Урок развития речи. Описание внешности.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Дюдяева Ольга Анатольевна

Этот конспект урока поможет начинающим учителям подготовить учащихся к написанию сочинения -описания внешности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Описание внешности

7 класс

Составила  учитель русского языка и литературы

 МОУ «Ерышовская сош»

Дюдяева О.А.

Урок русского языка. Развитие речи.

«Всмотрись в черты мои…»

Тема:Описание внешности человека.

Класс: 7

Цели урока:

познакомить учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре.

Задачи:

Образовательная:

дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.

Развивающая:

развивать исследовательские и творческие навыки.

Воспитательная:

привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование:экран, проектор, презентация, раздаточный материал

( текст, карточки)

На доске: тема урока.

Ход урока

1 Организационный момент. Приветствие учащихся.

 Погружение в тему.  Запись на доске.

- Прочитайте выскаэывание учёного эпохи Просвещения Г.К.Лихтенберга.

Самаязан…мательная для нас п..верхность на з…мле – это ч…ловеческое лицо.

-Как вы понимаете его смысл?. Согласны ли вы с автором ?

-Спишите высказывание, вставляя пропущенные буквы. ( проверка, объяснение)

1 слайд

Самая занимательная для нас поверхность на земле – это человеческое лицо.

Учитель:

 -Ребята, давайте проверим  точность этого высказывания.

Учитель:

Для этого   прослушаем  фрагмент  сочинения об одном учителе нашей школы

2 слайд ( картинка школы+ музыка)

Чтение учителем сочинения о Матвеевой Е.Н.

Учитель:

Любимый учитель… Кажется, так просто рассказать о ней, знакомой до мельчайшей черточки, близком и дорогом человеке..

Но… оказывается очень трудно найти такие слова, чтобы передать всю признательность, благодарность, почтение и трепетную нежность, которые переполняют сердце, когда думаешь о любимом учителе….

Среди прекрасных моих учителей есть совершенно удивительный человек. Представьте себе высокую, стройную, строго и со вкусом одетую молодую женщину с приятным миловидным лицом. С аккуратно причесанными тёмно - рыжими волосами, собранными в пучок или заколотыми наверху.

  С милой улыбкой и озорным взглядом блестящих серых глаз.

    Попробуйте услышать ее взволнованную речь, звенящую натянутой струной, когда нам она что-то объясняет, читает, рассказывает. На уроке ее взгляд становится глубоким и строгим, но непостижимо притягательным, а лицо просто светится от удовольствия, когда она слышит правильный ответ ученика.

Учитель:

Ребята, вы узнали  учителя?

Дети: наша первая учительница.

3 слайд  Фотографии учителя.

Учитель:

Что помогло вам узнать Елену Николаевну?

Дети: описание её внешности.

Учитель:

А теперь подскажите  тему нашего урока.

Дети: описание внешности человека.

4 слайд Тема урока и цели.

Учитель:

Итак, тема нашего урока «Описание внешности человека». Какие задачи мы должны сегодня решить? (Дети говорят и проверяют по слайду)

Дети читают по слайду.

-- Что такое описание внешности человека;

-- Какова задача описания;

-- Каковы особенности описания;

-- Как построить описание.

3 Актуализация опорных знаний.

Цель и содержание: выявить компоненты описания, познакомить с портретным словарем.

Исследуем слово: внешность

- Произнесите слово внешность. Какие ассоциации  вызывает у вас это слово? Запишите их . (работаем со словарём С.И.Ожегова

Внешность- наружный облик человека.

Облик, обличье – лицо, наружность

Наружность- внешний облик, черты лица

-Как называются слова, которые вы записали? (Синонимы) С какой целью мы используем в своей речи синонимы?

 Учитель: Сейчас мы будем учиться « рисовать» внешность словами. Для этого прочитайте отрывок из русской народной песни. Попробуйте вместо точек вставить цветовые эпитеты, описывающие девичью красоту.(Карточка1)

Как у Дунюшки, было у голубушки,

Личико… было, набелённое,

Щеки … , нарумяненные,

Брови… подведённые,

Глаза…, развесёлые!

У ней  … коса мелко плетёная,

Во … - то косе лента…

Слова для справок: для слабых – белый, алый, чёрный, русый, серый.

 Слайд 5 проверка

Как у Дунюшки, было у голубушки,

Личико белое было, набелённое,

Щеки алые , нарумяненные,

Брови черные подведённые,

Глаза серые, развесёлые!

У ней  русая коса мелко плетёная,

Во русой- то косе лента алая

- Перечислите ,  какие компоненты внешности важны при описании? Запишите их в тетрадь

Учитель: А сейчас представьте, что вас просят вспомнить внешность однажды увиденного человека. Подумайте, можно при описании внешности ограничиться только рассказом о чертах лица?

Ребята, у вас есть карточка №2 с компонентами описания внешности человека. Посмотрите и скажите, что с помощью этих слов ещё можно описать во внешности? Допишите в тетрадь

Невысокая, стройная.

Приятная, миловидная.

Причесанные, светлые, распущенные.

Озорной, глубокий, строгий, притягательный.

Взволнованная, звенящая.

Дети: фигура,  внешность,  волосы, взгляд, речь

Учитель:   5 слайд Портрет

Описание внешности называется портретом

Дети: записывают в тетрадь.

5 слайд Портрет

4 Постановка учебной задачи.

Цель: соотнести авторский замысел с особенностями портрета. Познакомить с видами описания портрета.

Учитель:

А теперь  выясним, какие бывают портреты. Нам помогут тексты, в которых встречаются описания портретов.

(Задания по группам или по парам)

Учитель:

 1 группа Прочитайте отрывок и подумайте, с какой целью автор даёт портретные зарисовки ?   Найти описание внешности, выписать в тетрадь.

Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой,  полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.

Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы….., сдвинутые брови не расходились.

Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза.

Учитель:

А теперь определим задачу  описания, в этом вам

карточка - информатор

Слайд 6

               Задача описания

- передать портрет

- как средство характеристики героя

- передать индивидуальные особенности

- раскрытие внутренних качеств

- Раскрытие  социального положения

Учитель:

Слово  2 группе.

Дети: читают отрывок  вслух, выписывают  . Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).

                                     2  группа

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый,

затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

Учитель:

Назовите автора и произведение? («Кладовая солнца» М.М.Пришвин)

Какова задача этого описания?(Раскрыть внутренние качества)

Учитель:

А сейчас предоставляется слово 3 группе.

Дети: читают отрывок, выписывают описание Цель – показать социальное положение.

                                        3 группа

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами

Учитель:

А этого отрывка кто автор?(«Дети подземелья» В.Г.Короленко)

Скажите задачу этого описания? (Показать социальное положение)

Учитель: Из каких источников прозвучали эти описания? (Из художественной литературы)

Ребята, а вот еще один портрет. Прочитайте 1 группа.

Дети: читают отрывок

Слайд7

                                         1  группа

Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного телосложения, рост 165 см., волосы темно – русые, прямые, ниже плеч, глаза карие. За ухом большое родимое пятно.

Учитель:

Определите задачу этого описания? (передача особых примет)

Учитель:

Ну и наконец, последний портрет. 2 группа

Дети: читают отрывок

Слайд 8

Характерна темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация  распространена в Африке, к югу от Сахары.

Учитель:

А какова задача этого описания? Передача Национальных черт

Учитель:

 Ребята,  из каких источников прозвучали  эти описания?

Дети:  газет, энциклопедии.

Учитель:

Правильно.

9 слайд  Виды описаний.

Друзья,  в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. Давайте вернемся к нашим портретам и определим их вид?

Дети по слайдам называют вид описания.(записать в тетрадь)

.

5 Постановка учебных задач. Творческое задание.

Цель: выявить особенности художественного описания.

Содержание: исследование текста, организация поисковой  деятельности в группах. Сравнение ученического варианта с авторским.

Учитель:

Дети, теперь обратим внимание на особенности художественного описания. Обратитесь еще раз к литературным портретам и назовите портретные изобразительно-выразительные средства.

Дети: сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование числительных, разговорная лексика)

Учитель:

А в каких текстах – описания отсутствуют такие элементы. Почему?

Дети: Деловое, научное. В них даны конкретные данные о человеке.

6Межпредметные связи.

Цель: формирование культурологической компетенции.

Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.

Учитель:

Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра.

Посмотрим на портреты и художников их создавших.

10 слайд   Художники.Иван Николаевич Крамской – мастер психологического портрета, Василий Андреевич Тропинин – мастер характерного портрета, Илья Ефимович Репин – мастер исторического группового портрета.

Учитель:

Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.

8 Подведение итогов.

Учитель:

Ну вот наш урок подходит к концу. Вернемся к целям нашего урока

 Цели урока

Всех ли целей мы достигли.

Дети: да всех.

Учитель:

Хорошо. Ребята, кто,по вашему мнению, был самым активным на уроке. Кто заслуживает сегодня пятерки.

Дети: отвечают

Учитель:

  Дом.задание

Ребята, дома вы опишите своего одноклассника, используя материалы своих записей на уроке Подчеркните в портрете его индивидуальность так,чтобы мы по описанию внешности могли его узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи. Описание внешности человека

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...

Урок развития речи "Описание внешности человека"

Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях...

Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"

Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....

Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"

На данном уроке  учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....

Урок развития речи. Описание внешности. 6 класс. Строгие глаза- не гроза

Разработка урока направлена на  формирование  у учащихся наблюдательности и внимания  к окружающим.             П...

Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

middot;         дать понятие о словесном портрете;·         повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...

Урок развития речи «Описание внешности человека», 7 класс

Открытый урок в рамках отборочного тура Конкурса «Педагог года общеобразовательных организаций МО РФ - 2015». Мастер-класс в рамках Всеармейского научно-практического семинара заместителей...