Материалы кружковой работы
методическая разработка (8 класс) на тему
Теоретический и практический материал работы кружка "Языкознание для всех" имеет своей целью углубить представление учащихся о слове, его происхождении, истории, значении; создать условия для пробуждения интереса у учащихся к истокам слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для кружка "Языкознание для всех" 9 кл. | 38.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 21" города Магнитогорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку
«Языкознание для всех»
9 класс
Составитель: Балдуева Е.Н., учитель русского языка и литературы
МОУ "СОШ№21" г.Магнитогорска
2014г.
Пояснительная записка.
Адресат: учащиеся 9 классов любой школы.
Мотив выбора: побуждение интереса у учащихся к родному языку.
Основные задачи: расширить представление учащихся о науке этимологии; восстановить древнейшие доступные этапы истории слова; вскрыть причины, приведшие к возникновению слова, определить его ближайших «родственников»; закрепить умения и навыки коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка.
Уровень реализации:
различного уровня.
Вид:
предметно-ориентированный.
В рабочей программе внеклассной кружковой работы «Языкознание для всех», частично основанной на материале элективного курса 9 (11) кл. «Номинативная функция языка в аспекте углубленного изучения морфемики, словообразования, орфографии» /Автор-составитель Балдуева Е.Н., 2010г./[1], представлено ориентировочное планирование с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы того или иного раздела, определением практических работ.
Теоретический и практический материал программы кружковой работы имеет своей целью углубить представление о слове, его происхождении, истории, его фонетическом, морфемном и морфологическом облике, значении; совершенствовать умения морфемного анализа путём тренировки учащихся в построении словообразовательного ряда, формировать правописные навыки; создать условия для пробуждения интереса у учащихся к истокам слова.
Развитие, обогащение языка – естественный процесс, и он неразрывно связан с жизнью народа, жизнедеятельностью многих поколений. Всё, что происходит в жизни, так или иначе отражается в языке. А потому с развитием человеческого общества развивается и язык, так как он призван фиксировать, закреплять разные виды отношений в обществе (экономические, производственные, социальные), отражать развитие науки и культуры, общественно-политической жизни. И поэтому не только интересно, но и важно знать, как возникают новые названия, какие существуют способы и типы наименований, почему в нашем языке, как и в других языках своя особая система номинации (наименований). Поскольку язык и сам представляет собой никогда не прекращающийся процесс, деятельность, творчество, то, как справедливо заметил В.Г.Белинский, «язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь… Язык идёт вместе с жизнию народа».
Любить и знать свой язык – значит стремиться овладеть его богатствами, усвоить не только законы и правила грамматики, правила употребления слов, но и правила словообразования, знать основные пути и направления развития номинации.
Какими путями пополняется словарный состав языка, какие способы образования названий характерны для современности, как фиксируется лексическое богатство в словарях – на эти и другие вопросы поможет ответить данная программа внеклассной кружковой работы «Языкознание для всех».
Более того, данная программа внеклассной кружковой работы «Языкознание для всех» является практическим дополнением к теме самообразования:«Система работы по предупреждению пробелов в знаниях, психологические аспекты неуспеваемости на уроках русского языка и литературы».
Следовательно, наряду с семинарскими занятиями программа курса предполагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной деятельности учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему; подготовка и защита устных сообщений, этюдов на лингвистические темы; изготовление обобщающих таблиц и миниопор; работа со словарями и справочной литературой; работа с текстами; возможны и игровые формы работы, типа «Клуба знатоков», др., предполагающие решение различного рода лингвистических задач, миниисследование, что способствует активизации учебной деятельности учащихся, усилению мобильности мысли и влияет на мотивацию учащихся к изучению родного языка.
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, дидактический материал, но и литература по занимательной лингвистике.
Реализация же темы самообразования - «Система работы по предупреждению пробелов в знаниях, психологические аспекты неуспеваемости на уроках русского языка и литературы» - в рамках данной программы позволяет придать курсу практическую направленность в ходе подготовки учащихся к ГИА.
Таким образом, данная программа нацелена на развитие интереса к изучению филологических дисциплин школьного курса в целом.
Планируемые результаты обучения:
способствовать формированию представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; освоению знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладению умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике с целью повышения уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности, способствовать подготовке учащихся 8-9 классов к успешной сдаче итоговой аттестации;
Форма итоговой аттестации, критерии оценивания:
сообщения на лингвистическую тему; тестирование; практическая и контрольные работы, работа с различными видами словарей и справочной литературой; мини-исследования, конференция, зачёт, защита проектов, презентации, составление опорных конспектов и таблиц, рефераты, решение эвристических задач.
Календарно-тематическое планирование для 8-9 классов.
Дата | Кол-во час. | Тема раздела, занятия. | Виды практических работ. |
Введение. К истокам слова. Что такое этимология? Что такое номинация. Слово и его «биография». О задачах этимологии. Об изменениях значения слова. История языка и этимология слова. Пещерные этимологи. Этимология в античном мире. На заре научной этимологии. Как возникают названия. Как проявляется одна из главных функций языка – номинативная. Язык как своеобразная система знаков. «Знаки-наименования» (слово). «Знаки-сообщения» (высказывания). Слово как единица языка. Понятие «номинация». | Знакомство с этимологическим словарём. | ||
Работа с этимологическим словарём | |||
О родстве языков. Языковые группы. О близких и дальних «родственниках».Исконное родство и заимствования. Язык как своеобразная система знаков. «Знаки-наименования» (слово). «Знаки-сообщения» (высказывания). Слово как единица языка. Окончательное решение выносят … окончания. Этимология и сравнительно-исторический метод. | Решение этимологических задач.. | ||
Звуковые изменения и звуковые соответствия. Фонетика и этимология. Звукоподражательные по своему происхождению слова. Закономерные соответствия и случайные совпадения. Пути возникновения наименований, причины сходства и различия в разных языках (этимология слов): внеязыковые («экстралингвистические») и внутриязыковые причины. | Работа со словарями, словом, мини-исследование «исторических» морфем. Работа со справочной литературой. ЦОР: 1С: Репетитор. Русский язык. Путь: справочные таблицы/ русский язык в таблицах/ морфемика. Решение грамматических ребусов. Работа с текстом. Конструирование. Решение эвристических задач. НРК: Александров В.Н., Александрова О.И. «ЕГЭ: Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения»- Челябинск: «Взгляд»,2003-2006г.г. | ||
Словообразование и этимология. Понятие «морфемы», «морфемики». Этимологическое исследование «исторических» морфем. «Скучные» суффиксы. Словообразовательные соответствия. | |||
Развитие значения слова. Гость и гостиный двор. Как стая стала «комнатой». Бесценный – «дешёвый» и бесценный – «дорогой». Причины изменения семантики слова. | Семантический анализ слов. Практическая работа: составление этимологического словарика, выстроенного по одной и той же семантической модели. | ||
Семантические закономерности. Семантика и родство языков. Необычный словарь. Этимологические «раскопки»: | Работа со словарями. | ||
Аналогия в языке и этимологическом исследовании. Язык и … арифметика. Пропорция, аналогия и этимология. Антимир и антилопа. Брак -супружество- и мрак. Слова и вещи: о брюкве, растущей на дереве. Языковеды и историки. Важность внеязыковых фактов. Изучение реалий в помощь языковедам. | Работа со словарями. Практическая работа: аргументация тезиса «Этимология как наука опирается на самые различные отрасли человеческих знаний. | ||
Несколько не совсем обычных этимологий. В каких падежах стоят слова кворум и ребус ? Окончание, ставшее словом. Города и предлоги. О правилах и исключениях. | Работа со словарями. Практическая работа: подготовить сообщение-легенду о происхождении слова. | ||
От конкретного к абстрактному. Значение развития слова в индоевропейских языках. Формирование слов с абстрактным значением: роль глаголов, обозначающих различные трудовые процессы, в формировании абстрактной лексики. | Работа со словарями: выявление слов с абстрактным значением | ||
Н-РК. Диалекты и этимология. Проявление архаичности диалектов во всех сторонах языка: фонетике, словообразовании, семантике. О диалектных словарях. | Работа со словарями. Практическая работа: составление областного диалектного словарика.. | ||
Работа со словарями, текстами, мини-исследования . Сообщение на лингвистическую тему. Составление опорного конспекта «Типы заимствования в русском языке». Решение эвристических и аналитических задач. Морфемный и словообразовательный разборы слов. Конструирование слов по заданным схемам. Работа с этимологическим словарём. НРК: Александров В.Н., Александрова О.И. «ЕГЭ: Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения»- Челябинск: «Взгляд»,2003-2006г.г. | |||
О заимствованных словах. О разных типах заимствования: собственно заимствованная лексика и иностранные слова. Грецизмы и латинизмы ( интернациональная лексика). Пути-дороги заимствованных слов. Этимологизация заимствованных слов. Звуки и их сочетания. Что такое акцент? Фонетическое замещение. Что было раньше – зонт или зонтик? Слова- «гибриды». Сужение значения слов при их заимствовании. Можно ли сделать из мухи слона? Международный языковой фонд Заимствование как дёйствующий, активный способ номинации. Происхождение иноязычных слов (общеславянский фонд; эпоха ПетраI; слова, ведущие своё происхождение от собственных имён). Заиствование как наименее мотивированная номинативная единица Способность иноязычного по происхождению слова легко давать производные имена на русской почве. «Тайна» самого слова. | |||
Кальки – особый вид заимствования. Что такое кальки? Внутренняя форма слова. Типы калек. Международные кальки. «Международные» кальки. Авторы калек. Двуязычие и кальки. Кальки и пуризм ( противники проникновения иноязычной лексики в русский язык). «Волны» лексических заимствований. | Практическая работа: составление ряда слов. | ||
Практическая работа: написание реферата на тему «Наличие калек в русском языке – за и против» | |||
Утрата этимологических связей – деэтимологизация. «Разноцветная» смородина. О катахрезе – «употреблении в неправильном (или несобственном) смысле». Деэтимологизация и этимология. | Работа со словарями. | ||
Практическая работа: сообщения по теме занятия. | |||
Этимология, словоупотребление и словотворчество. Где искать критерий? «Прилунение» и «лунотрясение». «Прилуниться» и «примеркуриться». Отношение к созданию новых слов не только с учётом этимологического фактора, но и роли деэтимологизации в истории языка. | Практическая работа: написание мини-сочинения с целью создания общих терминов в рамках новой космической лексики. | ||
Этимологизация новых слов. Устаревшие неологизмы и возрождённые архаизмы. «Ближняя» этимология. Трудные «новички». Авторы новых слов. «Фамильные» этимологии. Опять слова-«гибриды». Рождение или возрождение слова кибернетика? Лексические «новинки» языка. «Враги» этимолога. «Усечённые» слова. Что такое синкопа? Словообразовательные «рифы». Причуды семантики. | Работа со словарями, этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы. Сопоставление корней с чередованиями. Составление таблиц, алгоритмов, миниопор; «чтение» формул на правописание орфограмм с последующим их воспроизведением. | ||
Работа со словарями, текстами. | |||
Практическая работа: сообщение по теме урока. | |||
Работа со словарями. Составление мини-опоры «Этимология и омонимы» НРК: . Соловьёва Т.В. Словарик современного школьника: Учеб. Пособие для учащихся 5-9 классов - Челябинск: Взгляд,2005. | |||
Метафора. Табу. Эвфемизм. Метафорическая номинация. Метафорическая номинация и её возникновение на основе какого-либо сходства двух предметов. Использование различных групп общелитературной лексики для создания метафорических номинаций. .. Собственно языковые связи слов. | |||
Этимология и омонимы. | |||
Игра-презентация: Наши предки шутят | Практическая работа: презентация. | ||
Спорные этимологии. Об очевидном в науке. Этимологические гипотезы. Происхождение слова площадь. Чья невеста лучше? | Работа со словарями. | ||
Народная этимология и этимологические ошибки. Этимология и археология. Народная и детская этимология. Народная этимология и искажение слов. Вариантность слов – важное свойство языка. Выбор – одна из центральных проблем культуры речи. Как возникают варианты и какие варианты существуют. Слова «близнецы» с разным «прошлым» и, возможно, с разным «будущим». Зависимость выбора одного из вариантов от традиции использования, например, в профессиональной среде, от лингвистических вкусов автора, статьи, пособия и т.д.. | Работа с различными видами словарей и справочной литературой; миниисследование на базе конкретных слов. Решение эвристических задач. Этюд на лингвистическую тему. | ||
Этимологические «мифы». Занимательная этимология. | |||
Работа над презентацией: К истокам слова. | |||
Современная лексикография. «Лексикон славяно-русский и имён толкование» - от первых словарей до словарей современного русского языка. Выпуск лингвистической газеты. | Работа над материалами лингвистической газеты (написание статей, иллюстративный материал). | ||
Разновидности словарей русского языка. Толковые словари, словари синонимов, иностранных слов и др.. Переводные словари как один из способов обогащения языка новой лексикой, совершенствования словарного дела и решения различных вопросов теории языкознания. Подготовка и проведение урока – концерта по теме: «Занимательная этимология». | НРК: . Соловьёва Т.В. Словарик современного школьника: Учеб. Пособие для учащихся 5-9 классов - Челябинск: Взгляд,2005. Девятое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современной универсальной российской энциклопедии. – Москва, 2005г. Путь: словари Работа над концертной программой общешкольного уровня (разработка сценария мероприятия и подготовка к выступлению) |
Литература.
1. Александров В.Н., Александрова О.И. «ЕГЭ: Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения»- Челябинск: «Взгляд»,2012.
2.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. кл.- М.: Просвещение, 1982.
3. Григорян Л.Т. Язык мой- друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1988.
4. Откупщиков Ю В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,1986.
5. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1987
6. Речь. Речь. Речь: Кн. Для учителя./ Под ред. Т.А.Ладыженской - М.: Педагогика,1990.
7. Соловьёва Т.В. Словарик современного школьника: Учеб. Пособие для учащихся 5-9 классов - Челябинск: Взгляд,2008
8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : Пособие для учащихся – М.: Просвещение,1991.
9. Фасмер М.Этимологический словарь русского языка в 4т./ под ред. Б.А.Ларина – М.: Прогресс, 1986..
10.Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов/ П.А.Лекант, В.В.Леденёва – М: Дрофа, 2002
11. Школьный словарь иностранных слов : Пособие для учащихся / В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая и др.. Под ред. В.В.Иванова _ М.: Просвещение,1983..
12. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Составитель М.В.Панов – М.: Педагог, 1984.
13. Этимологический словарь русского языка для школьников/ сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург:У-Фактория; Владимир: ВКТ, 2008
ЦОРы.
1.Девятое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современной универсальной российской энциклопедии. – Москва, 2005г.
2.1С:Репетитор.Русский язык.
[1] Программа элективных курсов по русскому языку для учащихся 5-6 и 9 (11) классов «Словарик современного школьника», «Номинативная функция языка в аспекте углубленного изучения морфемики, словообразования, орфографии» (35 час.) утверждёна на муниципальном уровне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...
Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
Пояснительная записка ...
ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей
Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...
Материалы для кружковой работы по краеведению
Ребята знакомятся с историей родного края, его достопримечательностями и заповедными уголками, посредством экскурсий, чтения краеведческой литературы, участия на историко-краеведческих конкурсах. Боль...
Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...