беседа | 3м. |
3 | Введение в тему урока. | Постановка проблемы. | 1 м. | |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь» | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Оформление предложения с разными способами цитирования на письме. Отработка умений моделировать предложения с прямой и косвенной речью; пунктуационно оформлять предложения с прямой речью; пунктуационно оформлять предложения с косвенной речью; умений выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью; умений пунктуационно оформлять предложения с разными способами цитирования. | Самостоятельная работа с применением ИКТ; индивидуальная работа учащихся; самопроверка; проверка самостоятельной работы по слайдам; работа в парах, по вариантам; работа с интерактивной доской; конструирование предложений реконструирование предложений; исследование; редактирование | 29 м. | |
Включение полученных знаний в систему знаний. | Показать место раздела «Чужая речь» среди других разделов русского языка | Фронтальная беседа | 3 м. | |
Информация о домашнем задании | Дать информацию о д/з и комментарий к его выполнению | Слово учителя | 2 м. | |
Итог урока, рефлексия. | Анализ оценок и коррекция знаний учащихся | Фронтальная беседа | 5м. |
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Проверка домашней работы
Проверим д/з, а именно упр.431.Какие вопросы возникли у вас в ходе выполнения домашней работы?
III. Введение в тему урока.
Ребята, вы изучили тему «Чужая речь». Сегодня систематитизируем и обобщим все полученные знания по этой теме. Какие же знания по теме помогут вам на уроке выполнить задания, не заблудиться в « джунглях» пунктуации?
IV. Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»
Выполним 1 задание. Слайд №3
Найдите правильные ответы,
как передаётся чужая речь (самостоятельная работа)
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». ( косвенная речь)
Прямой речи
2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык. (косвенная речь)
Косвенной речи
3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык. (вводных слов)
Вводных слов
4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения. (прямая речь) Дополнения с предлогом О
Задание 2. Слайд №4
Определите в предложениях способ передачи чужой речи.( проверка работы по вариантам)
1.Мне рассказали о прилёте журавлей.
Дополнения с предлогом О
2. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
Косвенной речи
- По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.
Вводных слов
4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике. Прямой речи
Слайд №5
Вывод.
Чужая речь может передаваться с помощью
- Прямой речи
- Косвенной речи
- Вводных слов
4. Дополнения с предлогом О
Задание 3. Слайд № 6
Придумайте 3 предложения по схемам
на тему «Школьная жизнь» (2 уровня сложности: 1-схемы с 1-6; 2-с 7-10)
- А : « П. » 4) « П », - а
2) А : « П! » 5) « П !» - а
- А : « П? » 6) « П ?» - а
7) « П, - а, - п.»
8) « П, - а. - П.»
9) « П ? – а. – П.»
10) « П ! – а. – П.»
Задание .4 Слайд № 7
Проведите исследование предложений. Найдите предложения с прямой речью. Расставьте знаки препинания. (работа с маркером у доски)
1.Что с вами приключилось, малыши?
2.Стой, братцы, стой кричит Мартышка погодите.
3.В.Г. Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…
4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.
5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?
6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
Задание 5. Графический диктант. Слайд № 8
Проверка графического диктанта (работа в парах)
Офицер сказал: «Подайте лошадей!» А: «П!»
«За что он на меня обиделся?» - подумала Лара и
удивлённо посмотрела на незнакомца. «П ?» - а
«Я историк, - подтвердил учёный и добавил, - сегодня
вечером на Патриарших будет интересная история»
«П, - а, - п.»
«Ну что вы! – смущается девушка. – Не такая уж я
красивая..» «П! – а. – П…»
Задание 6. Слайд № 9
Найдите правильный ответ. Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены) (работа с маркером у доски)
Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.
1) «П!- а.- П!»
2) «П,- а,- п!»
3) «П»,- а,- «п!»
4) «П,- а,- п»!
Слайд №10
Вывод. Прямая речь
это точная передача чужого высказывания
Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.
Задание 7. Слайд № 11
Реконструируйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью (самостоятельная работа с последующей самопроверкой)
«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.
Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя»
Проверь себя
Мой знакомый полюбопытствовал, будем ли мы вечером дома.
Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.
Задание 8. Слайд № 12
Привести синонимические конструкции к предложениям с прямой речью (устная работа)
Прямая речь | |
«Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво. Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» | |
Косвенная речь Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно. Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта. |
Задание 9. Слайд № 13
Учимся говорить правильно. Работа с художественным текстом. Переделайте первые 3 реплики диалога
в предложения с косвенной речью (выразительное чтение, самостоятельная работа).
- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.
- Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка.
- А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.
- Все вымерли, а один остался.
- А почему он остался?
- Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.
( В.Токарева)
Проверь себя. Слайд № 14
Режиссёр спросил, видел ли мальчик когда-нибудь
звероящера.
Севка сказал, что он живёт у них на даче.
Режиссёр удивился тому, что звероящеры
не вымерли.
Слайд № 15
Вывод.
Предложения с косвенной речью
– это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).
Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.
Задание 10. Слайд № 16-17
Провести исследование предложений и установить соответствие
способа выделения цитат предложениям (устная работа)
Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.
«Язык народа, - писал В. И. Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»
Если цитата представляет собой часть предложения, она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.
В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»
4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.
Стихотворение М.Цветаевой начинается так :
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
Задание 11. Слайд № 18
Редактирование предложений. Найдите грамматическую ошибку. (устно)
1) А.Т. Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».
2) А.Т. Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».
3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».
4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».
Слайд № 29
Вывод. Цитата
- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
Слайд № 20
V. Домашнее задание
Как вы понимаете слова М. Цветаевой
«Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты, в воле читателя осуществить или исказить…»
Запишите слова М. Цветаевой, используя прямую и косвенную речь.
Слайд № 21
VI. Рефлексия
Всё ли у вас получалось на уроке?
Какие задания у вас вызвали затруднения?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Как вы думаете, достигнута ли цель нашего урока?
Выставляются оценки за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл
Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...
" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)
Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...
Систематизация и обобщение изученного материала в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи"
Тема: Систематизация и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи»Цель: • закрепить значения по фонетике...
Презентация к уроку "Систематизация и обобщение изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи"
Цель урока:закрепить знания по фонетике;орфографические и синтаксические навыки;подготовиться к контрольной работе;формировать навыки самоконтроля, рефлексии....
Диалог. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. повторение изученного по теме "Чужая речь"
Маршрутный лист дистанционного урока...