Использование технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла
статья по истории на тему
Возможность использовать технологию педагогических мастерских на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_masterskie.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль технологии педагогических мастерских в повышении качества образования по предметам гуманитарного цикла.
О.В. Сафронова, МБОУСОШ №88 с УИОП, г. Воронеж
ФГОС нового поколения определяет подходы к организации учебного процесса, а именно: компетентностный и деятельностный. Поэтому если на уроке не создаются условия для вовлечения учащихся в учебную деятельность, то и не формируется интерес к предмету.
Исходя из особенностей времени, складывается система преподавания предметов гуманитарного цикла в школе.
Существенную роль в повышении качества образования на современном этапе играет применение учителем разнообразных инновационных технологий. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно- ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся.
Использование на уроках гуманитарного цикла технологии педагогических мастерских, позволяет каждому ученику овладеть необходимыми компонентами учебно-практического действия. Педагогическая мастерская появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989г. Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.
Педагогическая мастерская представляет собой форму обучения, которая создает условия для получения учеником новых знаний и нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. Важным моментом в педагогической мастерской является реализация идеи диалога, так как происходит обмен мнениями между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Происходит обмен опыта между учениками. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание и умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важным элементом процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.
Технология педагогических мастерских ориентирована на предоставление учащимся средств, позволяющих им саморазвиваться; осознать самих себя и свое место в мире; понимать других людей.
Мастерская-это оригинальный способ организации деятельности учащихся в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Преимущества группового обучения в том, что оно учит общению, умению слушать, умению признать точку зрения другого, работать сообща для достижения общей цели. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися.
В основе технологии педагогической мастерской лежат проблемные методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующей актуализации знаний. В процессе применения технологии педагогических мастерских используются методы проблемного изложения материала, создание игровых проблемных ситуаций, применения метода проектной деятельности, организации дискуссий.
Структура технологии педагогических мастерских имеет следующие элементы:
1.Индукция-создание эмоционального настроя учащихся;
2.Создание творческого продукта индивидуально или г группе (создание текста, проекта и др.);
3.Социализация (представление результатов работы- выступление, защита);
4. «Разрыв»-осознание необходимости углубления в проблему, поиск ответов, сверка знания с научным или литературным источником;
5.Промежуточная рефлексия и самокоррекция;
6.Обращение к новой информации и ее обработка;
7. Корректировка сделанного ранее вывода или создание новой версии;
8.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.
Психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению. Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй… Принципы и правила ведения мастерской позволяют не просто передать знания, а развивают мыслительную деятельность, активизируют работу каждого ученика на уроке. С помощью мастерской осуществляется принцип индивидуального обучения: на уроке успешно, активно работает каждый на том уровне, который для него возможен. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, затем совместное обсуждение, диалог – это позволяет не чувствовать себя лишним на уроке. С помощью заданий мастерской развиваются творческие способности и самостоятельность. Атмосфера мастерской, психологический комфорт позволяет каждому быть уверенным в себе, способствует росту личности ученика.
Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, не ругать, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственное, пусть даже маленький шаг вперёд.
Использование технологии педагогических мастерских возможно при проведении интегрированных уроков.
Школьный учитель часто сталкивается с проблемой, когда ученики, приходя на урок по одному предмету, не могут использовать знания, полученные на других уроках. Ведь успешное изучение школьниками одного предмета нередко зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому. Например, школьный курс русской литературы теснейшим образом связан с историей нашего государства. Или работа с компьютером связана со знанием английской языка. Все мы, конечно, понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множество других. На интегрированных уроках появляется возможность выходить за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию к изучению своего предмета
Таким образом, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Следовательно, основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире интеграции.
Интегрированные уроки предоставляют и учителю, и ученику больше возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию. Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику как к участнику процесса предъявляются следующие требования:
- Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники,
- Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации,
- Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию,
- Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других.
- Выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Большой простор для творчества учителя предоставляют предметы гуманитарного цикла. Литературные произведения, к примеру «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Полтава» А.С.Пушкина, «Воина и мир» Н.Н.Толстого, десятки и сотни других литературных произведений являются близкими для исторических дисциплин, так как отражают исторические события, происходившие в тот или иной исторический период.
Прекрасно вливаются в рассказ учителя истории стихи. К примеру, можно долго объяснять, как красив храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в честь взятия Казани по приказу Ивана Четвертого Грозного, как жесток и непредсказуем был сам царь и не вызвать особых эмоций у учащихся.
На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимодействующие в природе, связываются и в памяти человека.
Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями , межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций. Реализации всех этих задач способствует технология педагогических мастерских. Эту технологию можно применить при проведении интегрированных уроков по теме «Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Век славных рыцарей прошел...», «Реформы Петра1», «Война, твой страшный след…».
Применение технологии педагогической мастерской можно рассмотреть на примере урока истории по теме «Гражданская война».Класс делиться на три группы. Группы организуют совместную деятельность по реализации проблемных задач, вырабатывают коллективные решения, проявляют чувство самоуважения и уважения друг к другу. Учитель готовит необходимый рабочий материал для каждой группы. В ходе работы групп учащиеся анализируют документы, отрывки из воспоминаний очевидцев Гражданской войны, отрывки из произведений ( роман А. Толстого «Хождения по мукам», И. Бабель «Письмо» и др.), выполняют проблемного задание, формулируют собственное мнение по вопросам изучаемой темы.
Учитель в течение многих лет идет к вершинам мастерства. Для владения им необходимо в своем багаже иметь самые разнообразные формы работы. Так как они помогут педагогу индивидуально раскрывать и совершенствовать личность учащегося, расширять его кругозор, формировать навык оценки тех или иных исторических событий и общественных явлений в жизни общества.
Литература.
1.История.Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях/ авт.-сост. Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. -Волгоград: Учитель, 2013.-124с.
2.История.10-11 классы: технология педагогических мастерских/ авт.-сос. Т.Ю. Кудрявцева.- Волгоград: Учитель, 2012.-115с.
3. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество.- СПб: Петербургская Новая школа,2000.-110с.
Заявка
на участие
в заочной Всероссийской научно-практической конференции
«Эффективные модели обучения и инновационные технологии как средство достижения высокого качества образования по предметам филологического цикла в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
(ВОИПКиПРО 15-25 декабря 2013 года)
Ф.И.О. Сафронова Ольга Витальевна
Регион, район, населенный пункт город Воронеж
Точное название образовательного учреждения МБОУ СОШ №88 с УИОП
Должность Учитель истории
Выбранная секция Секция 2. Инновационные технологии обучения по предметам филологического цикла.
Тема выступления (статьи) Роль технологии педагогических мастерских в повышении качества образования по предметам гуманитарного цикла.
Контактный телефон 89081362018
Точный домашний адрес с индексом 394016 проспект Труда, д.27, кв.9
Форма получения сборника выступлений (лично или по почте) лично
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.
Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Обоснование выбора технологии «Педагогическая мастерская»2. Обоснование выбора тем ...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Использование технологии педагогических мастерских на уроках иностранного языка
Мастерская -одна из технологий личностно- ориентированного обучения, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка...