Урок развития речи в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Тема урока. Подготовка к сочинению-рассказу о народном промысле.
Цели урока:
образовательная: ознакомить учащихся с основными видами русских народных промыслов. Продолжить работу по формированию активного и потенциального словарного запаса учащихся;
развивающая: развивать умения учащихся создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи, использовать в речи синонимы, антонимы;
воспитательная: вызвать заинтересованность учащихся народным искусством, получить эмоциональный отклик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_6_klass.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока развития речи
Класс __6 -А__
Тема урока. Подготовка к сочинению-рассказу о народном промысле.
Цели урока:
образовательная: ознакомить учащихся с основными видами русских народных промыслов. Продолжить работу по формированию активного и потенциального словарного запаса учащихся;
развивающая: развивать умения учащихся создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи, использовать в речи синонимы, антонимы;
воспитательная: вызвать заинтересованность учащихся народным искусством, получить эмоциональный отклик.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний
Обратимся к значению выражения «декоративно-прикладное искусство». Что это такое? (словарь)
декоро (лат) – «украшаю»
декоративный (франц) – «украшающий, служащий для убранства, для красоты»
прикладной – имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.
-Подберите синоним к выражению «Декоративно - прикладное искусство».
(народно- художественный промысел)
- Назовите самые известные народно-художественные промыслы (Палех, Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовские подносы, Богородская резьба, Филимоновская игрушка, Матрешка, кружевоплетение, вышивка, узорное творчество, ковроделие).
- Для чего служит декоративно – прикладное искусство? (создает нужные вещи, украшает быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служит для украшения полезных вещей).
- Когда возникло декоративно – прикладное искусство? (в древние времена, когда люди научились делать вещи, возникла потребность их украсить. Но это искусство молодое, потому что оно необходимо и в современное время в жизни, быту).
III. Объяснение нового материала
-А сейчас мы с вами, ребята, отправимся в путешествие по старинным русским селам, в которых и возникли народно-художественные промыслы.
1.Жостово (подмосковное село)
Под Москвой деревня Жостово стоит,
Промысел народный очень знаменит.
На подносах жарко зацвели сады,
Солнечного лета вечные следы…
В жаркие букеты собраны цветы
Сказочно прекрасной, буйной красоты
2. Городец (Городецкая роспись) (г. Городец недалеко от Нижнего Новгорода).
Роспись, украшающая древние изделия, исполняется масляными красками, изображение орнамента, фигуры человека, птицы, коня на светлом фоне черного, синего, темно - красного, коричневого цвета.
Орнамент (лат.) – «украшение» (узор, состоящий из повторяющихся элементов.) Синонимы – узор, рисунок.
3. Хохлома. (Старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов, находится недалеко от Городца на Волге).
Хохломские краски, алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, солнечные всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Россыпь хохломская, словно колдовская.
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома!
Словарная работа:
Братина – предмет русского декоративно - прикладного искусства:
Шаровидный сосуд 16-17 вв. из дерева, меди, серебра или золота для питья на братчинных пирах) («на всю братию»)
Существовал древний обычай, который назывался братчиной. Когда нужно обсудить какое-нибудь важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали дело. К концу разговора и подавались щи или каша в особой посуде, называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок. По старому преданию, это был цветок счастья. Но цвел он только один раз в год - в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.
Хохломские изделия (посуда, шкатулки, братины, ложки) считались хорошими подарками.В качестве подарков дарили хохломские ложки. Находясь в заточении протопоп Аввакум писал своим единоверцам - отцам поморским: «Пришлите мне какой – нибудь гостинец: ковш, или ложку, или что»).Ложки изготовлялись в больших количествах: ложка у каждого была своя.
Фразеологизм «Бить баклуши» - бездельничать. Как же возник этот фразеологизм?
При изготовлении деревянных ложек мастер брал определенной величины кусок дерева – баклушу, разрубал ее на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.э. эта работа считалась легкой.
Самые трудные работы, в т.ч. и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.
(Звучит музыкальная композиция)
4. Гжель (недалеко от Москвы).
Майолика – техника многоцветной росписи по белой эмали.
Промысел Гжели связан с гончарным ремеслом. Гончарные изделия – изделия из глины (кувшины, квасники, тарелки, кружки).
5. Дымковская игрушка (близ Кирова, бывшей Вятки).
Чтение стихотворения, показ слайдов.
IV.Закрепление учебного материала.
- Ребята, произведений декоративно –прикладного искусства – великое множество, видов народного промысла – огромное количество. Рассказать обо всех сегодня нет возможности. Но вы можете найти нужную информацию в электронном издании Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. Для этого нужно:
- Открыть энциклопедию
- Нажать поиск
- Набрать ключевое слово, например «Гжель»
- Нажать «Enter» и ждать.
V. Практическая работа по развитию речи
- Обратимся к нашему сочинению.
- Определите стиль вашей работы (публицистический)
- Назовите характерные признаки этого стиля.( информативность, авторская позиция,
эмоциональное воздействие на читателя)
- Таким образом, вам надо в своей работе использовать такие языковые средства, которые показали бы ваше отношение к излагаемому и эмоционально воздействовали на читателя.
- Какие это языковые средства? (обращения, побудительные, восклицательные предложения, эпитеты, метафоры, сравнения).
Творческое задание. Подобрать художественные средства к словам.
1. Подберите эпитеты к словам рисунок, узор: удивительный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, изумительный, прекрасный, поразительный, изящный, фантастический, затейливый.
краски, роспись: яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная, разнообразная, оригинальная, колоритная.
2. Метафоры: изделие может пленить… околдовывать, обвораживать, зачаровывать.
3. Синонимы к слову художник: мастер – человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве.
Искусник (разговорное) – народное название человека, чрезвычайно искусного в чем-либо, до тонкости овладевшего тайнами какого – либо мастерства, ремесла.
Создатель, волшебник.
4. Художник создает, (дополнить синонимический ряд) рисует, творит, расписывает.
5.Наречия, которые нужны для описания последовательности действий: потом, затем, после этого, далее, вслед за этим.
VI. Подведение итогов
Беседа
1.Итак, как вы думаете, чем различаются произведения декоративно – прикладного искусства? (материалом, способом изготовления, мотивами)
2. Чем интересны произведения искусства?
В произведениях искусства, так же как и в литературе, есть понятие «художественный образ».
Каждое произведение декоративного искусства имеет свой неповторимый художественный образ.
2. Что объединяет работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства?
Работы современных мастеров декоративно – прикладного искусства объединяет то, что они владеют уникальными приемами ремесла, которое возникло давно, т.е. они сохраняют традиции национальной русской культуры.
Показ современных изделий разных промыслов.
3. А какие традиционные промыслы развивались и сохранились в Крыму?
Лозоплетение, вышивка, керамика, резьба по дереву.
VI. Рефлексия.
Любое произведение ДПИ – это народное творчество, куда вкладывается все мастерство и, конечно же, душа. Народное искусство – добрых рук мастерство добрым людям на загляденье.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Что вам больше всего понравилось?
VII. Итоги урока: выставление отметок, домашнее задание (написать сочинение о любом произведении ДПИ)
Работы учащихся 6-А класса
Сочинение-рассказ о народном промысле
Вышивка
Этот вид искусства возник давно- корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения.
Конечно, первая вышивка мало напоминает современные работы. Ведь когда-то, в старину женщины использовали для работы любые подручные средства, которые могли заменять иголку, ткань и нитки. Первые стежки женщины применяли не для украшения, а скорее с практической точки зрения – таким способом соединялись шкуры животных, которые в те далёкие времена использовали в качестве одежды. Позже они стали украшать свои одежды примитивными рисунками и орнаментами.
На сегодня существует много видов вышивки: крестиком, гладью, стежком. Это искусство распространено в одежде, аксессуарах, декоративно-прикладном искусстве. Благодаря вышивке можно выразить свои мысли.
Вышивание нередко сравнивается с магией: среди вышивальщиц бытует мнение, что рисунок в процессе работы над ним превращается в заклинание, способное изменить жизнь. Верить или нет – дело каждого человека. Но почему бы и не побробывать?!
Ульянич Виктория
Матрёшка
Знаменитая русская матрёшка появилась в Москве в 19 веке. Её создали по аналогу японской игрушки – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Эту куклу из Японии привезла помещица Мамонтова. Очень понравилась она ей. Попросила она мастера Василия Звёздочкина вырезать из дерева куклу на подобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать её на русский лад.
Матрёшек делают из высушенной древесины липы и берёзы. Обычно первой делают самую маленькую. Она может быть размером с рисовое зёрнышко. Изделие сначала грун-туют, потом расписывают, а после покрывают лаком. В 19 веке матрёшек расписывали гуашью. А теперь пользуются акварелью, акриловыми красками. Сначала расписывают лицо куклы и передник, а потом сарафан и косынку.
Матрёшка является не только символом России, но и символом крепкой семьи.
Сваагали Фииркмина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...