Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»

Цель урока:

-закрепить знания о способах передачи чужой речи;

-закрепить пунктуационные умения и навыки

Задачи:

образовательная:

 - систематизировать и обобщить знания о   чужой речи и способах ее передачи

развивающая:

- формировать умение  передавать чужую речь и пунктуационно грамотно оформлять ее на письме

воспитательная:

-воспитывать чувство красоты родного языка.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, презентация,  Power Point, ПК.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_urokav_8klasse.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Нижегородская область

                                             Администрация Шатковского района

                                  Муниципальное образовательное учреждение

                                Лесогорская средняя общеобразовательная школа

                                                Методическая разработка урока

                                                          по русскому языку

                           Систематизация и обобщение изученного по теме

                                               «Чужая речь»

 

                                                              Разработала:

                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                          МОУ Лесогорская СОШ

                                                                          Чередниченко Н.В.

 

                                                                       Лесогорск  

                                                                          2014 г.

Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»

Цель урока:

-закрепить знания о способах передачи чужой речи;

-закрепить пунктуационные умения и навыки

Задачи:

образовательная:

 - систематизировать и обобщить знания о   чужой речи и способах ее передачи

развивающая:

- формировать умение  передавать чужую речь и пунктуационно грамотно оформлять ее на письме

воспитательная:

-воспитывать чувство красоты родного языка.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, презентация,  Power Point, ПК.

                                                                 План урока

№ п/п

Этапы урока

         Содержание и цель этапа

Методы приемы

Время

1

Организацион- ный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к работе. Постановка цели урока.

Слово учителя

2м.

2

Проверка домашней работы

Установление правильности и осознанности выполнения д/з учащимися, устранение пробелов.

Фронтальная беседа, индивидуальная беседа

3м.

3

Введение в тему урока.

Постановка проблемы.

1 м.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия  предложений с прямой и косвенной речью. Оформление предложения с разными способами цитирования на письме.

Отработка умений моделировать предложения с прямой и  косвенной речью;

 пунктуационно оформлять предложения с прямой речью;

пунктуационно оформлять предложения с косвенной речью;

умений выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью;  умений пунктуационно оформлять предложения с разными способами цитирования.

Самостоятельная работа с применением ИКТ;

 индивидуальная работа учащихся; самопроверка;

проверка самостоятельной работы по слайдам;

работа в парах, по вариантам;

работа с интерактивной доской;

конструирование  предложений реконструирование  предложений;

исследование;

редактирование

29 м.

Включение полученных  знаний в систему знаний.

Показать место раздела «Чужая речь» среди других разделов  русского языка

Фронтальная беседа

3 м.

Информация о домашнем задании

Дать информацию о д/з и комментарий к его выполнению

Слово учителя

2 м.

Итог урока, рефлексия.

Анализ оценок и коррекция знаний учащихся

Фронтальная беседа

5м.

                                                                   Ход урока.

I.Организационный  момент.

II. Проверка домашней работы

Проверим д/з, а именно упр.431.Какие вопросы возникли у вас в ходе выполнения домашней работы?

III. Введение в тему урока.

Ребята, вы изучили тему «Чужая речь». Сегодня систематитизируем и обобщим все полученные знания по этой теме. Какие же знания по теме помогут вам на уроке выполнить задания, не заблудиться в  « джунглях» пунктуации?

IV. Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»

Выполним 1 задание.  Слайд №3

Найдите правильные ответы,

как передаётся чужая речь (самостоятельная работа)

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». ( косвенная речь)

Прямой речи

2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык. (косвенная речь)

Косвенной речи

3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык. (вводных слов)

Вводных слов

4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения. (прямая речь) Дополнения с предлогом О

Задание 2.   Слайд №4

Определите в предложениях способ передачи чужой речи.( проверка работы по вариантам)

1.Мне рассказали о прилёте журавлей.

Дополнения с предлогом О

2. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
Косвенной речи

  1. По мнению ребят, самая голосистая  птица – соловей.

Вводных слов

4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике. Прямой речи

 

Слайд №5

Вывод.  

     Чужая речь может передаваться с помощью

  1.   Прямой речи
  1.   Косвенной речи
  1.   Вводных слов

      4.  Дополнения с предлогом О

Задание 3. Слайд № 6

Придумайте 3 предложения по схемам

                                      на тему «Школьная жизнь» (2 уровня сложности: 1-схемы с 1-6; 2-с 7-10)

  1. А : « П. »                             4) « П », - а

      2) А : « П! »                             5) « П !» - а

  1.  А : « П? »                            6) « П ?» - а

                        7)   « П, - а, - п.»

                        8)   « П, - а. - П.»

                        9)   « П ? – а. – П.»

                        10) « П ! – а. – П.»

 Задание .4  Слайд № 7

Проведите исследование предложений. Найдите предложения с прямой речью. Расставьте знаки препинания. (работа с маркером у доски)

1.Что с вами приключилось, малыши?

2.Стой,  братцы,  стой кричит Мартышка погодите.

3.В.Г. Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…

4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.

5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?

6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.

7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.

8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

 Задание 5. Графический диктант. Слайд № 8

Проверка графического диктанта (работа в парах)

Офицер сказал: «Подайте лошадей!»   А: «П!»

«За что он на меня обиделся?» - подумала Лара  и

удивлённо посмотрела на незнакомца. «П ?» - а

«Я историк, -  подтвердил учёный и добавил, - сегодня

вечером на Патриарших будет интересная история»

«П, - а, - п.»

«Ну что вы! – смущается девушка. – Не такая уж я

красивая..»  «П! – а. – П…»

 Задание  6.  Слайд № 9

Найдите правильный ответ. Какая пунктуационная схема соответствует    предложению? (знаки не расставлены) (работа с маркером у доски)

Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.

        1) «П!- а.- П!»

        2) «П,- а,- п!»

        3) «П»,- а,- «п!»

        4) «П,- а,- п»!

 Слайд №10      

Вывод. Прямая речь

это точная передача чужого высказывания

Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.

 Задание  7.  Слайд № 11

Реконструируйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью (самостоятельная работа с последующей самопроверкой)

«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.

Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя»

Проверь себя

Мой знакомый полюбопытствовал, будем ли мы  вечером дома.

Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.

 Задание  8.  Слайд № 12

Привести синонимические конструкции  к  предложениям с прямой речью  (устная работа)

Прямая речь

«Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.

Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»

Косвенная речь

Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.

Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

 Задание  9.  Слайд № 13

  Учимся говорить правильно.  Работа с художественным текстом. Переделайте первые 3 реплики диалога

в предложения с косвенной речью (выразительное чтение, самостоятельная работа).

- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.

- Конечно. Он живёт у нас на даче, -  сказал Севка.

- А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.

- Все вымерли, а один остался.

- А почему он остался?

  • Потому что он попал в выгодные климатические условия, -  вывернулся Севка.

                                                         ( В.Токарева)

Проверь себя.  Слайд № 14

Режиссёр спросил, видел ли мальчик когда-нибудь

звероящера.

Севка сказал, что он живёт у них на даче.

Режиссёр удивился тому, что звероящеры

не вымерли.

 Слайд № 15

Вывод.

Предложения с косвенной речью

– это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).

Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи  союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

 Задание  10.  Слайд № 16-17

Провести исследование предложений и установить соответствие

способа выделения цитат  предложениям (устная работа)

Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.

«Язык народа, - писал В. И. Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»

Если цитата представляет собой часть предложения, она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.

    В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»

4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.

Стихотворение М.Цветаевой начинается так :

        Поэт – издалека заводит речь.

        Поэта – далеко заводит речь.

 Задание  11.  Слайд № 18

Редактирование предложений. Найдите  грамматическую ошибку.  (устно)

1) А.Т. Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

2) А.Т. Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого -  он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».

3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».

4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».

 Слайд № 29

Вывод.  Цитата

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

                                                                                                                                                                 

Слайд № 20

V. Домашнее задание

Как вы понимаете слова М. Цветаевой

«Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты, в воле читателя осуществить или исказить…»

 Запишите слова М. Цветаевой, используя прямую и косвенную речь.

Слайд № 21

VI.  Рефлексия

Всё ли у вас получалось на уроке?

Какие задания у вас вызвали затруднения?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Как вы думаете, достигнута ли цель нашего урока?

Выставляются оценки за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл

Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала   по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной    и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Систематизация и обобщение изученного материала в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи"

Тема: Систематизация и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи»Цель: • закрепить значения по фонетике...

Презентация к уроку "Систематизация и обобщение изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи"

Цель урока:—закрепить знания по фонетике;—орфографические и синтаксические навыки;—подготовиться к контрольной работе;—формировать навыки самоконтроля, рефлексии....