Урок развития речи. Описание внешности.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Этот конспект урока поможет начинающим учителям подготовить учащихся к написанию сочинения -описания внешности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
Описание внешности
7 класс
Составила учитель русского языка и литературы
МОУ «Ерышовская сош»
Дюдяева О.А.
Урок русского языка. Развитие речи.
«Всмотрись в черты мои…»
Тема:Описание внешности человека.
Класс: 7
Цели урока:
познакомить учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре.
Задачи:
Образовательная:
дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.
Развивающая:
развивать исследовательские и творческие навыки.
Воспитательная:
привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Оборудование:экран, проектор, презентация, раздаточный материал
( текст, карточки)
На доске: тема урока.
Ход урока
1 Организационный момент. Приветствие учащихся.
Погружение в тему. Запись на доске.
- Прочитайте выскаэывание учёного эпохи Просвещения Г.К.Лихтенберга.
Самаязан…мательная для нас п..верхность на з…мле – это ч…ловеческое лицо.
-Как вы понимаете его смысл?. Согласны ли вы с автором ?
-Спишите высказывание, вставляя пропущенные буквы. ( проверка, объяснение)
1 слайд
Самая занимательная для нас поверхность на земле – это человеческое лицо.
Учитель:
-Ребята, давайте проверим точность этого высказывания.
Учитель:
Для этого прослушаем фрагмент сочинения об одном учителе нашей школы
2 слайд ( картинка школы+ музыка)
Чтение учителем сочинения о Матвеевой Е.Н.
Учитель:
Любимый учитель… Кажется, так просто рассказать о ней, знакомой до мельчайшей черточки, близком и дорогом человеке..
Но… оказывается очень трудно найти такие слова, чтобы передать всю признательность, благодарность, почтение и трепетную нежность, которые переполняют сердце, когда думаешь о любимом учителе….
Среди прекрасных моих учителей есть совершенно удивительный человек. Представьте себе высокую, стройную, строго и со вкусом одетую молодую женщину с приятным миловидным лицом. С аккуратно причесанными тёмно - рыжими волосами, собранными в пучок или заколотыми наверху.
С милой улыбкой и озорным взглядом блестящих серых глаз.
Попробуйте услышать ее взволнованную речь, звенящую натянутой струной, когда нам она что-то объясняет, читает, рассказывает. На уроке ее взгляд становится глубоким и строгим, но непостижимо притягательным, а лицо просто светится от удовольствия, когда она слышит правильный ответ ученика.
Учитель:
Ребята, вы узнали учителя?
Дети: наша первая учительница.
3 слайд Фотографии учителя.
Учитель:
Что помогло вам узнать Елену Николаевну?
Дети: описание её внешности.
Учитель:
А теперь подскажите тему нашего урока.
Дети: описание внешности человека.
4 слайд Тема урока и цели.
Учитель:
Итак, тема нашего урока «Описание внешности человека». Какие задачи мы должны сегодня решить? (Дети говорят и проверяют по слайду)
Дети читают по слайду.
-- Что такое описание внешности человека;
-- Какова задача описания;
-- Каковы особенности описания;
-- Как построить описание.
3 Актуализация опорных знаний.
Цель и содержание: выявить компоненты описания, познакомить с портретным словарем.
Исследуем слово: внешность
- Произнесите слово внешность. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите их . (работаем со словарём С.И.Ожегова
Внешность- наружный облик человека.
Облик, обличье – лицо, наружность
Наружность- внешний облик, черты лица
-Как называются слова, которые вы записали? (Синонимы) С какой целью мы используем в своей речи синонимы?
Учитель: Сейчас мы будем учиться « рисовать» внешность словами. Для этого прочитайте отрывок из русской народной песни. Попробуйте вместо точек вставить цветовые эпитеты, описывающие девичью красоту.(Карточка1)
Как у Дунюшки, было у голубушки,
Личико… было, набелённое,
Щеки … , нарумяненные,
Брови… подведённые,
Глаза…, развесёлые!
У ней … коса мелко плетёная,
Во … - то косе лента…
Слова для справок: для слабых – белый, алый, чёрный, русый, серый.
Слайд 5 проверка
Как у Дунюшки, было у голубушки,
Личико белое было, набелённое,
Щеки алые , нарумяненные,
Брови черные подведённые,
Глаза серые, развесёлые!
У ней русая коса мелко плетёная,
Во русой- то косе лента алая
- Перечислите , какие компоненты внешности важны при описании? Запишите их в тетрадь
Учитель: А сейчас представьте, что вас просят вспомнить внешность однажды увиденного человека. Подумайте, можно при описании внешности ограничиться только рассказом о чертах лица?
Ребята, у вас есть карточка №2 с компонентами описания внешности человека. Посмотрите и скажите, что с помощью этих слов ещё можно описать во внешности? Допишите в тетрадь
Невысокая, стройная.
Приятная, миловидная.
Причесанные, светлые, распущенные.
Озорной, глубокий, строгий, притягательный.
Взволнованная, звенящая.
Дети: фигура, внешность, волосы, взгляд, речь
Учитель: 5 слайд Портрет
Описание внешности называется портретом
Дети: записывают в тетрадь.
5 слайд Портрет
4 Постановка учебной задачи.
Цель: соотнести авторский замысел с особенностями портрета. Познакомить с видами описания портрета.
Учитель:
А теперь выясним, какие бывают портреты. Нам помогут тексты, в которых встречаются описания портретов.
(Задания по группам или по парам)
Учитель:
1 группа Прочитайте отрывок и подумайте, с какой целью автор даёт портретные зарисовки ? Найти описание внешности, выписать в тетрадь.
Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы….., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза.
Учитель:
А теперь определим задачу описания, в этом вам
карточка - информатор
Слайд 6
Задача описания
- передать портрет
- как средство характеристики героя
- передать индивидуальные особенности
- раскрытие внутренних качеств
- Раскрытие социального положения
Учитель:
Слово 2 группе.
Дети: читают отрывок вслух, выписывают . Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).
2 группа
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый,
затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
Учитель:
Назовите автора и произведение? («Кладовая солнца» М.М.Пришвин)
Какова задача этого описания?(Раскрыть внутренние качества)
Учитель:
А сейчас предоставляется слово 3 группе.
Дети: читают отрывок, выписывают описание Цель – показать социальное положение.
3 группа
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами
Учитель:
А этого отрывка кто автор?(«Дети подземелья» В.Г.Короленко)
Скажите задачу этого описания? (Показать социальное положение)
Учитель: Из каких источников прозвучали эти описания? (Из художественной литературы)
Ребята, а вот еще один портрет. Прочитайте 1 группа.
Дети: читают отрывок
Слайд7
1 группа
Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного телосложения, рост 165 см., волосы темно – русые, прямые, ниже плеч, глаза карие. За ухом большое родимое пятно.
Учитель:
Определите задачу этого описания? (передача особых примет)
Учитель:
Ну и наконец, последний портрет. 2 группа
Дети: читают отрывок
Слайд 8
Характерна темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация распространена в Африке, к югу от Сахары.
Учитель:
А какова задача этого описания? Передача Национальных черт
Учитель:
Ребята, из каких источников прозвучали эти описания?
Дети: газет, энциклопедии.
Учитель:
Правильно.
9 слайд Виды описаний.
Друзья, в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. Давайте вернемся к нашим портретам и определим их вид?
Дети по слайдам называют вид описания.(записать в тетрадь)
.
5 Постановка учебных задач. Творческое задание.
Цель: выявить особенности художественного описания.
Содержание: исследование текста, организация поисковой деятельности в группах. Сравнение ученического варианта с авторским.
Учитель:
Дети, теперь обратим внимание на особенности художественного описания. Обратитесь еще раз к литературным портретам и назовите портретные изобразительно-выразительные средства.
Дети: сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование числительных, разговорная лексика)
Учитель:
А в каких текстах – описания отсутствуют такие элементы. Почему?
Дети: Деловое, научное. В них даны конкретные данные о человеке.
6Межпредметные связи.
Цель: формирование культурологической компетенции.
Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.
Учитель:
Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра.
Посмотрим на портреты и художников их создавших.
10 слайд Художники.Иван Николаевич Крамской – мастер психологического портрета, Василий Андреевич Тропинин – мастер характерного портрета, Илья Ефимович Репин – мастер исторического группового портрета.
Учитель:
Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.
8 Подведение итогов.
Учитель:
Ну вот наш урок подходит к концу. Вернемся к целям нашего урока
Цели урока
Всех ли целей мы достигли.
Дети: да всех.
Учитель:
Хорошо. Ребята, кто,по вашему мнению, был самым активным на уроке. Кто заслуживает сегодня пятерки.
Дети: отвечают
Учитель:
Дом.задание
Ребята, дома вы опишите своего одноклассника, используя материалы своих записей на уроке Подчеркните в портрете его индивидуальность так,чтобы мы по описанию внешности могли его узнать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи. Описание внешности человека
Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...
Урок развития речи "Описание внешности человека"
Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях...
Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"
Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....
Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"
На данном уроке учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....
Урок развития речи. Описание внешности. 6 класс. Строгие глаза- не гроза
Разработка урока направлена на формирование у учащихся наблюдательности и внимания к окружающим. П...
Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»
middot; дать понятие о словесном портрете;· повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...
Урок развития речи «Описание внешности человека», 7 класс
Открытый урок в рамках отборочного тура Конкурса «Педагог года общеобразовательных организаций МО РФ - 2015». Мастер-класс в рамках Всеармейского научно-практического семинара заместителей...