Урок - игра «Космическое путешествие». Имя числительное (6 класс).
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Аргандеева Александра Григорьевна

Урок - игра «Космическое путешествие». Имя числительное (для учащихся 6 класса).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - игра «Космическое путешествие»

Имя числительное.

(для учащихся 6 класса)

Разработала  урок  Аргандеева А.Г.

   «Космическое путешествие» — командная игра, поэтому перед ее началом необходимо сформировать команды учащихся по 3-4 человека (3 игрока и капитан). Путешествие состоит из 6 этапов. На каждом этапе учащиеся  выполняют задания, которые оцениваются членами жюри. Баллы за выполненные задания заносятся в оценочный лист. После того как команды  пройдут все этапы, жюри подводит итоги и объявляет результаты. Учитель выставляет учащимся оценки за урок.

1. Слайды (1, 2).  В ряду десятилетий каждый год
                              Мы метим новыми космическими вехами.
                              Но помним: к звездам начался поход
                              С гагаринского русского  «Поехали!».
                                                                            
Александр Твардовский

2. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь и многое другое.

На  корабле „Восток" 12 апреля 1961 года впервые в мире советский человек Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло 52 года.  

3. Слайды с песнями о Ю. Гагарине.

4. А теперь скажите нам, почему сегодняшний урок называется «Космическое путешествие» с именем числительным? Определите цель урока.

5. Да, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, но для этого нам нужно особенно подготовиться к нему. Путешествовать мы будем по шести этапам. 

Этапы путешествия:

1. «Подготовка к полету».

2. «Взлет ракеты».

3. «Работа в открытом космосе».

4. «Стыковка кораблей».

5. «Возвращение на Землю».

6. «Адаптация космонавтов».

   Помогать в игре будет «Пункт управления полетом», наше уважаемое жюри.

     

I.  «Подготовка к полёту»

   Итак, мы начинаем подготовку к полету. Задайте вопросы командам или своим одноклассникам по изученной теме  «Имя числительное», для того, чтобы  мы совершили взлёт.

I.  Понятие о числительном.

II. Простые, сложные и составные числительные.

III. Количественные числительные.

IY. Склонение количественных числительных.

Y. Синтаксические особенности количественных числительных.  

YI.  Собирательные числительные.

YII.  Порядковые числительные.

 (Выполненные работы учащиеся сдают в «Пункт управления полетом».)

II.   «Взлёт  ракеты»        
 Итак, все команды подготовились к полету. Капитаны команд, получите ракеты! (Учитель раздает капитанам карточки-ракеты, вырезанные из картона или плотной бумаги.) Ракеты на старте. Чтобы успешно взлететь, необходимо правильно употребить имена числительные в предложениях. (Капитаны получают карточки с заданиями).
 

На  корабле „Восток" 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор прошло около 52 лет.  

     В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря - 459 метров, Азовского — 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина - 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала -1637 метров.

Звучит музыка «Волшебный полет» группы «Спейс».)

III. «Работа в открытом космосе»

    Взлет прошел успешно, наши ракеты находятся в открытом космосе. Нам предстоит прочитать текст и пересказать его. (Капитаны получают задания.)    

   Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирана, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил.

    Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

IY. «Стыковка кораблей»

Если вы успешно справитесь с заданием, то произойдет стыковка кораблей.

   Запишите зашифрованные слова:

 

 Смор1а, по2л, элекЗк, меЗка, 100л, виЗна, паЗот, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п, ари100крат.

Y. «Возвращение на Землю»

     Стыковка кораблей прошла успешно, и мы приступаем к самому ответственному этапу нашего путешествия «Возвращение на Землю». Чтобы ракеты быстро и беспрепятственно возвратились на Землю, необходимо было выполнить домашнее задание. (Подобрать скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы, в которых встречаются имена числительные).

 Показ слайдов.

YI. «Адаптация космонавтов»

  Мы успешно приземлились. Теперь нужно адаптироваться на Земле.

  Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение

    Р. Горской и Э. Барковой «Я мечтаю»:

     Я мечтаю о звездных полетах,        
    Намечаю маршруты путей.                      
    Межпланетным я стану пилотом,                              
    Только б вырасти мне поскорей.      

     Все о жизни Сатурна узнаю,
    С марсианами дружбу сведу,                  

     
По пути на Луне побываю,
    К дальним звездам дорогу найду.
    Небо синее ласково манит

                              И к бескрайним просторам зовет.

                              Знаю я, что минута настанет —

                              В дальний рейс поведу самолет.

Учащиеся в тетрадях записывают предложение.  В данных предложениях найти числительные, подчеркнуть их как члены предложения.

      Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

     Хорошо в ожидании первого вылета присесть на прохладную бетонку.

      Мы были в космосе шестеро суток.

Необходимо произвести синтаксический разбор предложения и выполнить морфологический разбор числительного. Далее запишем порядок морфологического разбора имени числительного.

I. Числительное, так как обозначает число, или количество предметов, или порядок предметов при счете; отвечает на вопрос: сколько? какой по счету? который?

II. Начальная форма (именительный падеж; для порядковых единственное число, мужской род).

Постоянные признаки: структура (простое, сложное или составное); разряд (количественное - целое или дробное; собирательное; порядковое).

Непостоянные признаки: употреблено в форме ... падежа, ... числа (если есть - у порядковых), ... рода (если есть - у порядковых).

III. Синтаксическая роль.

Разбор числительного три в предложении:

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

(А. Пушкин.)

I. Три - числительное, так как обозначает количество предметов, сколько?

II. Н. ф.-три.

Пост, пр.: простое, количественное.

Непост, пр.: употреблено в форме И. п.

III. Подлежащее.

Обращаем внимание учащихся на то, что количественные числительные вместе с существительными являются одним членом предложения («Цельные словосочетания» - см. параграф 160, В.В. Бабайцева  «Теория», с. 205).

Пример разбора числительного первого в предложении:

Хорошо в ожидании первого вылета присесть на прохладную бетонку. (Г. Титов.)

I. Первого - числительное, так как обозначает порядок предметов при счете, какого?

II. Н. ф. - первый.

Пост, пр.: простое, порядковое.

Непост, пр.: употреблено в форме И. п., ед. ч., м. рода.

III. Определение.

В конце урока жюри подводит итоги. Учитель выставляет оценки, полученные учащимися за урок, и комментирует их.

Оценочный лист

Ф.И.  ученика

«Подготовка к полету»

«Взлет ракет»

«Работа в откры-

том космосе»

«Стыков-

ка кораблей»

«Возвра-

щение на

Землю»

«Адапта-

ция кос-монав-

тов»

Итоги

Критерии

оценивания

По 5 баллов за каждое верно выполненное задание

Замечания жюри:_______________________________________________

Дополнительный материал к уроку

Из истории числительных

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок - сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

Скороговорки

1. Шесть мышат в камышах шуршат.

2. У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

3. Опять пять ребят

Нашли у пенька пять опят.

4. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

5. У тридцати трёх полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

6. Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок –

Сорок морок.

7. Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Пословицы и поговорки

  1. Семеро одного не ждут.
  2. Один в поле не воин.
  3. Одна ласточка весны не делает.
  4. Одна пчела немного мёду натаскает.
  5. Старый друг лучше новых двух.
  6. Для друга и семь вёрст не околица.
  7. Два медведя в одной берлоге не живут.
  8. У семи нянек дитя без глазу.
  9. Двое одного не ждут.
  10.  На одном месте и камень обрастает.

Сказки

За тридевять земель.

Тридевятое (тридесятое) царство.

Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках  в значении: далеко, в неведомой дали. В старинном счёте по девяткам: тридевять – двадцать семь, тридесять – тридцать.

Загадки    Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят.

    Семьдесят одежек - и все без застежек.

    Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Космическое путешествие"

Игра «Космическое путешествие»Рекомендуемый возраст участников: 9 – 11 лет.Цель: развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможностей для самореализации ребя...

Игра "Космическое путешествие" - на день космонавтики.

Игра "Космическое путешествие" - для учащихся начальной школы, посвященная Дню космонавтики. Игра по станциям. на каждой станции команда получает звездочки....

игра "Космическое путешествие"

Интегрированная естественно-научная игра "Космическое путешествие" для учащихся 9-11 классов....

Урок-игра "Космическое путешествие на планету Лингвистика"

Обобщающий урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"...

Урок-игра по русскому языку в 7 классе по теме "Космическое путешествие на планету Причастие"

Данная работа - это разработка урока-игры по русскому языку в 7 классе по теме "Космическое путешествие на планету Причастие"....

Урок-игра "Космическое путешествие"

Урок-игра "Космическое путешествие"...