"Язык мой - моя гордость"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Романенко Оксана Станиславовна

конспект урока, который можно провести с 8 по 10 класс, о необходимости бережного отношения к нашему языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_moy.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Язык мой – моя гордость

Урок в 10 классе

Цель: убедиться в красоте и привлекательности русского языка, внушить ученикам гордость за его величие, показать неуместность жаргона.

Задачи:

  • Дать понятие жаргон, жаргонизмы;
  • Познакомить с причинами появления жаргонизмов и употребления их в речи;
  • Провести параллель с общеупотребительными словами и словами художественного стиля;
  • С помощью примеров из классической литературы убедить в богатстве и разнообразии русского языка.

Виды деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо, анализ.

Оборудование: доска, мел, компьютер, проектор, презентация.

Формы работы: групповая, индивидуальная

1. Организация начала урока, объявление темы, цели и задач.

2. Работ с эпиграфом: (записан на доске)

Умен ты или глуп

В..лик ты или мал

(Не)знаем мы пока

Ты слова (не)ск..зал!

Саади, персидский поэт и мыслитель XIII века.

1)  спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, уберите скобки; на доске –

2) выделить (подчеркнуть) слово, в котором безударная гласная проверяется ударением;

3) сделать синтаксический разбор, построить схему, определить виды придаточных предложений; на доске –

4) как вы понимаете смысл высказывания? (наша речь обнаруживает наш интеллектуальный, духовный и культурный уровень)

3. Ход урока.

Слово учителя:

В XIX веке, почти 150 лет назад великий русский классик Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?..»

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что делает нашу речь непонятной, скудной, раздражающе примитивной – о явлении, названном в лексике жаргоном.

Сообщение о возникновении жаргона, причинах его появления, назначении.

Жарго́н (фр. jargon) — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой. Жаргонные слова или выражения называют «жаргонизмами».

Жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами.

Часть жаргонной лексики — принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение: «темнить» в арго — «скрывать добычу», потом — «хитрить (на допросе)», в современном молодёжном жаргоне — «говорить неясно, увиливать от ответа».

Лексика жаргона строится на базе литературного языка путём переосмысления, метафоризации, переоформления, звукового усечения и т. п., а также активного усвоения иноязычных слов и морфем. Например: гоу - "пошли", крутой — «модный», «деловой», хата — «квартира», баксы — «доллары», тачка — «автомобиль», рвануть — «пойти», баскет — «баскетбол», чувак — «парень» (из цыганского языка). В современном языке жаргон получил широкое распространение, особенно в языке молодёжи.

Социальный жаргон впервые возник в XVIII веке у дворян («салонный» жаргон; пример: «плезир» — удовольствие).

Учитель:

Причиной возникновения различных групп жаргона стало желание людей отличаться от остальных и подчеркивать это отличие в речи (дворяне и «плезир»), желание скрыть истинные намерения от окружающих, завуалировав их общеизвестными словами (преступники – ботать - разговаривать, хавать - есть, звонить – врать, болтать), нежелание произносить длинные, замысловатые слова и фразы (телек, комп, прога).

Учитель: какая информация вам показалась интересной? Что следует выделить в данном сообщении? (записать в тетрадь как конспект)

Видов жаргона очень много, но весьма условно их можно разделить на три группы:

  1. Молодёжный сленг (школьный, студенческий, игровой)
  2. Профессиональный сленг (сколько профессий и видов деятельности, столько и сленгов)
  3. Криминальный сленг (арго, феня)

1 группа о молодежном сленге

Молодёжный сленг — социолект людей в возрасте 12—22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых референтных группах.

Молодёжный сленг, как и любой другой, представляет собой только лексикон на фонетической и грамматической основе общенационального языка, и отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Наиболее развитые семантические поля — «Человек», «Внешность», «Одежда», «Жилище», «Досуг». Бо́льшая часть элементов представляет собой различные сокращения и производные от них, а также английские заимствования или фонетические ассоциации.

Характерной особенностью, отличающей молодёжный сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений.

Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России.

1. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.

2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».

3. 70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

В настоящее время на развитие молодёжного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счёт этого интернет-сленг проникает в молодёжную речь.

2 группа о профессиональном сленге:

Профессиональный жаргон представляет собой набор упрощённых (сокращённых, укороченных или образных) слов для обозначения понятий и терминов, часто используемых людьми определённого круга занятий (общепринятые литературные и точные термины, как правило, длинны и потому неудобны для применения в устной речи, либо вовсе не существуют). Существует практически во всех профессиональных группах людей. По способам словообразования аналогичен «обычному» жаргону, но служит не только для выражения принадлежности индивидуума к профессиональной группе, но и для ускорения устного общения и взаимопонимания.

(Привести примеры)

Комп, прога, баранка, башмак, абэска, дембель, груз 200

3 группа о криминальном жаргоне (арго, феня)

Уголо́вный, блатно́й или воровско́й жарго́н (правильнее это явление называть «арго») — социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, профессиональных преступников и/или заключённых исправительных учреждений. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально идентифицировать участников преступного сообщества как обособленную часть социума, противопоставляющую себя законопослушному обществу. Использование терминов и выражений также имеет цель затруднить понимание смысла беседы или общения между деклассированными элементами со стороны непосвящённых. Воровской жаргон, как правило, отражает внутреннюю иерархию преступного мира, закрепляя наиболее обидные и оскорбительные слова, клички и т. д. за теми, кто находятся на самой низкой ступени иерархии, а самые уважительные слова и выражения — за теми, кто имеет наибольшую власть и влияние.

Уголовная среда ещё в XIX веке (а, возможно, и ранее) переняла арго, первоначально использовавшееся бродячими торговцами офенями (отсюда и происходит слово «феня»). Российский воровской жаргон включает также слова из идиш, украинского и других языков.

В 1930—1950-е годы в СССР были репрессированы и оказались в местах лишения свободы многие учёные, писатели и поэты (например, Дмитрий Лихачёв, Александр Солженицын и Варлам Шаламов), они описали тюремный быт и используемую там речь. Отчасти по этой причине, а также потому, что через советские места лишения свободы прошла достаточно немалая часть населения страны, многие слова воровского жаргона стали известны и перешли в разговорный и даже литературный русский язык.

Задание: выпишите из данных слов жаргонизмы своей группы и дайте им толкование, то есть замените нейтральной лексикой:

Туса, комп, ноут, норм, препод, предки, в натуре, винда, телек, тёлка, с днюхой, Инет, ржака, бабло, пофигист , прога, баранка, башмак, абэска, дембель, груз 200, балабон, колоться, перо, ствол, ботан.

Фрагмент из фильма «Джентльмены удачи», сцена в поезде. Гиперссылка на человечке

Учитель:

Итак, присутствие в нашей речи жаргонизмов отрицать нельзя, причем их появление иногда, как детская болезнь, проходит с возрастом, а порой прижившимися жаргонными словами мы обязаны людям именитым в мире литературы (Дмитрий Лихачев, Варлам Шаламов, Александр Солженицын), прошедшим лагеря. Но при всем его наличии, стал ли жаргон НОРМАЛЬНЫМ явлением языка и можно ли его считать таковым?

Давайте посмотрим ещё один фрагмент всем известного и очень любимого многими фильма. (фрагмент из «Джентльменов удачи» со слов Косого «Да он же на этом скачке расколется, редиска» до конца сюжета)  гиперссылка на названии слайда

Что заставило, по вашему мнению, главного героя, представлявшегося матерым преступником, так отреагировать?

 И еще один сюжет гиперссылка на стрелке (Доцент на столе не сразу находит слова по фене)

Почему герой забывает все, чему его учили? (Природная интеллигентность и воспитанность не позволяют ему быстро освоиться в среде преступников)

Мы вернулись к мысли, что великий и могучий русский язык может существовать без мусорных жаргонных слов, потому что в нем есть все, чтобы говорить чисто и открыто. У вас на столах лежат листочки с высказываниями великих писателей о нашем языке (читаются вслух). Анализируя стилистику высказываний, определите авторство.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

                 Иван Сергеевич Тургенев

Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.

                 Николай Васильевич Гоголь

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.

                 Михаил Васильевич Ломоносов

Убедительно и просто великие писатели убеждают нас, что неколебимо величие русского языка. А дополнить их я хочу концовкой стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое я умышленно не закончила в начале урока: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Народу, о котором в 1941 году, в роковой год для нашей страны, Анна Андреевна Ахматова написала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

                 Анна Андреевна Ахматова

Спасибо за внимание и сотрудничество на нашем занятии! Берегите наш язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения для обучающихся старших классов "Гордость земли Тверской".

Представлены конспект проведения часа общения и три презентации: "7 чудес земли Тверской", "Выдающиеся земляки" и "Памятники природы"....

Конкурс чтецов на английском языке. Читаем классику на английском языке: "Гордость и предубеждение", "Ромео и Джульетта".

Отрывок из произведения Д.Остин "Гордость и предубеждение" . Диалог между главными героями мисс Элизабет и мистером Дарси, в котором он делает ей предложение со свойственным ему высокомерием, а она от...

"Язык мой - моя гордость"

презентация к уроку или мероприятию по русскому языку о необходимости бережного отношения к нашему языку, его освобождению от сленга и жаргона....

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 9-11 классов «Россия – отсталая страна. Нам нечем гордиться. / Россия – великая держава – у нас есть повод для гордости».

Цель внеклассного мероприятия- способствовать развитию навыков коммуникативной деятельности обучающихся во внеклассной деятельности. Данное мероприятие способствовало развитию навыков поиска и отбора ...

Урок английского языка в 6 классе по учебнику SPOTLIGHT " по теме «Национальная гордость»

Вашему вниманию представлен урок английского языка в 6 классе, который был проведен в рамках муниципального конкурса "Педагог года-2020"...

"Гордость моего села-гордость моей школы"

НПК. Творчество и биография  Чимиты Григорьевны .Шанюшкиной, народной артистки РСФСР....