Урок развития речи. Описание внешности. 6 класс. Строгие глаза- не гроза
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

 Разработка урока направлена на  формирование  у учащихся наблюдательности и внимания  к окружающим.

            Пытаюсь учить ребят через внешность постигать внутренний мир человека , его характер и настроение, находить главное ((неповторимое) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе. Развитие речи.

Стецурина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Тема: «Описание внешности человека. Строгие глаза- не гроза.

Цель: Формировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим.

             Научить ребят через внешность постигать внутренний мир человека , его характер и настроение, находить главное ((неповторимое) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.

Оборудование:  Презентация, карточки со специальными заданиями

                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о внешности. Ребята, давайте присмотримся друг к другу, как вы разговариваете на перемене. Излишняя жестикуляция, бегающие, маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир. ( Невольно вспоминаются герои комедии Н.В.Гоголя «Ревизор») .

       На занятиях русской литературы вы уже знакомились с понятием «портрет литературного героя». Вспомнить о нем вам помогут следующие вопросы:

  1. Беседа  с учащимися.

* Что такое литературный портрет? Для чего он вводится в художественное произведение?

Слайд 1

Портрет- франц. – изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, одежды.

  1. Викторина.

* Определите, о портретах , каких литературных героев идет речь в данных отрывках?

* Какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?

Слайд 2.

Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!... Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

                                                       Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Слайд 3.

И вдруг его не узнал:

Был он как будто прежний,

Спокойный и молодой,

Все те же глаза мальчишки,

Но только… совсем седой.

                                                   К.Симонов «Сын артиллериста»

Слайд 4.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

                                                         А.С.Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

Слайд 5.

… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Все серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле, цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

                                                          Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 6.

«Ее большие глаза глядели прямо,

Светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…

…Я поднял голову и увидел ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад

 как будто ветер их откинул .

  1. Работа с пословицами и поговорками. В описании внешности человека, вам помогут, ребята,  плакаты с пословицами и поговорками:

Плакаты заранее развешаны на стенах.

 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Коль  очи светятся, душа чиста.

Улыбка на лице, что солнце в окне.

Красота лица - в красоте характера.

Добрая душа лучше красоты.

Строгие глаза - не гроза.

Красота человека-  в его сердце.

Что в сердце варится, на лице не утаится.

Красота завянет, счастье не обманет.

Без осанки и конь – корова.

По когтям да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать.

 

Попробуйте сделать вывод.

Глаза – это зеркало души. Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет, не форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.

Обратимся к отрывку М.Шолохова. Он писал в «Судьбе человека».  

Слайд  7.

Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

( Ответ ученика: «Прочитав только отрывок, еще ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.)

  1. Работа с репродукциями картин русских художников. Презентация . Картинная галерея.

И.Е.Репин «Девочка- рыбачка», В.Г. Перов «Тройка», Н.П.Богданов- Бельский «Дети на уроке», А.М.Герасимов «Портрет дочери», В.А.Тропинин «Голова мальчика».

Рассмотрев репродукции, определите выражение глаз героев и запишите эпитеты в тетрадь.

  1. Лексическая работа.

Распределить прилагательные в два столбика в зависимости от того какие эмоции – положительные или отрицательные- они вызывают.

Слайд 8

Наглые, бегающие, пустые, скромные, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые.

  1. Разговор о глазах собеседника

Учитель : Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза- ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое- то преступление или думает его совершить» . Помните и не забывайте об этом!

Описание внешности – один из самых трудных видов описания. Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого «Портрет»

Слайд 9. Репродукция картины Ф.С.Рокотова «Портрет Струйской» ( фон для чтения стихотворения)

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза- как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

  1. Опишите самих себя. Смотрели ли вы раньше на себя «со стороны», пытались ли понять себя? Необходимо найти неповторимую деталь внешности, которая позволит раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц…
  • Где используется такой метод описания, где отсутствуют эмоции, отступления, но зато есть предельная точность, лаконичность. (Описание носит деловой характер, где отмечаются особые приметы, например, в розыске человека).

Слайд 10.

Что из предложенного текста надо оставить?

Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые  голубые.  На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «эскимо». Увлекается коллекционированием морок. Любит петь веелые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У нее есть кошка Мурка.

Главный недостаток текста – непоследовательность описания внешности.

Слайд 11

План.

  1. Основная мысль описания (замысел)
  2. Что во внешности выделяется для раскрытия замысла ( компоненты внешности).
  3. Яркие , незабываемые портретные детали.
  4. Языковые средства, использованные для описания.
  1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

Лена – гимнастка.  Сегодня у нее ответственные соревнования. Только что она закончила свое выступление на бревне. А что скажут судьи?

Опиши выражение лица девочки. Какие у него глаза? О чем она думает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?

Карточка 2.

Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулку сам Сколько интересного вокруг!

Опиши выражение лица Максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова которые помогли бы понять его настроение. Свое описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  1. Описание портрета соседа по парте с использованием портретной лексики.

Карие, серовато-голубые, обаятельные, очаровательный, прелестный, брюнет, блондин, шатен, белесый, белобрысый

Не забудьте при описании соседа обратить внимание на его улыбку. Напоминаю слова Л.Н.Толстого «Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красив ли  - все покажет».

Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда»

Чтение стихотворения М.Лисянского «Улыбка Джоконды»

Летел в ее улыбку камень,

Вонзали нож под рукоять.

Посмотрит темными зрачками-

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты, Пели скрипки

На все сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло все,

Все притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Монны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в ее венце

Измученного Леонардо

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал  раму,

Сам врезал в раму вензеля

С тех пор улыбкой этой самой

Интересуется земля.

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стекол четырех

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурех

Смеется флейта,

Плачет скрипка-

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами все ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы

Джоконда, видно, то-то знает

Чего еще не знаем мы.

  1. Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»-, гласит народная мудрость. Предлагаю прослушать песни Анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй, согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами…
  2. Итог урока:  Понравился ли вам урок? Что нового узнали?

 Познакомились с описанием внешности человека

  1. Домашнее задание – написать сочинение-миниатюру ( на основе личных наблюдений)

«Мой друг (подруга) в минуту радости(гнева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи. Описание внешности человека

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...

Урок русского языка в 6 классе" Строгие глаза- не гроза"

Разработка урока развития речи в 6 классе " Описание внешности" содержит рекомендации для учителя и учащихся, как работать над созданием текста-описания....

Урок развития речи в 7 классе "Строгие глаза- не гроза"

Урок развития речи в 7 классе по теме "Описание внешности человека"...

Урок развития речи "Описание внешности человека"

Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях...

Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"

Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....

Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"

На данном уроке  учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....

Урок развития речи «Описание внешности человека», 7 класс

Открытый урок в рамках отборочного тура Конкурса «Педагог года общеобразовательных организаций МО РФ - 2015». Мастер-класс в рамках Всеармейского научно-практического семинара заместителей...