Урок русского языка по ФГОС "и, у, а после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка по ФГОС "и, у, а после шипящих" с технологической картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_rafikova_l._r._gimnaziya_no1_almetevsk.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.
Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 имени Ризы Фахретдина» г. Альметьевска
Тема: Гласные И, У, А после шипящих.
Тип урока: урок актуализации ЗУН.
Цель: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а осле шипящих.
Задачи:
- Обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.
- Формировать навыки правописания и самоконтроля
- Расширять словарный запас учащихся;
- Развитие умения обосновывать правильность написания;
- Воспитывать активную личность;
- Развивать речь, орфографическую зоркость;
- Развивать внимание, наблюдательность,
- Развивать познавательную активность учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать правило написания букв и, у, а после шипящих и слова-исключения; уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих, графически обозначать условия выбора орфограмм.
метапредметные: оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию
Средства обучения: презентация по теме урока, карточки, учебник : Русский язык. 5 класс. Ладыженская, Баранов, Тростенцова.
Методы и формы обучения: наблюдение над я зыком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД учащихся |
1. Организационный этап | Вступительное слово: - Ребята, где-то во Вселенной есть страна Орфография, в которой проживают различные орфограммы. Сегодня мы отправимся в путешествие по этой стране на веселом паровозе. Поехали! | Приветствие | Личностные: положительно относятся к учению. |
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация. | Но что это? На нашем пути появились препятствия! Что же преградило нам путь? Какие-то мешки… Ребята, давайте-ка откроем эти мешки и посмотрим, что в них лежит. Еловые шишки, маленькие лыжи, жидкое мыло, игрушечная машина, шип, глиняный кувшин, шило, чайный пакетик, часы, чучело, фарфоровая чашка, щавель. - Запишите слова. Проверьте, правильно ли вы их написали. Слова появляются на экране. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: желают приобрести новые знания, умения. Познавательные: принимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
3. Актуализация знаний | Раздает карточки Допиши слово или отгадку. Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут _______ .Не поедет без бензина Ни автобус, ни ________ .Если с крыши потекло И сугробы ниже – Значит, солнце припекло, Убирайте _______. По полям бегут ручьи, На дорогах … Скоро выйдут муравьи После зимней _________. Покружилась в воздухе Звездочка немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Это _________) - Кто догадался, как звучит тема нашего рока? - Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие – «что?»? Что мы знаем о правописании сочетаний ЖИ и ШИ? На слайде появляется правило. | Выполняют письменные задания. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: осуществляют учебно-познавательные действия в умственной форме. |
4. Построение проекта исходной задачи | -Прослушайте текст. Хлопья снега падают на опавшие листья. Под елью спрятался маленький зайчик. На ветках деревьев и кустах сидят нахохлившиеся воробьи. Ночью часто подмораживает. Утром на снегу сплетутся узоры из заячьих, лисьих следов. - Выпишите слова из презентации с сочетанием ЖИ, ШИ, подчеркните орфограмму. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с утилем. отвечают на вопросы. строят понятные для партнера высказывания. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста и объяснения учителя. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
5. Реализация построенного проекта и решение исходной задачи | На слайде одна за другой появляется красочные изображения природы волшебного Королевства: лес, березовая роща, река. - Ребята, обратите внимание на жителей этого Королевства. Здесь обитают такие же звери, как и у нас. Птицы, цветы, рыбы. Посмотрите, какая-то рыба плещется в реке. (Щука). В ее названии мы встретили знакомое нам правило. Какое? ЧУ-ЩУ пиши с У. Придумайте слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. - Назовите слова-исключения из правила (жюри, парашют, брошюра). Почему они названы исключениями? | Работают с наглядными пособиями, отвечают на вопросы, под руководством педагога. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Познавательная: читают, слушают, извлекая нужную информацию. |
6. Первичное закрепление с комментированием | Продолжаем наше путешествие. Вот шмель пушистый, жирный в шиповнике жужжит. Поужинать душистым нектаром он спешит. Запишите стихотворение. - Назовите слова, в которых вы применили правило сегодняшнего урока. Контролирует правильность работы детей. | Формулируют собственные мысли. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют задачи, отвечают на вопросы. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. |
7. Самостоятельная работа | Выполните упр. 50 (выпишите в первый столбик слова с И после шипящей, во второй – с А. Обозначьте орфограммы. Какие слова не вошли ни в один столбик? Почему?) Творческое задание Составьте три предложения с однородными членами, используя слова из упражнения. Контролирует правильность работы детей. Создает условия для устранения перегрузки учащихся. | Самостоятельное выполнение упражнений. | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Какую орфограмму мы повторили? Выполнили ли мы программу согласно цели урока? | Оценивают свои знания, отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации. | Личностные: понимают в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
9. Информация о домашнем задании | Ребята, еще раз посмотрите на красоту природы, изображенной на картине. Дома вам нужно составить текст из пяти предложений нате у «Летом в лесу» или «Летом на реке». | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции. |
10. Рефлексия учебной деятельности | Какие трудности у вас появились в процессе работы? Ваши светофоры вы можете раскрасить одним цветом. Зеленым, если вы усвоили правило; желтым, если усвоили, но возникли какие-то вопросы; красным, если вы не поняли правило. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют уровень знаний. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Презентация к уроку русского языка. Тема: "Буквы О-Ё после шипящих и Ц".
Презентация к уроку русского языка....
Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник: русский язык 5 класс в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...
Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"
На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов. Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...
Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».
Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа
Предлагается информационный и дидактический материал, задания для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)
Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный и контролирующий материал по изучаемой теме....