Урок развития речи «Описание внешности человека», 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Чуйко Александра Николаевна

Открытый урок в рамках отборочного тура Конкурса «Педагог года общеобразовательных организаций МО РФ - 2015». Мастер-класс в рамках Всеармейского научно-практического семинара заместителей по УР «Управление процессами введения и реализации ФГОС ООО»

Тип занятия: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Педагогические технологии: технология педагогических мастерских (мастерская письма и мастерская построения знаний), технология развития критического мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Задачи урока:  совершенствование речевых навыков, подготовка к написанию сочинения-описания военнослужащего в художественном стиле.

Образовательные цели:

повторить основные теоретические понятия по теме «Текст»; восстановить в памяти знания о композиции сочинения-описания, закрепить навык составления план сочинения; закрепить понятие «портрет», его виды, использование в разных стилях; подготовиться к написанию текста сочинения-описания в художественном стиле; провести работу по предупреждению ошибок.

Развивающие цели:

развивать положительную мотивацию к изучению русского языка, интереса к истории страны и семьи; развивать  умение работы над текстами художественного и официально-делового стиля, анализировать, выделять их элементы, делать выводы, кратко их формулировать; развивать  умение связно и образно излагать свои мысли; развивать  умение отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека; посредством описания внешности показывать внутренний мир человека.

Воспитательные цели:

воспитывать внимательное отношение к окружающим людям; воспитывать чувство любви и уважения к родителям; прививать чувство благодарности и уважение к ветеранам; воспитывать патриотизм; прививать бережное отношение к слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГКОУ «Московский Кадетский Корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»

Технологическая карта открытого учебного занятия по русскому языку по теме                                                        

«Описание внешности человека»

Класс: 7 «Г»        

Тип занятия: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Задачи урока:   совершенствование речевых навыков, подготовка к написанию сочинения-описания военнослужащего в художественном стиле.

Образовательные цели: 

  • повторить основные теоретические понятия по теме «Текст»;
  • восстановить в памяти знания о композиции сочинения-описания, закрепить навык составления план сочинения;
  • закрепить понятие «портрет», его виды, использование в разных стилях;
  • подготовиться к написанию текста сочинения-описания в художественном стиле;
  • провести работу по предупреждению ошибок.

Развивающие цели: 

  • развивать положительную мотивацию к изучению русского языка, интереса к истории страны и семьи;
  • развивать  умение работы над текстами художественного и официально-делового стиля, анализировать, выделять их элементы, делать выводы, кратко их формулировать;
  • развивать  умение связно и образно излагать свои мысли;
  • развивать  умение отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показывать внутренний мир человека.

Воспитательные цели: 

  • воспитывать внимательное отношение к окружающим людям;
  • воспитывать чувство любви и уважения к родителям;
  • прививать чувство благодарности и уважение к ветеранам;
  • воспитывать патриотизм;
  • прививать бережное отношение к слову.

Цели и задачи  урока реализуются:

  1. В работе по конструированию алгоритма составления текста.
  2. Через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы по теме.
  3. Через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие  нравственные качества, как доброта, позитивное  отношение к миру, внимательность, это формировалось через  анализ текстов, прослушивание монологических ответов учеников, работу в паре и коллективе.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, ИКТ, технология педагогических мастерских (мастерская письма и мастерская построения знаний).

Материальное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, проектор, видео по теме урока (фрагмент из к/ф «Офицеры»), выставка портретов военачальников, иллюстраций, фотографий по теме. 

Место проведения:         

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент

Цель этапа: организация класса к уроку, включение учащихся в деятельность, снятие напряжения, создание благоприятного эмоционального фона, мотивация учебной деятельности учащихся.

Приветствует учащихся, гостей, коллег. Предлагает посмотреть видео. Слайд 1.

Слайд 2. Произносит вступительные слова. Излагает форму и планы урока.

Слайд 3. Объявляет тему урока.

Приветствуют учителя, гостей. Смотрят видео.

Воспринимают учебную ситуацию, созданную педагогом, прогнозируют тематику и задачи урока.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (Р)

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение и воспроизведение изученного материала, необходимого для подготовки к сочинению-описанию, выявление затруднений и коррекция опорных знаний, создание условий для включения в деятельность каждой воспитанницы.

Слайды 4-5. Предлагает составить кластер. На доске «рассыпаны» термины. Отправное, ключевое слово «текст». Задание для групп.

Работают в группе, составляют кластер. Рефлексия, вывод.

Формулируют цель работы: все эти термины важны для работы над сочинением.

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие (П); целеполагание (П),

регуляция своей деятельности (Р)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

Слайд 6. Побуждает учащихся сформулировать цели и задачи урока.

Формулируют цели и задачи урока.

Целеполагание (П)

Владение навыками самоконтроля (Р), умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и обучающимися (К)

IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: закрепление полученных ранее знаний, активизация собственных знаний

Первичное закрепление в знакомой ситуации.

Слайд 6-7. Учитель предлагает вспомнить определение термина «литературный портрет» и композицию сочинения-описания.

Первичное закрепление в изменённой ситуации. Анализ текстов.

Слайд 8. Текст 1. Учитель предлагает прочитать текст, определить стиль (художественный), признаки.

Слайд 9. Учитель спрашивает, чем отличается описание художественного стиля и официально-делового.

Дают определение термина «литературный портрет» и  рассказывают, как строится сочинение-описание.

Читают текст. Подчеркивают признаки. Формулируют устные высказывания, вписывают в схему признаки.

Формулируют устные высказывания, вписывают в схему признаки.

Контроль и самоконтроль, коррекция, взаимо- и самооценка (Р) 

Общеучебные –смысловое чтение;  логические – сравнение, классификация объектов по выделенным признакам (П)

V. Этап самостоятельной работы 

Цель этапа: творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Слайд 10. Учитель предлагает поработать над деформированным художественным текстом и ответить, какова роль слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами, над какими видами орфограмм работали.

Слайд 11. Текст 2. Предлагает прочитать текст. Говорит о важности детали в художественном тексте.

Слайд 12. Работа со «Словариком эпитетов». Предлагает подобрать эпитеты для описания глаз, взгляда, лица, жестов детей и взрослых на представленных фото (1 фото на выбор).  Работа в паре.

Выполняют  самостоятельную работу по заданию. Осуществляют самопроверку. Формулируют ответы, делают выводы.

Читают текст.

Выписывают несколько ярких эпитетов глаз, взгляда, лица, жестов, передающих характер детей и взрослых.

Владение основами самоконтроля (Р), умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (Р).

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками  (К)

VI. Пропедевтическая работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

Цель этапа: работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок, пополнение словарного запаса по теме домашнего сочинения.

Слайд 13. Проводит словарную работу: лексическое значение, орфографическая и орфоэпическая работа. Эти слова могут понадобиться при написании сочинения.

Слайды 14-15. Предупреждение речевых и грамматических ошибок. Предлагает выполнить упражнение «Лови ошибку», исправить предложения. (Ошибки, допущенные воспитанницами в одном из последних сочинений). Работа в паре.

Проверка на доске (после 1-2 минут), объяснение ошибок.

Записывают и проговаривают слова.

Выполняют упражнение «Лови ошибку», исправляют предложения, работая в паре.

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками  (К)

Коллективное выполнение задания (исправление ошибок) (К)

VII. Рефлексия деятельности.

Цель этапа: анализ воспитанницами своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах, осознание  своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Слайд 16. Просит проанализировать свою работу, закончить одну из предложенных фраз:

- у меня получилось:

- меня удивило:

- мне захотелось:

- я не получила ответы на вопросы:

Формулируют устное высказывание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД;

выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VIII. Итог занятия. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа: подведение итогов, д/з, благодарность за работу.

Слайд 17. Озвучивает д/з:         

Напишите сочинение-описание внешности близкого человека (военнослужащего), покажите в своей работе, какой он в разные моменты жизни:

  • когда в торжественные дни надевает парадную форму;
  • когда занимается любимым делом;
  • когда грустит; др.

Или напишите рассказ «День Победы в нашей семье», включив в него описание внешности близкого человека (военнослужащего), ветерана...

Слайд 18. Учитель благодарит за работу.

Записывают задание.

Благодарят учителя за работу.

Построение логической цепи рассуждений (П)

Нравственно-этическая ориентация (Л)

13.11.2014 г.    

Преподаватель отдельной дисциплины

(русский язык и литература)                                                        А.Н. Чуйко


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  • Замените в тексте подчеркнутые слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выберите правильное написание слов.

Малец был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поноше(нн,н)ой цигейкой дли(нн,н)ополая куртка, и в том, что крохотные сапоги были сшиты с ра(с,з)четом надевать их на шерстя(нн,н)ой носок, и очень иску(с,сс)ный шов на разорва(нн,н)ом когда(то) рукаве куртки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

  • Исправьте речевые и грамматические ошибки:
  1. Подойдя поближе, передо мной предстала картина футбольного матча.
  2. Ведь это обычный день, а сколько всего интересного можно заметить в столь обычном и полуденном!
  3. Вратарь был одет в голубые шорты, на ногах у него были чёрные ботинки.
  4. Ворота обозначены двумя портфелями, лежащие по бокам.
  5. Настал волнительный момент, и начался футбольный матч.
  6. Ваня одет в серый костюм, на его голове находится шляпа.

  • Подберите эпитеты для описания глаз, взгляда, лица, голоса, жестов детей и взрослых на представленных фотографиях:

Домашнее задание

Напишите сочинение-описание внешности близкого человека (военнослужащего), покажите в своей работе, какой он в разные моменты жизни:

  • когда в торжественные дни надевает парадную форму;
  • когда занимается любимым делом;
  • когда грустит; др.

Или напишите рассказ «День Победы в нашей семье», включив в него описание внешности близкого человека (военнослужащего), ветерана...



Предварительный просмотр:

  1. Официально-деловой
  2. Описание
  3. Интерьер
  4. Художественный
  5. Предмет
  6. Тип речи
  7. Природа
  8. Животное
  9. Эпитет
  10. Стиль
  11. Сравнение
  12. Игрушка
  13. Метафора
  14. Человек
  15. Научный

                                                                                                Текст



Предварительный просмотр:

    Текст 1.

 Ваня долго ждал этой минуты, мечтал о ней, но когда она наступила,  мальчик не поверил своим глазам. Ваня увидел новенькие шаровары, новенькую гимнастерку с погонами, бязевое белье, портянки, вещевой мешок, противогаз,  шинельку,  цигейковую  треуховую  шапку с  красной  звездой,  а главное – превосходные маленькие юфтевые сапожки на кожаных подметках.

 Ваня смотрел на обмундирование, не решаясь дотронуться до него. Особенно хотелось потрогать маленькие латунные пушечки на погонах. Палец так и тянулся к ним, но тотчас отдергивался, словно пушечки были раскаленные.

 Ваня вытерся собственным новым полотенцем и надел в предбаннике собственное белье: рубаху и подштанники с оловянными пуговицами.

И вот наступила великая минута. Ваня наконец надел на себя обмундирование. Он надел шерстяную гимнастерку с воротником, аккуратно подшитым белым полотняным подворотничком. Ваня почувствовал на  своих плечах твердые картонки погон и шнурочки, которыми эти погоны были  привязаны к гимнастерке сквозь специальные дырочки.

Почувствовав погоны, мальчик вместе с тем почувствовал гордое сознание, что с этой минуты он уже не простой мальчик, а солдат Красной Армии.

Текст 2.         

           Он положил на колени большие темные руки,  сгорбился.  Я сбоку взглянул на  него,  и  мне стало что-то  не по себе...  Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.



Предварительный просмотр:

Открытый урок развития речи в7-г классе «Описание внешности человека»

Дата проведения: 13.11.2014 г.

Тип занятия: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Педагогические технологии: технология педагогических мастерских (мастерская письма и мастерская построения знаний), технология развития критического мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Задачи урока:  совершенствование речевых навыков, подготовка к написанию сочинения-описания военнослужащего в художественном стиле.

Образовательные цели: 

повторить основные теоретические понятия по теме «Текст»; восстановить в памяти знания о композиции сочинения-описания, закрепить навык составления план сочинения; закрепить понятие «портрет», его виды, использование в разных стилях; подготовиться к написанию текста сочинения-описания в художественном стиле; провести работу по предупреждению ошибок.

Развивающие цели: 

развивать положительную мотивацию к изучению русского языка, интереса к истории страны и семьи; развивать  умение работы над текстами художественного и официально-делового стиля, анализировать, выделять их элементы, делать выводы, кратко их формулировать; развивать  умение связно и образно излагать свои мысли; развивать  умение отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека; посредством описания внешности показывать внутренний мир человека.

Воспитательные цели: 

воспитывать внимательное отношение к окружающим людям; воспитывать чувство любви и уважения к родителям; прививать чувство благодарности и уважение к ветеранам; воспитывать патриотизм; прививать бережное отношение к слову.

Цели и задачи  урока реализуются:

  1. В работе по конструированию алгоритма составления текста.
  2. Через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы по теме.
  3. Через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие  нравственные качества, как доброта, позитивное  отношение к миру, внимательность, это формировалось через  анализ текстов, прослушивание монологических ответов учеников, работу в паре и коллективе.

Ход урока

I. Видеофрагмент художественного фильма «Офицеры», песня «От героев былых времен...»

Вступительное слово учителя. (Слайд  1) (3 минуты)

- Сегодня наш урок посвящен теме «Описание внешности человека». Всмотритесь в эти лица... Почти 70 лет отделяет нас от Великой Отечественной войны, но раны в сердце многих людей кровоточат. Мы благодарны за Победу людям в военной форме, тем, кто был на передовой. Рядом с вами живут люди, которые в любую минуту готовы встать на защиту Родины – это ваши папы, мамы... военнослужащие. Отношение в ваших семьях к празднику Победы особое, я думаю, вы не раз слышали, что есть такая профессия Родину защищать, ведь ваши родители – военнослужащие. Готовясь к знаменательной годовщине, вы создадите словесный портрет своих пап, мам или бабушек.  Давайте чаще присматриваться к ним, обращать внимание на то, как они разговаривают, как смотрят, каково выражение их лиц, глаз...

С болью в сердце замечаешь, что мы иногда способны не заметить печальные глаза или побледневшее лицо собеседника. Мы порой знаем многое, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.

Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение (не это главное). Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.

(Слайд  2) Объявление темы урока. Сегодня мы работаем в парах и группах. У нас 5 малых групп.

II. Теоретическая разминка. (Вопросы ко всем учащимся) (Слайды  3-4)

1) Составление кластера. Задание для групп. На доске «рассыпаны» термины. Составьте кластер, отправное, ключевое слово «текст». (3 минуты)

2) На уроках литературы мы знакомились с понятиями «портрет» и «литературный портрет». Вспомним эти определения. (Слайд 5) (1 минута)

- Чтобы создать образ, нужно описать внешность человека. Что мы должны описать в основной части? (Ответы: черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера).

- Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение? (Чтобы читатели могли себе представить героев и через описание внешности понять их внутренний мир, объяснить их поступки)

Портрет – изображение человека на  картине, фотографии, скульптуре.

Портрет в литературном произведении – это изображение наружности человека, черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется как одно из средств характеристики человека.  

3) Повторение плана сочинения-описания. (2  минуты)

Из каких частей состоит описание, записываем на доске и в тетрадях. Каков план описания? Сколько частей в сочинении? Какие? (Слайд 6) О чем будем писать во вступлении? В основной части? В заключении?

I. Вступление

(О ком пойдет речь? При каких обстоятельствах мы наблюдаем за человеком?)

II. Основная часть

(Наиболее характерные признаки: каковы черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, занятия, черты характера?)

III. Заключение

(Каково наше отношение к этому человеку?)

III. Работа над текстами.

1) Работа над художественным текстом. Предлагаю найти характерные признаки описания в предложенном тексте (текст распечатан). (Вопросы ко всем учащимся) (Слайд 7)  (4 минуты)

Ваня долго ждал этой минуты, мечтал о ней, но когда она наступила, мальчик не поверил своим глазам. Ваня увидел новенькие шаровары, новенькую гимнастерку с погонами, бязевое белье, портянки, вещевой мешок, противогаз,  шинельку,  цигейковую  треуховую  шапку с  красной  звездой,  а главное – превосходные маленькие юфтевые сапожки на кожаных подметках.

 Ваня смотрел на обмундирование, не решаясь дотронуться до него. Особенно хотелось потрогать маленькие латунные пушечки на погонах. Палец так и тянулся к ним, но тотчас отдергивался, словно пушечки были раскаленные.

 Ваня вытерся собственным новым полотенцем и надел в предбаннике собственное белье: рубаху и подштанники с оловянными пуговицами.

И вот наступила великая минута. Ваня наконец надел на себя обмундирование. Он надел шерстяную гимнастерку с воротником, аккуратно подшитым белым полотняным подворотничком. Ваня почувствовал на  своих плечах твердые картонки погон и шнурочки, которыми эти погоны были  привязаны к гимнастерке сквозь специальные дырочки.

Почувствовав погоны, мальчик вместе с тем почувствовал гордое сознание, что с этой минуты он уже не простой мальчик, а солдат Красной Армии.

– Узнали ли вы героев, произведение? (Ваня, Катаев Валентин Петрович, «Сын полка»)

– Какие чувства и почему испытывает Ваня?

– Ощущали ли вы подобные чувства, когда видели своего папу в парадной форме?

– Какие наиболее характерные признаки вы можете выделить в описании Вани?

– Какое это описание? Определите стиль.

– Как вы это определили? Приведите примеры выразительно-изобразительных средств, назовите сравнительный оборот и эпитеты, повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2) Работа над текстом делового стиля. Предлагаю найти характерные признаки описания в предложенном тексте (текст распечатан). (Вопросы ко всем учащимся) (Слайд 8)  (4 минуты)

– Прослушайте текст (объявление о пропавшей девочке). Чем он отличается от предыдущего?

– Уместны ли в таком тексте сравнения, эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы?

3) Работа над деформированным художественным текстом. 

Выявление полноты художественного описания. Важность показа авторского отношения. (Слайд 9) (4 минуты)

– Всегда ли обязательно в художественном описании упоминание всех деталей портрета? Нет, часто даются самые яркие детали.

Помните, что авторское отношение к описываемому может выражаться не только словами «мне нравится, люблю», а еще при помощи различных приставок и суффиксов, т.е. разных словообразовательных элементов. Учитывая это замечание, замените в тексте подчеркнутые слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это суффиксы? (Суффиксы субъективной оценки). (Ребята перечисляют известные им. Работают с напечатанным текстом.)

Малец был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поноше(нн,н)ой цигейкой дли(нн,н)ополая куртка, и в том, что крохотные сапоги были сшиты с ра(с,з)четом надевать их на шерстя(нн,н)ой носок, и очень иску(с, сс)ный шов на разорва(нн,н)ом когда(то) рукаве куртки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

 Чувствуем ли мы авторское отношение к описываемому ребёнку?

– На какие детали обращает внимание автор, описывая  героя?    

– Можете ли вы сказать, как автор относится к мальчику?

– Какие способы личного отношения к описываемому используются? Стилистически нейтральные слова не дают нам это почувствовать.


Как изменился текст, когда вы добавили суффиксы субъективной оценки? Прочитайте свои варианты. Объясните свой выбор.

Авторский текст

Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носочек, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

(Михаил Шолохов. «Судьба человека»)

Почувствовали ли вы авторское отношение к мальчику? Как этого смог добиться М. Шолохов?

IV. V. Словарная работа.

1) Прослушайте текст, подготовка к работе над эпитетами. (Слайд 10) (2 минуты)

            – Литературный портрет можно показать одним или несколькими штрихами. Мы с вами через некоторое время будем изучать рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». У главного героя очень трудная судьба, его не сломили смерти родных людей, он спасает малыша, заменив ему отца, но его глаза о многом говорят...

(Чтение учителем текста.) Он положил на колени большие темные руки,  сгорбился.  Я сбоку взглянул на  него,  и  мне стало что-то  не по себе...  Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

В глазах отражается сущность человека, его душа. Глаза - зеркало души.

При описании глаз важно показать не только их цвет, форму, а также характер человека. Какие части речи нам в этом помогут? (Прилагательные и причастия)

2) Работа со Словарем эпитетов. Подберите определения для описания глаз, взгляда, лица, жестов детей и взрослых на представленных фото (1 фото на выбор).  Работаем в паре, воспользуемся Словариком эпитетов. (Слайд 11) (2 минуты)

- Как строится словарная статья Словаря эпитетов? Выписываем эпитеты, передающие характер человека (несколько слов).

3) Словарная работа: лексическое значение, орфографическая и орфоэпическая работа. (Слайд 12) (2 минуты)  Эти слова вам могут понадобиться при написании сочинения.

  • фурАжка
  • кокАрда
  • погОны
  • кИтель
  • шинЕль [н']
  • офицЕр
  • ветерАн

Подберите к словам определения, запишите словосочетания. Можно ли сказать «старый ветеран»?

VI. Предупреждение речевых и грамматических ошибок, «Лови ошибку». (Ошибки, допущенные воспитанницами в одном из последних сочинений). (Слайд 13-14) (2 минуты)

Перед вами - предложения, описывающие внешность человека. Исправьте предложения. Проверка на доске (после 1-2 минут работы в паре), объяснение ошибок.

  • Подойдя поближе, передо мной представилась картина футбольного матча.
  • Ведь это обычный день, а сколько всего интересного можно заметить в столь обычном и полуденном!
  • Вратарь был одет в голубые шорты, на ногах у него были чёрные ботинки.
  • Ворота обозначены двумя портфелями, лежащие по бокам.
  • Настал волнительный момент, и начался футбольный матч.
  • Ваня одет в серый костюм, на его голове находится шляпа.

VII. Рефлексия  (Слайд 15) (1 минута)

Закончите одну из предложенных фраз:

- у меня получилось:

- меня удивило:

- мне захотелось:

VIII. Домашнее задание: (Слайд 16) (1 минута)

Напишите сочинение-описание внешности близкого человека (военнослужащего), покажите в своей работе, какой он в разные моменты жизни:

  • когда в торжественные дни надевает парадную форму;
  • когда занимается любимым делом;
  • когда грустит; др.

Или напишите рассказ «День Победы в нашей семье», включив в него описание внешности близкого человека (военнослужащего), ветерана...

- С чего начинаем работу над сочинением? (С заглавия.) Подумайте, как можно озаглавить ваше сочинение? Заглавие должно быть интересным, отражать основную мысль текста. А закончить урок мне хочется следующими строками: (Слайд 17) 

Все люди, как книги, и мы их читаем,

Кого-то за месяц, кого-то за два.

Кого-то спустя лишь года понимаем,

Кого-то прочесть не дано никогда.  

Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,

А жизнь человека - вечный урок.

Ничто не поверхностно и не случайно,

Попробуйте только взглянуть между строк...

Отметки за урок-мастерскую не выставляются, но будут выставлены всем после написания домашнего сочинения-описания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи. Описание внешности человека

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...

Урок развития речи "Описание внешности человека"

Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях...

Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"

Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....

Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"

На данном уроке  учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....

Урок развития речи. Описание внешности. 6 класс. Строгие глаза- не гроза

Разработка урока направлена на  формирование  у учащихся наблюдательности и внимания  к окружающим.             П...

Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

middot;         дать понятие о словесном портрете;·         повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...

Урок развития речи. Описание внешности человека

Урок русского языка для учащихся 7 класса.Развитие речи. Описание внешности человека.Представлен конспект урока, презентация, а также рабочий лист для работы на уроке.Рассматривается важная тема "...