методическая разработка урока по истории в 6 классе "Культура русских земель в XII-XIII веках"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Учащиеся 6 класса впервые знакомятся с историей своей страны, не считая пропедевтические знания, полученные в начальной школе, необходимо побудить интерес к истории, подвести к пониманию того, что знание истории своей страны – это шаг в будущее. Объяснить учащимся этот факт тем, что без знания прошлого нет будущего, нужно знать историю становления своей государственности. История России богата на исторические имена, богата культурными традициями. В связи с этим предоставляется возможным представить разработки тех тем, которые вызывают наибольший интерес у учащихся, помогают им понять исторические факты, способствуют позитивному настрою в изучении предмет. Урок «Культура русских земель в XII – XIII веках» достаточно сложный для восприятия в 6 классе, большой материал по теме, учащиеся начинают учиться анализу памятников культуры, давать характеристику памятникам искусства. Уроки разработаны в соответствии с возрастными особенностями учащихся 6 класса. 

Рекомендации: по данной разработке урока можно самостоятельно составить презентацию, используя Интернет-ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      тема урока: «Культура русских земель в XII – XIII веках».

Цели:

  1. образовательная – ознакомить с учащимися с особенностями русской культуры XII – XIII века, раскрыть отличительные черты культуры, знакомство с жанрами и произведениями древнерусской литературы. Дать представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве.
  2. воспитательная – пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам, чувство гордости за культурное наследие тех времён
  3. развивающая – умение работы с текстом, иллюстрациями, учится анализировать памятники культуры, используя памятники. Уметь выражать своё отношение к искусству.

тип урока: изучение нового материала

количество часов: 2 часа

оборудование: иллюстрации храмов

понятия и термины: культура, зернь, скань, филигрань, чернь                                        

                                                       

                                                             ход урока.

I. организационный момент включает подготовку учащихся к уроку, приветствие учителя и запись домашнего задания.

II. проверка домашнего задания

III. объяснение нового материла

IV. закрепление

V. домашнее задание

Вступление к новой теме:

эпиграф:

                 «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!

Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…!»

Так далёкие предки городились своей отчизной. И было чем: великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты «узорочье» - ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения, созданные в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.

Задание для учащихся: объясните, что такое культура? /обобщая ответы учащихся, учитель называет тему урока. При этом необходимо подчеркнуть, что расцвет культуры русских земель пришёлся на раздробление Древнерусского государства, что не привело к упадку культуры. Задача нашего урока в полной мере рассмотреть и изучить основные направления древнерусской культуры – литература, зодчество, живопись, художественные ремёсла.

                                                 

                                                       план темы:

  1. определение культуры
  2. особенности культуры, исторические условия развития культуры в XII – XIII веках
  3. города – центры средневековой культуры
  4. художественные ремёсла
  5. зодчество
  6. храмовое искусство
  7. литература    
  8. влияние ордынского владычества на русскую культуру.

На первом уроке изучаются первые четыре вопроса плана, на втором – остальные четыре вопроса.

Объяснение нового материала начинается с разбора понятий «материальная» и «духовная» культура, обобщая ответы, учащиеся записывают в тетрадь эти понятия и с помощью учителя дают определение «культура» - материальное и духовное развитие определённой эпохи, конкретного общества, народа.

Работа с текстом учебника – учащиеся определяют особенности культуры XII – XIII века.

Крупные культурные центры:

Великий Новгород, Владимир-на - Клязьме, Псков, Галич.

По второму вопросу плана учитель проецирует на экран таблицу и объясняет исторические условия русской культуры.

исторические условия

отличительные черты

1. господство натурального хозяйства

разобщённость основной массы населения - крестьянства

2. подъём культуры, рост городов

грамотность горожан, расцвет материальной культуры

3. развитие феодальных отношений

различие быта, одежды; зарождение культуры господствующего класса и низов

4. обособление отдельных княжеств

расцвет материальной культуры, летописания, архитектуры, живописи отдельных земель

5. господство религии в духовной жизни общества

школы и библиотеки при церквах и монастырях, культовое зодчество, иконопись

                           

Беседа с учащимися:

  • кто создавал культуру феодального общества? /горожане
  • почему горожане были передовой частью народных масс? /кругозор шире, были грамотными

Свидетельством грамотности горожан являются берестяные грамоты. Сообщение о находке берестяных грамот в Новгороде.

  • Почему берестяные грамоты пролежали столько веков и сохранились?
  • Что такое береста?

Учитель кратко рассказывает о средневековой городской школе на Руси. Можно добавить, что в это время происходило накопление научных знаний о природных явлениях: планетах, кометах, землетрясениях, бурях. Эти знания становились основой для развития науки. Большое значение имела церковная переводная литература, переводили книги по медицине, географии, ботанике.

Вывод учащиеся делают самостоятельно – города являлись центрами образования и культуры.

Переход: руками горожан, их умом и талантом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры; крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и красочные украшения.

На Руси широкое распространение получили художественные ремёсла. Одним из красивейших ремёсел является изготовление изделий из цветных и благородных металлов. В этом отношении Русь опередила Западную Европу.

Понятия, используемые при работе с иллюстрациями:

Художественные ремёсла – ремёсла, отвечающие требованиям искусства.

Зернь – украшение ювелирных изделий зёрнышками из металла.

Скань, филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой кручёной проволоки.

Чернь – сплав из серебра, меди, олова, свинца и серы. Полученный сплав превращали в порошок, которым покрывали украшаемый предмет, на котором предварительно вырезали узор. При обжиге чернь расплавляли и заполняли углубление рисунка.

Вывод: город – центр ремесла.

                                       

Мы продолжаем тему урока «Культура русских земель в XII – XIII веках».

Вступление к пятому пункту плана: среди ремесленников были искусные градостроители. До наших дней сохранились каменные постройки. Архитектурные сооружения являются памятниками материальной культуры и произведениями искусства.

Учащиеся работают с иллюстрациями учебника, можно показать презентацию «православные храмы России», приходят к выводу: главными архитектурными постройками того времени были храмы. Все постройки вели русские мастера. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам.

                                              Новгородская земля

- храмы строились одноглавыми и небольшими.

- церкви были построены в Новгороде, Пскове.

- на Ладоге церковь святого Георгия.

Храмы просты, выразительны, хорошо вписывались в окружающий пейзаж.

                                       Владимиро-Суздальская земля

- храмы строились подчёркнуто торжественными и отличались пышностью.

- в г. Владимире-на - Клязьме возведён Успенский собор.

- на реке Нерли возведён храм Покрова Богородицы – небольшая, однокупольная церковь – «поэма из камня».

Для понимания красоты средневековых сооружений необходимо научиться их анализировать.

                                           Памятка для анализа архитектуры

  1. как называется и где находится памятник?
  2. к какому периоду относится его создание?
  3. назначение сооружения
  4. описание архитектурных деталей, указание стиля памятника
  5. ваше отношение к нему?

                              Анализ характеристики церкви Покрова на Нерли

рассматривается  учащимися совместно с учителем. Вводится и анализ архитектурных деталей:

  1. шлемовидный купол
  2. барабан
  3. закомары – полукруг, который завершает стены
  4. пилястры
  5. аркатурный пояс
  6. апсиды – выступы (их 3).

Учащиеся ведут запись данных терминов, рисуют архитектурные детали.

Переход: не только храмовое зодчество поражало своей красотой, но и храмовое искусство тоже было предметом гордости и восхищения мастеров того времени.

Запись в тетрадь понятия «икона» - живописное изображение Бога и святых, предмет поклонения верующих.

«канон» - строгие правила.

Представление репродукций икон, мозаик, фресок XII – XIII века. В писании икон существует канон. Но каждый русский мастер-иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны.

Переход: с принятием христианства на Руси, развитием письменности и грамотности зародилось русское летописание. С XII века начался новый период в истории русского летописания. В каждом крупном княжестве велись летописи.

Учитель проецирует на экран таблицу и читает учащимся.

                                                        Особенности летописей.

Владимиро-Суздальская летопись

новгородская летопись

  • отражались интересы местных князей.
  • Поощрялись их стремления быть первыми на Руси.
  • История княжества рассматривалась как продолжение истории Древнерусского государства.
  • Владимирские князья представлялись как преемники князей киевских
  • Отсутствует фигура князя или находится на заднем плане.
  • Подробно описываются события городской жизни.

Происходит зарождение древнерусской литературы. Появляются новые жанры, популярным был жанр – поучение. Самое знаменитое «Поучение детям « Владимира Мономаха содержало требование соблюдения христианской морали.

Учащиеся работают с документом на странице 136-137 и с помощью учителя формируют нравственные ценности, которые нужно соблюдать:

- чтить старших;

- жить правильно, помогать обездоленным;

- соблюдать законы.

- традиции государственные и семейные;

- выполнять честно воинский долг, не уклоняться от службы.

Вопрос для учащихся – применимы ли эти требования для современной жизни?

В произведениях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника поднимаются вопросы о княжеской власти. Автор – сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя называл «честью и милостью».

Переход: совершенным творением древнерусской литературы предстаёт «Слово о полку Игореве» неизвестного автора.

Представление учащимся иллюстрации картины «Поход Игоря» Н. Рериха и небольшой рассказ о произведении. В основе рассказа учителя должна быть подчёркнута идея единства Русской земли, прекращении распрей между князьями. Автор ставит вопросы:

- почему князь Игорь потерпел поражение?

- почему Русь стала терпеть поражения?

Работа с документом из «Слова о полку Игореве» на странице 138. Организация беседы с учащимися о внутреннем противостоянии Руси из-за ордынского ига.

Переход к 8 пункту плана: русское летописание ставило важнейший вопрос для Руси – укрепление единства Древнерусского государства. В условиях ордынского владычества непросто оказалось сохранить самобытность и красоту русской культуры, было потеряно многое.

Работа учащихся с текстом учебника на странице 135-136 и отвечают на вопрос – в чём сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры? /учащиеся перечисляют, что было потеряно,

Вывод: в период феодальной раздробленности проявился расцвет русской культуры, который был прерван нашествием монголо-татар, но именно культура демонстрировала идею единства Русской земли.  

 

 Закрепление нового материала.

 

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII-XIII ВЕКАХ.

презентация для учащихся 6 классов...

Культура русских земель в XII-XIII веках"

По горизонтали3. Мигрирующие люди (народ)4. Автором этого произведения является Данил Заточников6. Как называлась точная наука?7. Главная причина страданий Русского народа8. Его отчество Святославович...

Методическая разработка урока по Истории Ставрополья "Освоение Северо-Кавказских земель. Создание Азово-Моздокской линии"

Использование регионального компонента в изучении истории способствует совершенствованию воспитательного потенциала образовательного процесса. Данный урок раскрывает роль строительства Азово-Моздокско...