Петербург – город на Неве (секреты художественного слова).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок  русского языка ( развитие речи)  по ФГОС в 6 классе( УМК Е. Быстровой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_peterburg.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зубко Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Митрофановская СОШ

Воронежской области

                                                                              Технологическая карта учебного занятия

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Петербург – город на Неве (секреты художественного слова).

Количество часов

1 час

Цель урока

Организовать условия и среду, комфортную для развития речи учащихся,  обобщения  и систематизации знания о художественном стиле речи.

Задачи урока

Обучающие:  определение функций художественного стиля, роли выразительных средств в нем.

Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать. Пробудить внутреннюю мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Воспитательные: воспитание правил говорения; повышение уровня познавательного интереса к  изучению русского языка; формирование у учащихся представления  о здоровом образе жизни, стойкого неприятия вредных привычек.

Тип урока:

урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, подготовка к сочинению-описанию в художественном стиле

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предметные результаты

1)систематизация и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках развития речи; умение применять знания о тексте;

2)совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей;

3) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;

4)обучать  навыкам культуры речи и речевого общения;

5)обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:

- учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;

- определить систему языковых средств, использованных в тексте;

1)развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;                                                 2)развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;                     3)эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д.          4)развивать творческие возможности школьников. Включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой будут их сочинения.

5)развивать умение использовать знания по истории города на уроках русского языка.

1)формировать нравственные представления учащихся; формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём.

2)повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

3)воспитывать уважительное и бережное отношение к своему городу, к людям, живущим в нём, к памятникам архитектуры;

Решаемые учебные проблемы

Закрепление имеющихся знаний по теории литературы, развитию речи; развитие понятий: текст, типы речи, стили речи; формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся; диалог о Петербурге.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Микроцель этапа урока

Ход занятия

Деятельность учащихся

Комментарии

I. Организационный этап

Цель:

Включение в деятельность

Учитель приветствует учащихся

 

II. Элемент неожиданности.

Цель:

определение содержательных рамок урока

Учитель выставляет на стол макет корабля – что это?

Вы правы: изготовив в Воронеже корабли и спустив их в воды Невы, Слайд 1

Петр принимает решение: Городу быть!

Символ  этот парит над Санкт - Петербургом в любое время года, во всякий час дня и ночи, в дымке тумана, снежных вихрях и дождевых струях – этот  золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства.

Сколько восторженных слов, поэтических строк написано о Петербурге.

Ученики  назовут и Воронеж,  и Петербург, и ПетраI

V. Выразительное чтение наизусть (или аудиозапись)

Цель: Выразительное чтение

Слайд 2

Люблю тебя, Петра творенье…

Это Пушкин, ребята! Александр Сергеевич Пушкин! Отрывок из поэмы «Медный всадник», с которой вы непременно познакомитесь на уроках литературы.

Читает заранее подготовленная ученица

Постановка цели и задач урока.

Этот кораблик будет символом и нашего урока!

Слайд 3 .   Тема  урока «Секреты художественного слова».

III. Словарная работа

Изобразить

Романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы, басни Художественность,  Образность,

Эмоциональность

Средства выразительности речи

 

Мы будем описывать  фотоиллюстрацию.

Вставляют буквы, затем объясняют правописание, показывая результаты магнитными карточками

IV. Проблемный диалог.

Цель: Обогащение активного и пассивного словаря

Как думаете: в каком стиле это сделать лучше всего?

А попробуйте, используя словарный диктант,  дать определение художественного стиля?  

- Он помогает создать художественные образы, без которых нельзя написать рассказ, повесть, стихотворение. 

- Создавая художественные образы, автор воздействует на читателя – учит нас быть добрыми, отзывчивыми, любить природу, чувствовать красоту родного языка. 

- Чтобы сильнее воздействовать на читателя, сделать произведение ярким, выразительным, автор использует средства выразительности, например метафоры

Дети рассказывают о художественном стиле

VI. Повторение теории литературы(художественно-выразительные средства)

Цель: Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Начнем с повторения теории - Индивидуальные задания (на компьютере) получают 2 человека: определить художественно-выразительные средства в строчках о городе на Неве.

1. Санкт-Петербург - гранитный город… (Эпитет.)

2. Звезды падают с неба

К миллиону миллион.

(Гипербола.)

3. Всюду бело и пусто,

Снегом все замело,

И так весело-грустно…  (Оксюморон.)

4. Где небосвод давно распорот

Адмиралтейскою иглой! (Метафора.)

5. Два факела, как две звезды,

Горят, чтоб освещались волны

Моей сверкающей Невы (Сравнение.)

 Проект-рассказ «Моя встреча с Петербургом»

Записывают ответы

 

Два ученика готовятся представить свой проект-рассказ

VII. Определение художественно-выразительных средств.

Цель: Систематизация знаний о выразительных средствах речи

В это время каждая группа выполняет одно из этих заданий и  находит свои примеры из строк стихотворений.

Ответы по карточкам

Группы дают ответ и приводят свои примеры.

VIII . Физкультминутка  

Цель: Забота о здоровье учащихся.

Офтальмотренажёр (в кабинете – он размещён стационарно)

Занятие проводят дежурные учащиеся

IX. Проекты «Встреча с Петербургом»

Цель: Творческий отчет по проекту

   

Проект и презентация ( по ним даются задания по группам)

1 группа – художники

2 группа – математики

3 группа – историки

4 группа – архитекторы  

Выступление заранее подготовленного ученика.

Рисуют, каким они представляют  город.

Город в цифрах.

С какими историческими событиями связано имя города.

Из пазлов строят мост

X.Ситуация неожиданности

Цель: Активизация учебной деятельности

Учитель роняет цветные карандаши (роль цветовых прилагательных в описании картины)

Дети поднимают и дают карандаш каждой группе

XI. Проблемный вопрос

Цель: Умение рассуждать и делать выводы

Какие цветовые прилагательные чаще других используются при описании картин или фотоиллюстраций.

Дети должны назвать сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета.

ХII. Творческая работа

Цель:  Развитие воображения, творческого мышления.

Умение слушать другого.

Выполняется в группах и индивидуально

  1. Первая, третья группы.

Игра "Соревнование с поэтом".

Введите в стихотворение свои художественные средства

Здесь воздух будто бы искрится,

Асфальт от листьев золотой,

А солнцу хочется умыться

Студеной невскою водой.

Еще мгновенье и потонет

Октябрьский медленный закат....

                                           С. Скаченков

  1. Вторая, четвертая группы.

Игра "Я - писатель!" Дети получают прозаический текст на карточках (с пропусками).

Нева одарила Петербург особой мощью, широким  дыханием, пространственным размахом, гордой морской душой, величественной красотой.

Выполнение творческого задания.

получают карточки со стихотворением  (с пропусками).

получают прозаический текст на карточках  (с пропусками).

ХIII. Составление рабочего материала

Цель: Умение систематизировать материал,  оформлять устную речь в письменную

Вспомнив рассказы и ответы своих товарищей, используя свои знания, подбираем рабочий материал:

Река

Город (здания)

Небо

Сфинкс

Дети записывают эпитеты, сравнения, метафоры, составляют короткие предложения,

Проговаривают из в классе.

ХIV. Задание на дом.

Цель: нацелить на выполнение творческого домашнего задания

Написать сочинение в художественном стиле

«Город на Неве» или сочинение-описание в художественном стиле иллюстрации или выполнить упражнение 52.

Дети сами выбирают задание

ХV. Рефлексия

Цель:

Подведение итогов урока, оценка своей деятельности на уроке.

Дал ли вам что-то сегодняшний урок?

Урок подошёл к концу!

Он знаний прибавил?

Ответы нашёл?

Мы стали умнее?

Мы стали дружнее?

У нас появилась мечта?

Какая?

Спасибо за урок!

Ученики высказывают свои мнения по уроку.

Подошёл?

Прибавил!

Нашёл!

Да!

Да!

Да!

Используемая литература:

  1. Г.П. Лазаренко Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / автор составитель С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2006
  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
  4. Горбачевич И.Н. Нормы современного русского языка. М., 1981.
  5.  Истрина Е.С. Нормы русского литературного языка и культура речи. М., 1948.
  6.  Костомаров В.Г. Жизнь языка. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Город на Неве заслужил и ждёт…»

Данная методическая разработка может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, методистами...

Технологическая карта урока русского языка "Секреты художественного слова".

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты художественного слова"....

« ГОРОД НАД НЕВОЙ»

Конспект занятия «Город над Невой» воспитателя Павловой Е.А. для воспитанников коррекционной школы-интерната.Цели:- Сформировать активную, всесторонне развитую личность.- Привить любовь детей к родном...

Технологическая карта урока "Город на Неве"

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, подготовка к сочинению-описанию в художественном стиле....

Методическая разработка « Город на Неве заслужил и ждёт…»

Данная методическая разработка может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, методистами...