Использование системно-деятельностного подхода на уроках гуманитарного цикла
статья по русскому языку на тему
Статья об использовании системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Ф. Ляховая,
МКОУ «Кизлярская гимназия №1
имени М.В. Ломоносова»,
учитель.
Использование системно-деятельностного подхода
в преподавании предметов филологического цикла
Как при довольно большом объеме программного материала и нехватке рабочего времени сделать уроки русского языка и литературы интересными, наглядными, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок? Современный темп жизни накладывает свои отпечатки на образ мыслей, поведение учащихся. Дети могут часами сидеть у компьютера, а на уроке сосредоточиться не могут, рассеянны и невнимательны. Какими мы видим школьников сейчас? Это поколение с шаблонными речевыми конструкциями, бедным лексиконом, ограниченным кругозором. Нужно коренным образом менять сложившуюся ситуацию. Обществу нужна молодежь инициативная, умеющая видеть проблему, делать выводы и находить пути ее решения.
Современные методы образования открывают перед учителем широчайшие возможности для реализации учебного процесса. Успешное внедрение новейших технологий помогает побудить учащихся к активной деятельности, самостоятельному поиску знаний. Герберт Спенсер английский философ,
социолог XIX века утверждал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Так что деятельность учителя в современной школе должна быть направлена на формирование у учеников умения действовать.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни
Деятельностный подход включает в себя психологические способности человека. Это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований
Главными целями введения этого метода являются:
- развитие интереса к предмету;
- приобретение исследовательского опыта;
- развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- получение дополнительных знаний по теме;
- развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
Построение обучения в системно-деятельностном подходе основано на принципах деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества. Все эти принципы применимы на уроках русского языка и литературы, однако ключевыми остаются принципы деятельности и творчества. В результате творческой деятельности ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности;
2. Актуализацию знаний;
3. Проблемное объяснение нового знания;
4. Первичное закрепление во внешней речи;
5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
7. Рефлексия.
На уроках русского языка целесообразно организовать работу с образцовым художественным текстом небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий.
Например, на уроке в 6 классе по теме «Словообразование имен существительных» можно провести следующее мини-исследование по текстам:
«Однажды, когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин сказал, как будто между прочим:
– Знаешь, Пятачок, а сегодня видел Слонопотама.
– Я тоже одного как-то видел, - сказал Пятачок. – По-моему, это был он. А может, и нет.
- Я тоже,- сказал Пух, недоумевая.
«Интересно, кто же это такой Слонопотам?» - подумал он.
Как, по-вашему, должен выглядеть Слонопотам? На каких животных он может быть похож?
В книге Л. Кэролла «Приключения Алисы в Зазеркалье» много интересных новых слов, придуманных автором.
Пустик-Дутик, рассказывая о подарках Короля и Королевы Белых, говорит Алисе:
- Это был мне от них невденьрождарок
- Это что такое?
-Просто-напросто подарок, который тебе преподносят не в день рождения
Каким способом образовано слово невденьрождарок?
Привлечение в процессе обучения новых, непривычных слуху и глазу слов повышает познавательную активность учащихся, вызывает повышенный интерес, помогает творчески усваивать языковые закономерности, что в конечном счете вырабатывает языковое чутье.
Очень популярны среди учеников мини-проекты. Этот вид работы можно проводить после изучения какого-либо раздела языкознания.
Мини-проект: «Уникальные морфемы в современном русском языке»
Уникальными обычно считаются такие морфемы, которые выступают только в составе одного слова. Хотя уникальные морфемы признаются далеко не всеми исследователями, сам факт наличия в ряде слов уникальных частей является бесспорным.
К уникальным можно отнести следующие суффиксы:
Дет-вор-а (дети)
Дуб-рав-а
зл-ыдень
патрон-таш
Уникальные приставки:
Му-сор, ра-дуга, ши-ворот.
Мини-проект: «Старославянские морфемы в именах существительных»
Старославянские приставки: русские приставки:
Из-, низ-, пре-, чрез- пере-, через-
Из-лить, низ-водить, пре-творять, пере-мещать, черес-чур
Чрез-мерный
Старославянские суффиксы: -стви, -знь, -чиj, -тв, -тель, -ын, -арь, -анин, --ств: цар-стви-е, жи-знь, корм-чий, моли-тв-а, учи-тель, горд-ын-я, врат-арь, горож-анин
Сложные слова: благо-, суе-, добро-, мало-: благодарность, суеверие, добропорядочность, малодушие.
Прием «Рюкзак»
Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход»
Пример: я научился определять…
Я разобрался в словообразовательных морфемах…
Для меня новым было…
Интересным мне показалось…
Я запомнил, что…
На уроках литературы целесообразно использование таких приемов технологии, как: «Встреча с героем», «Рецепт приготовления героя» (произведения, тропа, фигуры речи и т.д.), «Мудрые совы», «РАФТ», «Реклама».
При проведении социо-игрового задания РАФТ основной задачей будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Например, Онегин пишет письмо будущему поколению о жизни молодого дворянства в начале 19 века.
Прием «Мудрые совы» развивает у школьников умения анализировать текст совместно с другими учениками, вести исследовательскую работу в группе, доступно передавать информацию, самостоятельно определять направление в изучении какого-то аспекта.
При использовании Приема «Реклама» учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5-10 минут. Например, создать рекламу Серебряному веку Русской поэзии.
В 10 – 11 классе лекционный материал объемный, поэтому эффективно применение приема «Инсерт». Учащиеся читают текст, делая пометки: «v» - известная информация, «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; «-» - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к испходному тексту, цитированием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода
Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...
Реализация ФГОС и использование системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка
Выступление на семинаре учителей иностранооного языка...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
Конструкт 1 из 2 уроков по подготовке к сочинению по картине. Программа Е.А. Быстровой....
Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...
Использование технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла
Возможность использовать технологию педагогических мастерских на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования....
Мастер-класс по теме "Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества на уроках физики"
Материалы папки:1.Презентация мастер-класса2. Разработка фрагмента урока физики с использованием системно-деятельностного подхода3. Презентация к фрагменту урока...
Презентация "Опыт использования проблемно-диалогической технологии на уроках гуманитарного цикла"
ull;ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально...