урок игра "Корректор"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК
русского языка в форме деловой игры «КОРРЕКТОР»
Цель урока:
-развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
-совершенствовать навыки правописания;
-формировать нормы правильной литературной речи;
-расширять лексикон обучающихся.
Оборудование: интерактивная доска, листы с заданиями, карточки.
Эпиграф к уроку: Перед вами громада-русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
Ход урока
1. Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята!
-А почему вы такие хмурые? Вы умеете улыбаться?
-Так пусть улыбка скрасит наш урок.
И тогда наладится работа.
Улыбнитесь, милые друзья,
Улыбнитесь, если даже неохота.
- Вот это другое дело. Молодцы!
Слово учителя.
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное -доброе начало.
Я пожелаю, чтобы этот день для вас стал по-настоящему добрым. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-практикум в форме деловой игры «Корректор». Представьте, что вы не ученики, а молодые корректоры. А я могу подойти вам в качестве главного корректора, вы мне доверяете? Спасибо. Но без вас мне, конечно, не справиться.
2. Проверка домашнего задания.
Чтобы быть корректором, надо прежде сего знать, что означает это слово. Поэтому вы дома должны были определить по толковому словарю значения слов «корректор, корректура, корректировать» и составить с ними словосочетания.
Вопросы:
-Есть ли среди этих слов многозначные? Почему вы так думаете?
-Как можно перенести слово «корректор»?
4. Полминутки для шутки.
-Когда Вовочку на уроке учитель спросил, можно ли переносить одну букву, он ответил: «Нельзя, ей одной будет скучно».
-Как вы думаете. Какими качествами должен обладать корректор?
Итак, может быть вы пока не все обладаете этими качествами, но мы попытаемся на сегодняшнем уроке хотя бы немного овладеть ими. Н.В. Гоголь говорил: «Перед вами громада-русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
3. Практическая часть.
1)Прежде чем взять на работу любого человека, надо проверить его профессиональные качества, поэтому сейчас мы проверим свою орфографическую зоркость.
На доске перед вами загадка, её нужно отгадать, вставить пропущенные орфограммы и объяснить их.
На …кне ст…ит г..ршок,
А в г…ршке р…стёт цв…ток.
П…см…треть –не (ни) разб…рёш…:
Не (ни) р…стение, а ё …(ж,ш).
2)Найди и исправь ошибки.
В редакции газет и журналов приходят тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится править, так как в них огромное количество ошибок. Одно из таких писем в наш корреспондентский отдел передал болгарский поэт И. Босев.
У каждого из вас тоже есть копия этого письма. Давайте посмотрим, что у нас здесь.
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, памаги
Тваей плимяннице Оли,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слава
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочетать.
Папраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
/Каждому ученику даётся отпечатать текст, где и проводится правка, у доски интерактивной с этим текстом работает один ученик/.
Вопросы:
-А вы бы поставили Оле пять?
-А что бы вы ей посоветовали?
-У корректора должна быть справочная литература.
Какая книга должна стать настольной для корректора?
-А какие вы знаете словари?
3)Вы должны были дома выполнить ещё одно задание. Вот оно перед вами на доске. Какое правило русского языка вы использовали, выполняя эти упражнения?
Задание: вставить пропущенные орфограммы. Назвать слова, которые подчиняются правилу.
Пр…кратить, премьера, прелюдия, пр…амурский, пр…луниться, пр…мер, пр…открыть, пр…красный.
-Объясните значения выделенных слов.
-Назовите слово–неологизм, появившееся в эпоху освоения космоса. Что оно означает?
-Ребята, а нужно ли обращаться к толковому словарю, чтобы не допустить орфографическую ошибку?
А чтобы вы ещё раз в этом убедились, послушайте два письма. (Доска).
ПИСЬМО БРАТУ.
Дорогой Петя!
Сейчас я дома один. Мне надоело дома седеть. Мама пошла поласкать бельё. Я скоро пойду на лук. Там будит военная игра. Вечером мама на объеденной скатерти оставит мне ужин. Когда вы едите в Тбилиси?
ОТВЕТ БРАТА.
Милый мой Коля! Получил я твоё письмо и взволновался. Здорова ли мама? Отчего ты так рано становишься седым? Зачем ты устраиваешь военную игру в огороде? И кого разбудила военная игра ? Когда я уезжал, у вас была красивая обеденная скатерть. Кто же её объел? Не знаю, почему тебя заинтересовал распорядок нашего питания в Тбилиси. Мы едим 3 раза в день.
Пока. Петя.
-Почему Петя неверно понял брата?
4)А сейчас у нас орфографическая «дуэль». Дуэлянтов у нас будет двое, они выбираются при помощи языковых загадок. Отгадавшие выходят к доске и сражаются до первой ошибки.
Загадки:
1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
2.Не цветы, а вянут; не ладоши , а хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
3.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги. Кто их не ценит.
4.В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
5.Сколько нужно одинаковых букв. Чтобы написать: мать, отец, сын, дочь, бабушка, дедушка?
6.Может ли вопрос заболеть?
7.Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?
5) Словарный диктант.
Слегка прикоснуться, написать изложение, устойчивый загар, запереть дверь, выращенный летом, расстилать ковёр, собираешь грибы, замереть от восторга, склонить голову.
6) Знаки препинания.
Однажды в типографию проникли воры и украли все знаки препинания. За работу, корректоры, восстановим знаки препинания, устраним нелепицу.
1 вариант
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
2 вариант
Кисель там варят из резины
Там шины делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят…
Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках все там варят с солью.
Полминутки для шутки.
Когда у Вовочки учитель спросил, для чего в предложении ставятся запятые, он ответил: «Чтобы предложение не склеивалось».
-А вы для чего ставите запятые в предложении? В каких случаях?
7)Стилистическая правка.
Редакция газеты «Слово» как-то попросила подобрать синонимы к словам. Откликнулись шестиклассники очень многих школ. Признаюсь, работникам редакции было стыдно за орфографическую безграмотность многих учеников, и они, узнав, что здесь сегодня собрались молодые корректоры, передали нам эти слова, вы их видите на доске. Здесь пропущены орфограммы. Ещё интереснее их толкование.
«Толковый словарь» нерадивого ученика.
Прилежание-присоединение к лежащим.
Придрался-присоединился к драке.
Признался-присоединился к знающим.
Приключение-присоединение к ключу.
Приголубил-присоединил к голубю.
4.Заключение.
Итак, наш урок подошёл к концу. В качестве домашнего задания предлагается вам лист с текстом по орфографии. Заполнив его, вы ещё раз повторите пройденный материал.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: тест для каждого индивидуально
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...