Программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса и рассчитан на 35 часов. Это первая часть курса, включающая разделы по фонетике, лексике, словообразованию, орфографии и морфологии. Основной задачей данного курса является качественная подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_govorim_i_pishem_pravilno_fonetika_leksika_grammatika.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
к образовательной программе
среднего общего образования ФКГОС
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
города Калининграда
средней общеобразовательной школы № 5
утверждено
приказом от 28.08.2015г, № 55
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Говорим и пишем правильно»
в 10 классе
на 2015 -2016 учебный год
Разработана:
Свитиной Е.В, I КК
Калининград 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса составлена на основании:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Положения о профильном обучении учащихся МАОУ СОШ № 5.
- Локального акта МАОУ СОШ № 5, регламентирующего единообразие оформления и структуры рабочей программы, утвержденного директором МАОУ СОШ №5 З.А. Чуевой, пр. от 29.05.2015г, № 44
- Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год Приложение № 2
к образовательной программе основного общего образования ФКГОС
утвержденного директором МАОУ СОШ № 5 З.А. Чуевой, пр. от 28.08.2015г,№ 55;
Место курса в учебном плане:
Тип элективного курса репетиционный, включает углубление и расширение отдельных тем базовой общеобразовательной программы, задача которого углубление и расширение знаний по русскому языку.
Характеристика программы
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 35 часов. Он обеспечивает осмысление знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
- Овладение основными нормами русского литературного языка;
- Создание прочной надёжной базы орфографических навыков;
- Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- Обучение анализу текста, его интерпретации;
- Формирование языковой и лингвистической компетенций;
- Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- Развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
- Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
- Практическая часть(выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Планируемые результаты изучения курса:
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности.
Основными видами занятий являются лекционные и практические.
Для контроля текущих знаний используется рейтинговая система оценивания: зачет - незачет.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является контрольная работа: задания аналогичные заданиям ЕГЭ по русскому языку. В итоге каждый ученик получает оценку «зачтено».
Содержание курса
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия. (4 ч)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки их произношение. Согласные звуки и их произношение. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические словари и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика. (5 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление тропов. Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа.
Тема 3. Словообразование. (1 ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, безаффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую. Слова с суффиксом оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (5 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография. (19 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК/-ИК; -Н/-НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Примерное тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата |
1. | Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. | 1 | Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов. | 4.09 |
2. | Трудности фонетического анализа слов. | 1 | Фонетический анализ слов. | 11.09 |
3-4 | Орфоэпия. | 2 | Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарём. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов. | 18.09 25.09 |
5-6. | Лексика и фразеология. Особенности лексического значения слов. | 2 | Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов, паронимов | 2.10 9.10 |
7-9. | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление тропов. | 3 | Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности. | 16.10 23.10 30.10 |
10 | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. | 1 | Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. | 13.11 |
11-15. | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 5 | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи. | 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 |
17-21. | Орфография система правил правописания. Виды орфограмм в корне слова. | 5 | Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с текстами по орфографии. Исправление искаженного текста. | 25.12 15.01 22.01 29.01 05.02 |
22-24 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний. | 3 | 12.02 19.02 26.02 | |
25-26. | Правописание приставок. Трудности правописания приставок. | 2 | 4.03 11.03 | |
27-28. | Трудные случаи правописания суффиксов. | 2 | 18.03 25.03 | |
29-31. | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. | 3 | 8.04 15.04 15.04 22.04 | |
32-34. | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов. | 3 | 29.04 6.05 13.05 | |
35. | Зачетная работа | 1 | 20.05 |
Литература:
- С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Готовимся к ЕГЭ. Практикум по орфографии и пунктуации. 10 класс. М.: «Интеллект-центр», 2016
- Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: «Национальное образование», 2016
- Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Актив-тренинг. М.: «Национальное образование», 2015
- Малюшкин А.Б., Крамаренко Т.М. Русский язык. ЕГЭ. М.: «Сфера», 2014
- Дощинская Р.А., Иванов С.Л. ФИПИ. ЕГЭ - 2015. Русский язык. М.: Интеллект-центр», 2015
- Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007
- Шамшин И.В. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2012
- Шамшин И.В. Гольцова Н.Г. Русский язык в таблицах. М.: «Русское слово», 2012
Перечень информационно-методических и материально-технических условий
№ п/п | Наименование имущества | Количество |
1 | Стол учительский | 1 |
2 | Стол компьютерный | 1 |
3 | Парта двухместная | 15 |
4 | Стул ученический | 30 |
5 | Шкаф книжный | 3 |
6 | Шкафы для принадлежностей к доске | 1 |
7 | Доска фиксированная | 1 |
8 | Штора-тюль | 4 |
9 | Цветочные горшки | 21 |
10 | Умывальник | 1 |
11 | Стенды | 3 |
ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА (ТСО)
№ п/п | Наименование ТСО | Марка | Количество | По согласованию с учителем информатики |
Автоматизированное рабочее место учителя-предметника (АРМ) | 1 | |||
Мультимедийный проектор | HITACI | 1 | ||
Демонстрационный экран | 1 | |||
Многофункциональный принтер | 1 | |||
сканер |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА
№ | Название | Кол-во экз. |
Стандарт государственного образования по русскому языку и литературе | 1 | |
Программа для общеобразовательных школ по русскому языку и литературе | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Название (автор, издательство, год издания) |
1. Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.В.Вишневский и др.- М.: «Просвещение», 2005 2. Энциклопедия «Литература» - М.: «Просвещение», 1990 4.Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков "Орфографический словарь" Москва "Просвещение" 2005 5.История русской советской литературы. Издательство "Наука" Москва 1967 6 Учебный словарь синонимов русского языка / Авт. З.Е.Александрова – М.: Школа – пресс, 1998 7.Фразеологический словарь русского языка. Отв. Редактор В.Н.Телия. М.: АСТ – пресс. 2006 8.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: "Цитадель", 2002 9.Ожегов С.И. Н.Ю.Шведова Словарь русского языка: Ок.57000 слов/Под ред.чл.-корр. Российская АН М.: 1999 10. М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов русского языка» - М.: «Просвещение», 1987 11. Б.Т. Панов, А.В. Текучев « Школьный грамматико – орфографический словарь русского языка» - М.: «Просвещение», 1991 12.З.А. Потиха « Школьный словарь строения слов русского языка» - М.: «Просвещение», 1987 13. «Школьный словарь иностранных слов» под ред. Л.М.Баш- М.: «Цитадель», 2005 |
Информационные ресурсы в Интернете
www.fipi
Дидактические материалы
Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ с сайта www.fipi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»
Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 68 часов. При существующем распределении часов в Базисном учебном плане в количестве 1 часа в неделю, можно было качественно по...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 11 класс
Данный элективный курс рассчитан на 35 часов и является продолжениек курса "Говорим и пишем правильно" в 10 классе. Это вторая часть курса, включающая в себя разделы "Синтаксис", "Культура речи"...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формиров...
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....
Программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 10-11 кл.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 70 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разд...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 11 классы 2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Говорим и пишем правильно» 11 классы 2023 – 2024 учебный год...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 11 классы
Рабочая программа элективного курсапо русскому языку«Говорим и пишем правильно»11 классы...