Рабочая программа по русскому языку 7 класс (Бабайцева)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 160
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету русский язык
Ступень обучения (класс) 8 класс
Количество часов 102 часа
Уровень базовый
Автор программы Лобанцева Юлия Александровна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку. 7 класс
Данная рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку (М.: Просвещение, 2010) и Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка (5-9 классы) (Автор программы В.В.Бабайцева). ( Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл.»/ сост. Е.И.Харитонова – М.: Дрофа, 2010).
Рабочая программа составлена для учащихся 7А, Б классов, рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю. Контрольных диктантов – 9, развитие речи – 25 часов.
Цели и задачи предмета «Русский язык» в школе:
- Изучение системы русского языка и фунционирования ее в речи.
- Развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка.
- Развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению.
- Патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности являются:
- Коммуникативные универсальные учебные действия (коммуникативная компетентность);
- Познавательные универсальные учебные действия (информационная компетентность);
- Регулятивные универсальные учебные действия (компетентность самоменеджмента).
Содержание и построение программы определяется следующими принципами, способствующими развитию мышления и активизации познавательной активности учащихся:
1) Принцип системности, обусловивший отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений.
2) Принцип изоморфизма – наличия общих признаков у единиц разных уровней языковой системы.
3) Принцип взаимосвязи языка и речи (совершенствование речи должно быть тесно связано с изучением теории, раскрывающей систему языка, его закономерности.
4) Структурно-семантическое направление определяет многоаспектное освещение языковых единиц, учета формы (структуры), смысла (семантики) и функции единиц языка. Именно эта триада определяет характер построения программы.
5) Функциональный подход требует учета функций единиц языка при обучении речи и обусловил внимание к тексту.
6) Принцип историзма позволяет показать источники обогащения словарного состава, причины этого явления; выяснить причины богатейшей русской синонимики; объяснить многие фонетические явления.
7) Внимание к переходным явлениям (следующий принцип) заставляет учащихся размышлять над живыми языковыми процессами, постоянно происходящими в речи и нередко изменяющими систему языка.
8) Принцип системности обусловливает необходимость квалификации всех речевых фактов (учет системных связей и отношений показывает наличие в языке и особенно в речи переходных явлений, характерных для всех уровней языковой системы).
Углубленное изучение русского языка означает
- Расширение теоретических сведений (это связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология», «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др.);
- Наряду с традиционным освещением основных теоретических понятий в программе имеются некоторые особые интерпретации понятий;
- Изменен порядок изучения частей речи в «Морфологии»;
- Главное отличие данной программы от традиционной заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся (развитие речи должно быть целью каждого урока; осознанному восприятию материала способствует включение в углубленную программу сведений из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросов этимологии);
- Значительно большее внимание уделяется морфемике (выделяется морфемный критерий определения частеречной принадлежности слов и т.д.), синонимике (особенно синтаксической).
В результате изучения русского языка учащиеся 7 класса должны
Знать/понимать
1) Основные единицы языка (имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение) и их признаки;
2) Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
3) Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
1) Опознавать изученные части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение), аргументировано доказывать принадлежность слова к данным языковым единицам и отличать их по совокупности признаков;
2) Употреблять изученные части речи, учитывая основные нормы русского литературного языка;
3) Опознавать и воспринимать на слух тексты разных типов речи;
4) Анализировать тексты всех типов речи с точки зрения особенностей их построения;
5) Создавать тексты всех типов речи в соответствии с темой, замыслом, композицией и заданным стилем речи.
В рабочую программу включена проектная деятельность, предусматривающая формирование информационной компетентности:
- Поиск нужной информации по заданной теме (проблеме) в источниках различного типа;
- Первичная и аналитическая обработка полученной информации;
- Передача содержания информации адекватно поставленной цели.
В ходе проектной деятельности формируется и компетентность самоменеджмента (самоорганизации и самоконтроля).
- Постановка цели и задач собственной познавательной деятельности;
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
Программное и методическое обеспечение реализации ГОС
Учебная дисцип-лина | Класс | Программа (автор, название, выходные данные, в том числе кем и когда рекомендована) | Количество часов в неделю | Учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Русский язык | 7 А, Б
| Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка (5-9 классы) (Автор программы В.В.Бабайцева). (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл.»/ сост. Е.И.Харитонова – М.: Дрофа, 2010). | час./ неде-лю) | Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник. Предпрофиль- ное обучение / В.В.Бабайцева. М.: Дрофа,2010. | 1) Карпова Т.Б., Баженова Е.А. Нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. - Пермь, ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2009. 2) Комплексный анализ текста: рабочая тетрадь. 7 класс/А.Б.Малюшкин. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. 3) Контрольно-измерительные иатериалы. Русский язык: 7 класс/Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2009. 4) Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику «Русский язык. Практика. 6 кл.»/ Л.И.Новикова, Е.Э.Грибанская. – М.: Экзамен, 2005. 5) Никулина М.Ю. Изложения по русскому языку: 7 класс / М.Ю.Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. 6) Русский язык. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.В.Бабайцевой / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2010. | 1)Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы: пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубл. Изучением русского языка/В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднаоская. – М.: Дрофа, 2010. 2)Бабайцева В.В. Русский язык. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение / В.В.Бабайцева, М.И.Сергиенко. – М.: Дрофа, 2009. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ | Тематическое планирование (раздел, тема) | Кол-во часов | Краткое содержание темы (минимум содержания образования по данной теме для данного класса) | Основные учебные действия (проявления ключевых и предметных компетентностей) | Контрольные параметры оценки достижения поставленных целей и задач |
I. | Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как национальной ценности. | 1 час | Систематизация сведений о русском языке как развивающемся явлении. Формирование бережного и сознательного отношения к русскому языку как национальной ценности. | Лингвистическая компетентность: знание некоторых особенностей развития русского языка. Информационная компетентность: умение работать с учебной и справочной литературой. Коммуникативная компетентность: осуществление выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. | |
II. | Повторение изученного в 5-6 кл. 1. Фонетика, графика, орфоэпия. 2. Орфоэпические нормы русского литературного языка. 3. Морфемика, словообразование, орфография. 4. Рр – 1. Подробное изложение (По Воронину С.) 5. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 15 час 5 час | Систематизация знаний по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбор. Орфоэпические справки о произношении трудных слов. Исторические изменения в составе морфем. | Лингвистическая компетентность: умение слышать и различать звуки, различать звуки и буквы; в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме. Языковая компетентность: владение основными орфоэпическими и орфографическими нормами, :умение применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. Коммуникативная компетентность: умение замечать нарушение норм в чужой речи., умение создавать вторичный текст на основе прослушанного. Информационная компетентность: умение пользоваться лингвистическими словарями. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (умение производить фонетический, орфоэпический и орфографический разбор слова). | Урок-практикум. Работа с орфоэпическим словарем. Рр – 1. Подробное изложение |
6. Правописание безударных гласных в корне слова. 7.Правописание чередующихся гласных в корне слова. 8. Правописание согласных в корне слова: сомнительных, непроизносимых, удвоенных. 9. Проверочный диктант. 10. Анализ проверочного диктанта. | 5 час | Актуализация знаний учащихся о правописании корней и приставок, правописании безударных гласных в корне слова, правописании чередующихся гласных, | Лингвистическая компетентность: знать условия выбора гласных в корнях с чередованием; способы проверки проверяемых безударных гласных в корне; обязательный минимум слов с непроверяемыми гласными и согласными. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами Информационная компетентность: умение систематизировать ранее полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры (таблицы). Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (умение пользоваться алгоритмом при работе с указанными орфограммами). | Проверочный диктант | |
11. Правописание гласных и согласных в приставках 12. Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. 13. Морфология. Самостоятельные части речи и их морфологические признаки. 14. Контрольное тестирование 15. Систематизация учебного материала. | 5 час | Актуализация знаний учащихся о правописании гласных и согласных в приставках, правописании приставок ПРИ- и ПРЕ-. | Лингвистическая компетентность: знать условия выбора согласной на З и С; правила правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами (писать слова с приставками в соответствии с орфографическими нормами). Коммуникативная компетентность: умение работать с исходным текстом любого стиля, создавать собственное высказывание. Информационная компетентность: умение систематизировать ранее полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры (таблицы). Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности. | . Контрольное тестирование – | |
III. | Местоимение 1. Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи. 2. Особенности употребления местоимений в речи. 3, 4. Разряды местоимений. Личные местоимения. 5. Возвратное местоимение. | 30 час 5 час | Особенности семантики местоимения как самостоятельной части речи; получение представления о группах местоимений по соотношению с другими частями речи. Особенности употребления местоимений в тексте; знакомство с нормами употребления местоимений в речи. Личные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. Лексическое значение и особенности склонения местоимения СЕБЯ. | Лингвистическая компетентность: знать определение местоимения как части речи, морфологическую и синтаксическую роль местоимений; знать о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте. Языковая компетентность: уметь находить личные и возвратное местоимения в речи, определять их роль в тексте; правильно употреблять местоимения, правильно писать их с предлогами. Коммуникативная компетентность: умение работать с исходным текстом любого стиля, создавать собственное высказывание. | КСД (контрольный словарный диктант) |
6, 7. Притяжательные местоимения. 8. Рр - 2. Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. 9.Вопросительные местоимения. 10. Относительные местоимения. | 5 час | Притяжательные местоимения, их значения. Нормы использования в речи притяжательных местоимений. Способность местоимения выступать в роли наиболее частотного языкового средства межфразовой связи. | Лингвистическая компетентность: знать притяжательные, вопросительные и относительные местоимения, их значения и сферу употребления. Языковая компетентность: уметь различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные в значении притяжательных; уметь различать относительные и вопросительные местоимения в сложных предложениях. Коммуникативная компетентность: уметь употреблять личные местоимения в тексте, избегая двусмысленности. | . Рр - 2. Морфологические средства связи предложений в тексте. КСД | |
11, 12. Неопределенные местоимения. 13, 14. Отрицательные местоимения. 15. Контрольный диктант с ГЗ. | 5 час | Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль неопределенных и отрицательных местоимений. Правила написания НЕ с неопределенными местоимениями, частиц –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-. Орфограммы «Безударная И в приставке отрицательных местоимений» и «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». | Лингвистическая компетентность: знать отличительный признак неопределенных местоимений, способы образования, орфограммы, регулирующие написание. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами (писать неопределенные и отрицательные местоимения в соответствии с орфографическими нормами). Коммуникативная компетентность: уметь употреблять неопределенные и отрицательные местоимения в тексте. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (производить предложенный вид разбора слова и предложения). | КСД 15. Контрольный диктант с ГЗ – | |
16. Анализ контрольного диктанта. 17, 18. Определительные местоимения. 19, 20. Указательные местоимения. | 5 час | Систематизация и пропедевтика ошибок, сделанных в диктанте. Значение и употребление определительных местоимений. Особенности разряда. Нормы употребления в речи. Семантика, морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений. | Лингвистическая компетентность: знать порядок выполнения работы над ошибками; знать о значении и употреблении определительных и указательных местоимений. Языковая компетентность: умение находить в тексте определительные и указательные местоимения, использовать их в речи. | ||
21.Рр - 3. Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. 22. Систематизация изученного теоретического материала. 23. Правописание местоимений. 24, 25. Контрольный диктант и его анализ. | Анализ роли указательных местоимений в качестве средства связи предложений в тексте, а также частей текста. Разряды местоимений, их соотнесенность с другими частями речи. Морфологический разбор местоимений. | Лингвистическая компетентность: знать разряды местоимений, морфологические, орфографические и орфоэпические нормы употребления местоимений. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Коммуникативная компетентность: уметь употреблять местоимения в речи. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (производить предложенный вид разбора слова и предложения). | Рр - 3. Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. Контрольный диктант и его анализ | ||
26.Повторим орфографию. 27. Повторим пунктуацию. 28, 29. Рр – 4, 5. Контрольное сочинение. 30. Рр – 6. Анализ классного сочинения. Классификация речевых ошибок. Речевые нормы. | 5 час | Актуализация знаний учащихся о правописании местоимений. | Лингвистическая компетентность: знать орфограммы, связанные с правописанием местоимений. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Коммуникативная компетентность: умение создавать собственное высказывание. Информационная компетентность: уметь систематизировать ранее полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры (таблицы). | КСД Рр – 4, 5. Контрольное сочинение – 9. 11.11 Рр – 6. Анализ классного сочинения | |
IV. | Причастие 1, 2. Понятие о причастии как особой форме глагола. 3. Признаки прилагательного у причастия. 4. Признаки глагола у причастия. 5. Морфологические признаки причастия. | 45 час 5 час | Знакомство с понятием «Причастие как особая форма глагола». Повторение известных учащимся морфологических признаков прилагательных и глаголов. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. | Лингвистическая компетентность: знать формальные признаки причастия, семантику. Языковая компетентность: уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастия; уметь находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями. Коммуникативная компетентность: умение создавать собственное высказывание. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры (таблицы). | КСД (контрольный словарный диктант) |
6, 7, 8, 9. Причастный оборот. 10. Рр - 7. Описание общего вида местности. | 5 час | Знакомство с понятием о причастном обороте, его местом по отношению к определяемому слову, правилами выделения его запятыми, нормами согласования причастия с определяемыми словами и совершенствование навыка применения изученного правила. Обучение созданию собственного текста заданного типа. | Лингвистическая компетентность: знать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Языковая компетентность: уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами, находить границы причастного оборота, уметь выделять ПО в устной речи и на письме. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры . | . Рр - 7. Описание общего вида местности | |
11, 12. Рр – 8, 9. .Классное сочинение. Описание общего вида местности. 13, 14, 15. НЕ с причастиями. | 5 час | Обучение созданию собственного текста заданного типа. Освоение орфограммы «НЕ с причастиями», усвоение алгоритма действий при применении правила правописания НЕ с причастиями. | Лингвистическая компетентность: знать признаки текста, особенности текста-описания, композиционные признаки текста-описания; правило правописания НЕ с причастиями. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственный текст на заданную тему. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. | Рр - 8, 9. .Классное сочинение. Описание общего вида местности | |
16, 17. Действительные и страдательные причастия 18, 19. Действительные причастия настоящего времени. Правописание суффиксов. 20. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страда-тельных причастий настоящего времени. | 5 час | Усвоение залоговых отношений в причастиях. Знакомство с образованием и правописанием причастий настоящего времени, совершенствование навыков употребления причастий и причастных конструкций. | Лингвистическая компетентность: знать значение действительных и страдательных причастий, способы образования действительных и страдательных причастий настоящего времени; знать условия выбора гласной в суффиксах. Языковая компетентность: уметь образовывать причастия настоящего времени; применять изученную орфограмму. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на лингвистическую тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (применять предложенный алгоритм работы). | КСД | |
21. Страдательные причастия настоящего времени. Правописание суффиксов. 22. Действительные причастия прошедшего времени 23. Страдательные причастия прошедшего времени 24, 25. Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глагола. | 5 час | Знакомство с образованием и правописанием причастий прошедшего времени, совершенствование навыков нормированного употребления причастий и причастных конструкций. Освоение орфограммы «Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глагола», усвоение алгоритма действий при применении данного правила. | Лингвистическая компетентность: знать правила правописания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени, а также суффиксов - ЕНН, - НН. Языковая компетентность: уметь образовывать причастия прошедшего времени и применять изученные правила. Коммуникативная компетентность: умение создавать собственное высказывание на лингвистическую тему. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (применять предложенный алгоритм работы). | КСД Тестовая проверка | |
26, 27. Рр – 10, 11. Сочинение. Описание действий. 28, 29. Буквы Е и Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 30. . Контрольный диктант с ГЗ. | 5 час | Обучение созданию собственного текста заданного типа. Освоение орфограммы «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». Определение уровня усвоения изученного материала. | Лингвистическая компетентность: знать правило правописания О-Е после шипящих в суффиксах причастий прошедшего времени. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на заданную тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении данного правила.). | Рр - 10, 11. Сочинение. Описание действий Контрольный диктант с | |
31. Анализ контрольного диктанта. 32. Рр – 12. Анализ сочинений. Классификация ошибок. Речевые нормы. 33, 34, 35. Краткие причастия. Правописание кратких причастий | 5 час | Определение уровня усвоения материала. Отличительные особенности рассуждения, художественного стиля речи. Понятие краткого причастия. Значение, образование, нормы употребления в речи. Особенности написания Н в кратких причастиях, НЕ с краткими причастиями. | Лингвистическая компетентность: знать особенности образования и изменения кратких причастий. Языковая компетентность: уметь находить краткие страдательные причастия в тексте. Коммуникативная компетентность: уметь создавать текст-рассуждение в художественном стиле, самостоятельно его редактировать. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. | Рр – 12. Анализ сочинений. | |
36, 37, 38, 39. Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. 40. Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие». | 5 час | Освоение орфограммы «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола». | Лингвистическая компетентность: знать правило, способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Языковая компетентность: уметь различать прилагательные и причастия, избирательно применять орфографические правила.. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры (таблицы, опорного конспекта). Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении данного правила.). | КСД | |
41. Тестовая проверка по теме «Причастие». 42. Систематизация материала по теме «Причастие». 43, 44. Контрольный диктант с ГЗ по теме «Причастие» и его анализ. 45. Резервный урок. | 5 час | Систематизация знаний по теме «Причастие». Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков. | Лингвистическая компетентность: знать орфограммы, связанные с правописанием причастий. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: умение систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры (таблицы, опорного конспекта). | Тестовая проверка по теме «Причастие» Контрольный диктант с ГЗ - | |
V. | Деепричастие 1. Понятие о деепричастии (деепричастие как особая форма глагола) 2. Образование деепричастий 3, 4. Рр-13,14 Описание действий 5. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами | 20 час 5 час | Знакомство с понятием деепричастия как особой формой глагола. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Роль деепричастия в предложении. Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Сочинение Роль деепричастного оборота в предложении, правила обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. | Лингвистическая компетентность: знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи; знать способы образования деепричастий. Языковая компетентность: уметь предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия». Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на заданную тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении изученных правил). | Рр-13,14 Описание действий |
6. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами 7. Раздельное написание не с деепричастиями 8. Деепричастия несовершенного вида 9. Деепричастия совершенного вида 10. Морфологический разбор деепричастий | 5 час | Правила обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.. Освоение орфограммы «Раздельное написание НЕ с деепричастиями». Способы образования деепричастий несовершенного вида Способы образования деепричастий совершенного вида Знакомство с алгоритмом морфологического разбора деепричастия | Лингвистическая компетентность: знать способы образования деепричастий, правило написания НЕ с деепричастиями. Языковая компетентность: владеть основными орфографическими и пунктуационными нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на лингвистическую тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении изученного правила.). | КСД Тестовая проверка Самостоятельная работа | |
11. Урок обобщения и систематизации по теме «Деепричастие» 12, 13. Контрольный диктант и его анализ.
14, 15. Рр – 15, 16. Рассказ на основе услышанного. | 5 час | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. Сочинение (создание собственного текста). . | Лингвистическая компетентность: знать морфологические признаки, орфограммы и пунктограммы, изученные в теме «Деепричастие Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на заданную тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении данного правила.). | Контрольный диктант . Рр – 15, 16. Рассказ на основе услышанного | |
16. Переход слов из одних частей речи в другие 17. Повторение орфографии. Совершенствование орфографических навыков. 18. Повторение пунктуации. Совершенствование пунктуационных навыков 19, 20. Рр – 17, 18. Сжатое изложение | 5 час | Знакомство с одним из способов образования новых частей речи на основе углубления понятия о самостоятельных частях речи Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Грамматические, орфо-графические, пунктуационные нормы русского языка. Применение знаний по синтаксису в практике правописания и говорения. | Лингвистическая компетентность: знать отличия служебных и самостоятельных частей речи. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на заданную тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении данного правила.). | КСД Рр – 17, 18. Сжатое изложение | |
VI. | Служебные части речи. Предлог 1. Понятие о служебных частях речи. 2,3. Понятие о предлогах 4,5. Правописание предлогов
| 15 час 5 час | Понятие о служебных частях речи, их назначении в речи. Группы служебных частей речи, переход других частей речи в предлоги. Формирование представления о предлоге как служебной части речи. Понятие о предлоге, назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов. Группы предлогов по происхождению, переход других частей речи в предлоги, слитное написание производных предлогов. | Лингвистическая компетентность: знать отличия служебных и самостоятельных частей речи, морфологические признаки предлога, разряды предлогов по значению; знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Языковая компетентность: усвоение норм употребления производных и непроизводных предлогов. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на лингвистическую тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении изученного правила.) | КСД Орфографический тест |
6, 7. Правописание предлогов 8. Морфологический разбор предлогов. 9, 10. Рр – 19, 20. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 5 час | Упражнение в применении правила слитного и раздельного написания предлогов. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора предлога. Сочинение (создание собственного монологического высказывания). | Лингвистическая компетентность: знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на заданную тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении данного правила.). | Орфографический тест Рр – 19, 20. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | |
11, 12. Повторение по теме «Предлог» 13, 14. Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. .15. Повторение орфографии. | 5 час | Систематизация изученного материала по теме «Предлог». Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. Совершенствование орфографических навыков. | Лингвистическая компетентность: знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами (уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи). Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на заданную тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении изученных правил.). | Контрольный диктант | |
VII. | Союз 1. Понятие о союзе. 2. Простые и составные союзы. 3-4. Сочинительные союзы. 5. Подчинительные союзы | 20 час | Понятие о союзе, назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложении с одно-родными членами. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложе-нии. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Классификация союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи. Классификация союзов по значению, группы подчинительных союзов и их значение. | Лингвистическая компетентность: знать о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении; о классификации союзов по строению и по значению. Языковая компетентность: уметь различать сочинительные и подчинительные союзы. Информационная компетентность: уметь самостоятельно анализировать новый материал, составлять блок-схемы. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на лингвистическую тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении изученного материала). | Орфографический тест Графический диктант |
6. Подчинительные союзы. 7, 8, 9. Правописание союзов. 10. Рр - 21. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте. | 5 час | Правила написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Способы отличать союзы от наречий и местоимений с частицей Способы отличать союзы от наречий и местоимений с частицей. Знакомство с понятием «Морфологические средства связи частей и предложений в тексте». Союз как средство связи смысловых частей текста. | Лингвистическая компетентность: знать нормы употребления союзов в речи. Языковая компетентность: уметь отличать союзы от наречий и местоимений с частицей, уметь применять на письме изученные орфографические правила. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на заданную тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении изученного правила.). | Орфографический тест - КСД Рр - 21. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте | |
11, 12, 13. Повторение по теме «Союз». 14, 15. Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 5 час | Систематизация материала, изученного по теме «Союз». Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Лингвистическая компетентность: знать морфологические признаки союза как служебной части речи. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами (уметь грамотно употреблять союзы в письменной и устной речи). Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на лингвистическую тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности. | Контрольный диктант | |
16, 17. Повторение орфографии. Совершенствование орфографических навыков. 18, 19. Повторение пунктуации. Совершенствование пунктуационных навыков.
20. Резервный урок. | 5 час | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания и говорения. Коммуникативная значимость пунктуационной грамотности. | Лингвистическая компетентность: знать основные орфограммы и пунктограммы. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на лингвистическую тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении изученных правил). | КСД Орфографический тест Графический диктант | |
VIII | Частица 1. Понятие о частице 2. Значения частиц 3, 4. Правописание не и ни. 5. . Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами. | 15 час | Понятие о частице, значение частиц, закрепление умения правильно писать частицы не и ни с различными частями речи. Знакомство с разрядами частиц по значению, формирование умения видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами. Смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. Понятие о двойном отрицании, значение частицы ни в устойчивых сочетаниях Повторение орфограммы «Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами». | Лингвистическая компетентность: знать особенности частицы как служебной части речи, роль частицы в предложении и при образовании форм слова; знать разряды частиц по значению и употреблению. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать устное собственное высказывание на лингвистическую тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении правил «Пробел между частицей и словом», «Дефис между частицей и словом»). | КСД Орфографический тест |
6. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами. 7, 8. Рр – 22, 23. Характеристика литературного героя. 9. Правописание НЕ с прилагательными и причастиями, словами состояния 10. Правописание НЕ с местоимениями | 5 час | Повторение орфограммы «Правописание не с существительными. Содержание характеристики литературных героев в сочинениях различных жанров. Повторение орфограммы «Правописание не с прилагательными и причастиями». Повторение орфограммы «Правописание не с местоимениями». | Лингвистическая компетентность: знать орфограмму «Правописание НЕ с различными частями речи». Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь, основываясь на содержании литературного произведения, строить собственные рассуждения о прочитанном. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма). | КСД Рр – 22, 23. Характеристика литературного героя | |
11. Повторительно-обобщающий урок по теме «Частица» 12, 13. Контрольный диктант и его анализ. 14, 15. Раздельное и дефисное написание частиц | 5 час | Систематизация изученного по теме материала. Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. Совершенствование орфографических навыков по теме «Раздельное и дефисное написание частиц» | Лингвистическая компетентность: знать морфологические признаки частицы как служебной части речи, правила употребления частиц в устной и письменной речи. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать устное высказывание на лингвистическую тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении изученных правил). | Контрольный диктант | |
IX. | Междометие 1. Рр – 24. Публицистический стиль. 2. Рр - 25. Интервью – жанр публицистики 3, 4. Понятие о междометии. 5. Правописание междометий | 5 час | Особенность публицистики как жанра. Признаки публицистического стиля. Обучение написанию сочинения в жанре интервью. Понятие о междометии, значении междометий в речи, предназначение междометий. Знаки препинания при междометии. | Лингвистическая компетентность: знать правило правописания О-Е после шипящих в суффиксах причастий прошедшего времени. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на заданную тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности. | Рр – 24. Публицистический стиль. Рр - 25. Интервью – жанр публицистики - |
X. | Повторение изученного в 5-7 кл. 1, 2. . Повторение орфографии. Совершенствование орфографических навыков. 3, 4. Повторение пунктуации. Совершенствование пунктуационных навыков. 5. Резервный урок. | 5 час | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания и говорения. Коммуникативная значимость пунктуационной грамотности | Лингвистическая компетентность: знать основные орфограммы и пунктограммы, изученные в 5-7 классах. Языковая компетентность: владеть основными языковыми нормами. Информационная компетентность: уметь систематизировать полученную информацию в рамках самостоятельно избранной структуры. Коммуникативная компетентность: уметь создавать собственное высказывание на заданную тему. Компетентность самоменеджмента: выбор способа деятельности (усвоение алгоритма действий при применении данного правила.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392683-1390901959.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392683-1390901959.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-170012-1413708642.jpg)
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....