Конспект урока - Город на Неве. («Путешествие по Санкт–Петербургу»).
план-конспект урока по географии
Конспект урока - Город на Неве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_puteshestvie_po_neve.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Город на Неве». («Путешествие по Санкт–Петербургу»).
Цель урока: познакомить учеников с достопримечательностями Санкт–Петербурга, с историей блокадного Ленинграда.
Задачи: Развивать универсальные учебные действия:
Личностные: Воспитывать патриотизм, чувство гордости за родную страну, уважение к истории своей страны.
Познавательные: Развивать речь, память, наблюдательность, внимание обучающихся.
Расширять кругозор учащихся.
Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные: Учить культурному общению учащихся (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать свою деятельность).
Оборудование: Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, всё ль у нас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
2.Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке мы путешествовали по Москве. Давайте вспомним, с какими главными достопримечательности Москвы мы познакомились? (слайды)
- Красная площадь (Слайд 1, слайд 2 - ответ)
- Кремль (Слайд 3, слайд 4 - ответ)
- Храм Христа Спасителя (Слайд 5, слайд 6 - ответ)
- Большой театр (Слайд 7, слайд 8 - ответ)
- Третьяковская галерея (Слайд 9, слайд 10 - ответ)
- - Как называются самые главные Кремлевские ворота? (Спасские) (Слайд 11)
Спасскую башню Кремля венчает красная пятиконечная звезда – это символ прошлого нашей страны, символ защиты, охраны и безопасности.
- Почему звезда красного цвета?
Красный цвет означает «красивый», «главный», «почетный», «самый дорогой», «мужество», «смелость», «великодушие»).
А теперь давайте заполним кроссворд «Москва–столица России» (Слайд 12)
- Самая большая и главная башня. (Спасская)
- Князь Юрий Долгорукий - …… города. (Основатель)
- Музей картин великих художников – Третьяковская…. (галерея).
- Из кирпича какого цвета сложены стены Московского кремля?
- Кремлевские часы. (Куранты)
- Как называется телевизионный центр в Москве? (Останкино)
- Сердце Москвы. (Кремль)
- Сувенирная улица столицы. (Арбат)
- Столица России. (Москва)
Учитель: Москва – это не только столица России, это город-герой. Это великое звание "Город воинской славы" присвоено было после войны 12 городам (Москве, Ленинграду, Сталинграду, Севастополю, Одессе, Киеву, и др.) за мужество, массовый героизм, проявленные в годы воины.
3.Самоопределение к деятельности.
В течение нескольких уроков мы совершали заочное путешествие по родной стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное занятие и побываем в одном из красивейших городов мира, расположенном на берегах реки Невы.
-Известна ли вам Северная столица России? О каком городе так говорят?
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему урока на с. ___ учебника.
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Слайд 13 – тема урока)
Открываем тетради, отступаем 4 клетки от предыдущей темы, записываем тему урока, сегодняшнее число.
4.Усвоение новых знаний.
Работая сегодня на уроке мы сможем ответить на вопросы: (Слайд 14):
1.Где находиться Санкт-Петербург?
2.На какой реке он стоит?
3.Кто был основателем этого города?
4.Сколько лет этому городу?
5.Как его ещё называют?
6.Чем особенно знаменит город?
(В конце урока должен получится рассказ)
(Санкт-Петербург - один из самых красивых городов мира. Он стоит на реке Неве. Его основал царь Пётр 1 более чем 300 лет назад.)
- Итак, ребята, город Санкт-Петербург был заложен около 300 лет назад, а точнее официально днём основания Санкт -Петербурга принято считать 16 мая 1703 года. (Слайд 15)
Удивительно красивы не только улицы и здания, но и реки, каналы, мосты Санкт–Петербурга. Особенно знамениты разводные мосты – они нужны для того, чтобы большие суда могли пройти под мостами. В Петербурге - 21 разводной мост.
(Слайд 16)
А если вы приедете в этот город, как можно узнать, как проехать, пройти к достопримечательностям? (план города) Посмотрите на него. (Слайд 17)
2) А сейчас вы узнаете, откуда начинается город Санкт-Петербург
(рассказ ученицы) (Слайд 18)
- Город Санкт-Петербург начинается с Петропавловской крепости, которая стоит на маленьком островке, окружённая Невой. Её гранитные стены отражаются в воде, а золотой шпиль устремляется высоко в небо. Её строили для защиты, главные стены этой крепости были толщиной 8 метров, а внутренние по 2 метра. Затем эту крепость стали использовать как тюрьму, ну а сейчас, как музей космонавтики, ракетной техники.
С 1873 года появилась традиция ежедневно производить холостой выстрел сигнальной пушки в полдень (в 12 часов). По этому выстрелу жители города проверяют время. (Слайд 19)
- В Санкт-Петербурге много и других достопримечательностей. Откройте учебник на стр. ____ и скажите, какие ещё есть достопримечательности.
Например, Зимний дворец, который в прошлом был резиденцией русских царей. (Слайд 20)
(Резиденция — место пребывания главы государства, правительства, посла иностранного государства). Слово в тетрадь записываем. (Слайд 21)
Записываем в тетрадях Достопримечательности Санкт – Петербурга: и по ходу урока будем их записывать, первая – Зимний дворец.
- Сейчас в нём находится один из самых крупных музеев мира — Эрмитаж.
- Дворцовая площадь (главная площадь Санкт-Петербурга. На ней стоит Зимний дворец) (Слайд 22)
Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имел высокую церковную культуру. Здесь много соборов, церквей.
-Исаакиевский собор - православный храм, расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. (Слайд 23)
- Казанский собор - это храм русской воинской славы. (Слайд 24)
Другие достопримечательности. (слайды)
Дворцовая площадь (Слайд 25)
Кунсткамера (Слайд 26)
Египетский мост очень красив и привлекает к себе туристов. А называется так, потому что сделан в древнеегипетском стиле. (Слайд 27)
Крейссер -памятник отечественного кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 г. Сейчас там музей. (Слайд 28)
Знакомство с гербом Санкт-Петербург.
- У Санкт-Петербурга как и у всех городов есть свой герб. Что такое герб? (эмблема города) (Слайд 29)
Дети рассматривают герб города.
- Что на нём изображено? (Слайд 30)
Герб города – изображен на щите красного цвета с 2 серебряными якорями, положенными крестом, и на них золотой скипетр.
Скипетр указывает на то, что город является столицей Российской империи (200лет), а якоря характеризуют его как морской и речной порт.
В Санкт-Петербурге, как и в Москве есть памятник основателю города. Как вы думаете, кому? (Слайд 31)
Ребята, а знаете ли вы историю знаменитого памятника Петру I?
Чтение учителем стр. _____
- Что интересного узнали о памятнике Петру I?
- Как называется камень, ставший подножием знаменитому памятнику Петру I? (монолит)
- Кто нашёл этот камень?
5. Физкультминутка. (Слайд 32)
Посмотри скорей вокруг!
Это город Петербург!
Вот река Нева течёт,
Солнце жаркое печёт.
Всадник Медный тут стоит,
Во все стороны глядит.
Мы по Невскому пройдём,
К Эрмитажу подойдём.
Славный город Ленинград
Красотой своей богат.
На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки. ( медленно встают)
К солнцу потянулись, ( тянутся на носочках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись. (разводят руки в сторону, ладонями вверх)
К солнышку листочки (поворачиваются вправо- влево, руки на поясе)
Повернут цветочки, (соединяют ладошки над головой)
Развернут бутоны, (раскрывают ладошки бутоны)
В солнышке утонут.
Из истории Санкт-Петербурга в годы ВОВ. (Слайд 33)
- Ребята, а знает ли кто из вас, как назывался город Санкт-Петербург раньше?
Город Санкт-Петербург с 1924-1991 гг. 20 века назывался г. Ленинградом. Этот город — город Герой.
В 1941 году с особым упорством фашисты обрушились на Ленинград, отрезали его от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.
- А знаете вы, что такое блокада?
- Блокада — окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешеним миром.
Рассказ учителем.
Не было топлива, не было электричества, вышел из строя водопровод, начался голод, люди умирали. (Слайд 34) Запасы хлеба были очень малы. Хлеб стали выдавать по карточкам 250 г на карточку рабочего и 125 г на карточку служащего и иждивенца. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. По Ленинграду ходила смерть. Но не сдавался город. (Слайд 35)
Ленинградцы соорудили баррикады, противотанковые заграждения. На случай высадки десанта по городу были расставлены пулемёты. Многие здания, мосты, заводы были заминированы. (Слайд 36)
Одновременно с оборонительными работами велись работы по сохранению исторических и культурных памятников города. Например, был обшит досками и прикрыт землёй “ Медный всадник”, закрасили маскировочной краской золочёный купол Исаакиевского собора и шпиль колокольни Петропавловской крепости и др. (Слайд 37) на заводах продолжали работать, делали боеприпасы. (Слайд 38)
Снабжение удалось наладить через Ладожское озеро. Лед Ладоги ленинградцы прозвали «дорогой жизни». Ехать по озеру было очень опасно. Гитлеровцы сбрасывали туда тысячи бомб, сыпали снаряды. Многие машины с грузом и людьми уходили под лед. Но все равно шоферы мужественно продолжали вести машины в осажденный город. Ленинградцы получали продукты, вывозили детей, обессиленных от голода. (Слайд 39)
900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. 27 января 1944 года окончательно была ликвидирована блокада, город выстоял.
Давайте послушаем стихотворение
Люди Ленинграда (чтение стихотворения ребёнком).
Люди Ленинграда,
Жертвы злой войны.
Хваткою блокады
На смерть обречены!
Хлеба не хватало
Так же, как тепла.
Сколько бомб упало,
Разрушило дома.
Люди не сдавались!
Из последних сил
С бедами сражались,
Враг их не сломил!
Закончилась ВОВ, прошло время и город на Неве стал по-прежнему красив.
Ребята, перед вами монументы героическим защитникам Ленинграда . (Слайд 40)
6. Закрепление изученного.
Перед уроком мы ставили перед собой вопросы, сможем ответить теперь на эти вопросы:
1.Где находиться Санкт-Петербург?
2.На какой реке он стоит?
3.Кто был основателем этого города?
4.Сколько лет этому городу?
5.Как его ещё называют?
6.Чем особенно знаменит город?
Проверка. Прочитайте, какой рассказ о Санкт-Петербурге у вас получился?
(Санкт-Петербург - один из самых красивых городов мира. Он стоит на реке Неве. Его основал царь Пётр 1 более чем 300 лет назад.)
Давайте проверим, как вы на уроке внимательно слушали что запомнили?
На партах у вас лежит карточка. На ней вопросы, вы должны на них ответить. На линиях записать ответ, а помогут вам слова для справок.
Викторина «Ответьте на вопросы»
- Как называется самый крупный музей мира?_______________________
- На какой реке построен город Санкт-Петербург?______________________
- Какой дворец в прошлом был резиденцией русских царей?________________________
- С какой крепости ровно в полдень раздаётся выстрел сигнальной пушки?______________________
- Назовите имя царя, который основал город Санкт-Петербург._____________________
Слова для справок: Нева, Эрмитаж, Зимний дворец, Пётр, Петропавловская.
Проверьте себя. (Слайд 41)
- Кто ответил правильно?
-Допустил ошибки?
7.Подведение итогов урока.
- Ребята, понравилось вам путешествовать по Санкт-Петербургу?
- Какие достопримечательности этого города вам особенно понравились? Что узнали о прошлом города?
Сегодня мы смогли познакомиться только с самыми основными достопримечательностями Северной столицы. Путешествие по этому уникальному городу можно продолжить, обратившись к детским журналам, энциклопедиям, материалам на электронных носителях, Интернету. Обязательно помните, что историческое и культурное наследие нашей страны необходимо сохранять для будущих потомков, будущих россиян.
8.Рефлексия:
- Оцените свою работу за урок.
- Кто поставил себе +, +-, ?
- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.
-Хорошо работали на уроке….
- Спасибо за урок.
Д/з. Стр. _______ , отв, на вопросы.(Слайд 42)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина "Математическое путешествие по Санкт-Петербургу"
Данная работа предназначена для учащихся коррекционной школы 8 вида. Урок сделан в виде путешествия по родному городу. Этот материал может использоваться на уроках и при проведении классных часов....
Тематический урок «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Данный документ содержит конспект урока по теме "Путешествие по Санкт-Петербургу". Урок был проведен в 5 классе. Дети с удовольствием принимали участие во всех заданиях....
Урок-соревнование «Путешествуя по Санкт-Петербургу».
Урок для 7 класса на тему : «Путешествуя по Санкт-Петербургу»....
План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "« Das Antlitz einer Stadt ist die Visitenkarte des Landes. (Лицо города – визитная карточка страны.) Thema: Санкт-Петербург. Достопримечательности города.»"
1. Учить чтению текста о Санкт – Петербурге с полным пониманием содержания прочитанного, извлекать нужную информацию из прочитанного и выражать свое отношение к прочитанному. У...
День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург» Открытое внеурочное мероприятие для 4-х классов «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГУ»
День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург»Открытое мероприятие для 4-х классов Внеурочная деятельность. Английский язык.«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО С...
Методическая разработка интегрированного урока-игры «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами»
Разработка представляет собой сценарий игры по станциям, каждая из которых представляет разные предметные области, на которых учащиеся 6 классов знакомятся с практической значимостью понятия "коо...
Тема урока осетинского языка в 9 кл. "Санкт-Петербург - славный город России" («Уæрæсейы цытджын горæт - Бетъырбух»)
План урока осетинского языка в 9 классе в дефференцированной группе на тему: "Санкт-Петербург - славный город России" ....