Урок - игра «Имя числительное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Самсонова Ирина Леонидовна

Урок - игра "Обобщение и систематизация изученного  по теме « Имя числительное»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe_6_klass.docx25.93 КБ
Файл imya_chislitelnoe.ppsx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

                          Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного  по теме « Имя числительное».

Форма: игра 

Цели.

Образовательные:

- обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить грамматические признаки числительного как части речи; закрепить умение отличать числительные от других частей речи с числовым значением; умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных.  

Развивающие:

- развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти, воображения.

  Воспитательные:  

- воспитание интереса к родному языку, внимательности, мышления, формирование самостоятельности, воспитание уважения к другим, способности к сотрудничеству.

Межпредметные связи: биология, математика, физическая культура.

Оборудование: компьютер, экран, презентация «Лаборатория Имя Числительное», карточки с заданиями, карточки с домашним заданием.

Орг. момент. Слайды 1,2

- Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Мы находимся в лаборатории « Имя числительное».

- Кто знает, что такое лаборатория? (Специальное помещение, оборудованное для проведения исследований)

 Все вы в данный момент младшие научные сотрудники лаборатории, но в течение урока некоторым из вас будут присвоены звания старших научных сотрудников, если вы будете работать без ошибок.

Сообщение цели, задач урока. Слайд 3.

- Наши друзья-биологи изучили продолжительность жизни некоторых животных, но грамотно свои наблюдения записать не могут. Они узнали, что под нашим пристальным вниманием находится Числительное.

-От них поступил заказ: составить и записать предложения по данным из таблицы о продолжительности жизни животных, правильно употребить и грамотно записать в них числительные. Чтобы выполнить поставленную перед нами задачу, нам необходимо вспомнить, какие выводы мы сделали, изучая Числительное.

Итак, что же мы о нём знаем?

Обобщение изученного материала.

Актуализация изученного материала.

- Младший научный сотрудник ________ подготовил(а) доклад о числительном как части речи. ( Слайд 4 «Числительное как часть речи»).

Закрепление изученного.  Слайд 5.

Опыт №1

- Задание: среди данных слов найдите и выпишите числительные. Где же друзья нашего пациента?

Один, столетие, четырёхугольный, восемь, семеро, шестой, пятак, удвоить, трёхэтажный, пять, десять, семицветный, шестилетний, двадцать три, десяток, трое, четырнадцать.

ПРОВЕРКА. Слайд 6.

- Почему вы выписали именно эти слова? Являются ли они друзьями нашего пациента?

Актуализация изученного.

- Младший научный сотрудник ___________ подготовил(а) доклад о строении числительных, разрядах количественных числительных.

(Слайды  7-9. «Числительные простые, сложные и составные. Разряды количественных числительных».)

Закрепление изученного.

- Сегодня ночью к нам в лабораторию проник нарушитель. В архиве он перепутал папки с количественными числительными. Давайте наведём порядок.

Опыт № 2. Слайд 10.

- Задание: распределите количественные числительные по видам.

Карточка. Напишите над числительными буквы Ц, Д, С в зависимости от того, к какому виду относится числительное.

Сто рублей, трое ножниц, пятеро друзей, одна вторая яблока, пятьсот конвертов, семеро козлят, две третьих круга, сорок градусов, одна четвёрть пирога, обе сестры.

ПРОВЕРКА.

Как вы различали числительные?

Физминутка. Слайд 11.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стул тихонько сесть.

Актуализация изученного.

- Младший научный сотрудник ________ подготовил(а) доклад о правописании числительных.  (Слайд 12 «Правописание числительных»)

Закрепление изученного.  Слайд 13.

- Сейчас мы с вами проведём эксперимент. В колбу  будут опускаться  числовые выражения, а вы должны высчитать результат и правильно записать ответ-числительное. (Дети читают числовое выражение вслух и записывают результат, объясняя правописание Ь в числительном.)

10 + 8        восемнадцать

10+1          одиннадцать

10+ 5         пятнадцать

10 * 5        пятьдесят

10 * 7        семьдесят

100 * 8      восемьсот

100 *6       шестьсот

10 * 9      девяносто

Анализ. Слайд 14.

- Теперь нам необходимо провести анализ Числительного. Анализ (по словарю В. И. Даля) - разбор, разложение целого на части. Разложим Числительное на части, таких частей у нас будет три.

- Задание: прочитайте предложение. Запишите предложение, выделите его грамматическую основу. Выпишите числительное, разберите его как часть речи, то есть сделайте его анализ.

В прошлом году в зоопарке Петербурга родились три детёныша ягуара.

- Назовите грамматическую основу предложения.

- Анализ числительного на доске выполнит младший научный сотрудник ____________.

Выполнение заказа. Слайд 15.

- Мы повторили, обобщили все сведения о нашем пациенте. Теперь можем приступать к выполнению заказа от биологов.

- Задание: составьте предложения по данным из таблицы о продолжительности жизни животных и грамотно запишите числительные.  

Возможные варианты.

1) Черепаха живёт двести - триста лет.

2) Продолжительность жизни тигра около двадцати пяти  лет.

3) Крокодил может прожить от восьмидесяти  до ста  лет.

4) Волк живёт примерно пятнадцать лет.

5) Бурый медведь в природе живет двадцать – тридцать лет.

/Чтение детьми составленных предложений./

Подведение итогов урока.

- Сегодняшнее заседание подходит к концу. Мы выполнили заказ биологов. Без ошибок справились  _______. Им присвоены звания старших научных сотрудников. Спасибо, ребята, за исследования. Нашу задачу мы выполнили.

                     (Дети сдают тетради на проверку)

Домашнее задание Слайд 16.

- Задание: ответьте письменно на заданные вопросы:

      (Вопросы вклеены каждому в тетрадь)

  1. В каком году ты родился?
  2. Сколько тебе лет?
  3. В какой школе ты учишься?
  4. Сколько ступенек перед входом в школу?
  5. В какой класс ты перейдёшь?
  6. Сколько лет твоей маме (бабушке)?
  7. Какого числа ты отвечаешь на данные вопросы?

Рефлексия. Слайд 17

Орг. конец урока. Слайд 18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» в 6 классе Учитель русского языка и литературы Самсонова Ирина Леонидовна

Слайд 3

Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, Ты с числителем будь дружен.

Слайд 5

Определи часть речи! Тройка за ответ, три товарища, сто деревьев, сотый по списку, пятиклассник , миллион , пятиэтажный дом, двое суток, столетний дуб, пятый день.

Слайд 6

Группы и разряды числительных Составить четыре словосочетания числительное + существительное с числительным пять, используя группы и разряды числительных.

Слайд 7

Будь внимателен! Есть у нас три сестрицы Вы не знаете их? Как бы мне ухитриться Рассказать о троих! У одной , что В Стрижове , Над окошком жил стриж Стричь она мастерица – Приходи к ней, малыш! У другой , что в Устрицах, Никаких устриц нет, Но за то осетрину Подают на обед. А у третьей, в Быстрице, Быстрина на реке И резвятся тритоны Но ночам на песке.

Слайд 8

В гостях у собирательных числительных 2 (мужчина); 3 (колхозница); 5 (котёнок); 4 (щипцы); 6 (ребят); 2 (очки); 3 (брюки); 4 (волчонок); 3 (ложка) На … стенах висели стенды. Держись … руками. У … ребят отличные оценки. Хорошие отношения установились между … странами. С … сторон нависали густые кроны деревьев.

Слайд 9

Исправь ошибки! В книге около девяносто страниц. В городе более девятьсот школ. По обоим сторонам дороги расстилались поля. Трое школьниц направлены на олимпиаду. Сосны живут около триста – четыреста лет.

Слайд 10

Исторический альманах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Числительное"

Урок русского языка. 5 класс. Научно - исследовательская лаборатория. Итоговый урок по теме "Числительное"...

Урок - игра «Космическое путешествие». Имя числительное (6 класс).

Урок - игра «Космическое путешествие». Имя числительное (для учащихся 6 класса)....

«Урок-игра с элементами заочного путешествия по Калужскому краю» (повторение темы «Имя числительное», 6 класс)

«Урок-игра с элементами заочного путешествия по Калужскому краю» (повторение темы «Имя числительное», 6 класс)...

Конспект урока-игры "Имя числительное"

Конспект урока-игры "Имя числительное" можно успешно использовать в конце изучения темы или в конце учебной четверти или года....

Интегрированный урок-игра "Число. Имя числительное". (математика и русский язык) 6 класс

Интегрированный урок: Число. Имя числительное. (по математике и русскому языку)...