Программа элективного курса по русскому языку «Практическая стилистика и основы редактирования» 10 - 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района
Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ СОШ №2 на МС школы на МО учителей
_____________Ю.Г. Ярыгина Протокол №____ гуманитарного цикла от_________2014г. Протокол №________
Руководитель МС от__________2014г.
________________ Руководитель МО
________________ _________________
_________________
Рабочая учебная программа элективного курса
по русскому языку
«Практическая стилистика и основы редактирования»
10 - 11 класс
на 2014-2015 учебный год
Программу составила
Е.А. Зотова
п. Ванино
2014г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку «Практическая стилистика и основы редактирования» предусматривает углубленную подготовку уч-ся 11 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием и рассчитана на 68 часов. Программа составлена на основе Федерального компонента основного общего образования и курса Н.Г. Гольцовой «Русский язык с элементами практической стилистики», тесно связана с основным курсом обучения русскому языку.
Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку и литературе, в том числе и в формате ЕГЭ.
Цели курса:
- Расширение лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний;
- Совершенствование практических коммуникативных навыков и умений;
- Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи курса:
- Способствовать развитию письменной речи.
- Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания.
- Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
- Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные.
- Воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.
- Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Формы обучения:
- лекции, индивидуальные консультации учителя, работа в группе;
- семинарские занятия; проектно-исследовательская деятельность.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
- примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;
- высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
- лингвистические справки о происхождении терминов;
- определение новых понятий.
Методические принципы построения курса:
- нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
- избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий;
- минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
- повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением;
- выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;
Материалы для контроля:
- отрывки из художественных произведений;
- тексты;
- вопросы для обсуждения;
- тесты.
- сочинение на свободную тему.
Ожидаемый результат:
На занятиях курса «Практическая стилистика и основы редактирования» через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной части текста к другой, вводить аргументы.
Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в ВУЗе.
Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса, ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров.
Содержание курса:
Раздел 1. Лексика и стилистика
Книжная лексика. Ее разряды. Разговорная лексика. Нейтральная лексика. Стилистические синонимы. Стилистические возможности синонимов, антонимов. Профессиональная лексика. Архаизмы и неологизмы в аспекте стилистики.
Раздел 2. Фразеология и стилистика
Фразеология книжная, разговорная и нейтральная. Разновидности книжной фразеологии по их характеру ее использования в различных сферах общения. Пути пополнения русской фразеологии. Синонимия слов и фразеологических единиц.
Раздел 3. Структура и образование слова
Корневые и аффиксальные морфемы. Чередование звуков в корне. Формообразующие, словообразующие и словоформообразующие аффиксы.
Раздел 4. Морфология и стилистика
Стилистические возможности существительных, прилагательных, числительных, глагольных форм наречий. Морфология и орфография. Соответствие форм слова стилевым нормам.
Раздел 5. Синтаксис и стилистика
Роль синтаксических средств в выражении экспрессивности речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Стилистические синонимы и параллельные синтаксические конструкции.
Раздел 6. Стили речи
Функциональные стили как наиболее общие стилевые разновидности, связанные с использованием языка в разных сферах и условиях общения. Стили современного русского языка. Главная черта официально-деловой речи. Речевые клише и штампы, их закономерное появление в официально-деловых документах. Универсальные слова. Многожанровость публицистического стиля. Языковые особенности публицистического стиля. Составление деловых бумаг, информационных заметок и их редактирование.
Информационно-методическое обеспечение:
- Глебов Б.Ф. Упражнения по развитию речи.М.,1999г
- А.И.Горшков Русская словесность. «Просвещение»2001г
- Т.А.Ладыженская Развивайте дар слова.М.,1990г
- Т.М.пахнова Готовимся к экзаменам по русскому языку.
- Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9класс. М., Дрофа.2006г
- Анализ художественного текста: Сборник статей. - М., 1975.
- Китайгородская М.В, Розанова Н.Н. Речевые одежды Москвы: русская речь, №3 - 1994.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся старших классов. - М., 1982.
- Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. - М., 1976.
- Лингвистические знания - основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы. Сост. Т.А. Злобина. - М., 1985.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001.
- Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова : Кн. для внеклассного чтения. - М., 1983.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Слово и его значение. Лексические группы слов. | 1 | |
2 | Термины, номенклатурные наименования, профессионализмы. | 1 | |
3 | Фразеология. Понятие о фразеологической единице. | 1 | |
4 | Пути пополнения русской фразеологии. Синонимия слов и фразеологических единиц. | 1 | |
5 | Структура слова. Корневая морфема. | 1 | |
6 | Аффиксальные морфемы. | 1 | |
7 | Формообразующие, словообразующие и словоформообразующие аффиксы. | 1 | |
8 -9 | Орфография. Систематизация и обобщение наиболее сложных правил орфографии. | 2 | |
9 | Морфология. Склонение имен существительных. | 1 | |
10 | Склонение количественных и порядковых числительных. | 1 | |
11 | Словосочетание и предложение. | 1 | |
12 | Слова- предложения. | 1 | |
13 | Параллельные синтаксические конструкции. Вводные конструкции. | 1 | |
14 | Вставные конструкции. | 1 | |
15 | Способы связи предложений в тексте | 1 | |
16 | Лексические средства связи (антонимы, синонимы, лексические повторы) | 1 | |
17 | Стилистическая роль синонимов и антонимов | 1 | |
18 | Понятие о стиле. Функциональный стиль. | 1 | |
19 -20 | Трудные случаи пунктуации. Цитирование. (Практическая работа, пунктуационный анализ текста) | 2 | |
21 | Средства связи между частями текста способы связи в тексте | 1 | |
22 | Выделение микротем в тексте | 1 | |
23 | Содержание исходного текста. | 1 | |
24 | Лингвистический анализ текста. | 1 | |
25 - 26 | Официально-деловой стиль. Его лексические, словообразовательные и морфологический особенности. | 2 | |
27 | Синтаксический строй официально-делового стиля. Типичные ошибки, встречающиеся в официально-деловых бумагах. | 1 | |
28 - 29 | Составление деловых бумаг, информационных заметок и их редактирование | 2 | |
30 | Клише и штампы. | 1 | |
31 - 32 | Практика составления и анализ официальных документов, деловых бумаг. | 2 | |
33 | Зачетная работа по теме «Официально-деловой стиль». | 1 | |
34 - 35 | Публицистический стиль, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. | 2 | |
36 | Признаки публицистического стиля, его лексические, морфологические и синтаксические особенности. | 1 | |
37 | Средства эмоциональной выразительности публицистического стиля. | 1 | |
38 - 39 | Жанры публицистического стиля. Устное выступление, очерк, доклад. | 2 | |
40 | Выразительные средства языка. | 1 | |
41 | Стилистические фигуры | 1 | |
42 - 43 | Путевой и портретный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера. | 2 | |
44 | Портретный очерк. Составление текста. | 1 | |
45 | Проблемный очерк, особенности жанра. | 1 | |
46 | Особенности эссе как жанра публицистического стиля. | 1 | |
47 | Рецензия. Эссе. | 1 | |
48 - 49 | Культура речи и языковая норма. (Работа в группах, работа со справочной литературой). | 2 | |
50 – 51- 52 | Презентация и защита выполненных работ. | ||
53 | Контрольная работа по теме «Публицистический стиль речи» | 1 | |
54 - 55 | Работа над фактическим материалом документа. | 1 | |
56 | Корректура документов. | 1 | |
57 – 58 – 59- 60 | Р.р. Работа с текстом. Выполнение задания № 25. | 4 | |
61- 62-63-64-65 | Работа с КИМами ЕГЭ. | 5 | |
66-67-68 | Резерв | 3 | |
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"
Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ» 9 класс
Данный материал можно использовать для проведения факультативных занятий по русскому языку с обучающимися 9 класса....
Программа элективного курса по русскому языку "Практический курс речеведенья" 9 класс.
Программа элективного курса по русскому языку "Практический курс речеведенья" 9 класс. ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс
Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....
Программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 10 класс
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса и рассчитан на 35 часов. Это первая часть курса, включающая разделы по фонетике, лексике, словообразованию, орфографии и...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 11 класс
Данный элективный курс рассчитан на 35 часов и является продолжениек курса "Говорим и пишем правильно" в 10 классе. Это вторая часть курса, включающая в себя разделы "Синтаксис", "Культура речи"...
Программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность" для обучающихся 9 классов
Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Вопросы, рассматриваемые ...