Программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Свитина Елена Владимировна

Данный элективный курс  предназначен для обучающихся 10 класса и рассчитан на 35 часов. Это первая часть курса, включающая  разделы по  фонетике, лексике, словообразованию, орфографии и морфологии. Основной задачей данного курса является качественная подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 1

к образовательной программе

среднего  общего образования ФКГОС

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

 города Калининграда

средней общеобразовательной школы № 5

утверждено

приказом от 28.08.2015г, № 55

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Говорим и пишем правильно»

в 10 классе 

на 2015 -2016 учебный год

                                               

Разработана:    

Свитиной Е.В, I КК

Калининград 2015

 Пояснительная записка.

 Рабочая программа  элективного курса составлена на основании:

  1. Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);
  3. Положения о профильном обучении учащихся  МАОУ СОШ № 5.
  4. Локального акта МАОУ СОШ № 5, регламентирующего единообразие оформления и структуры рабочей программы, утвержденного директором МАОУ СОШ №5 З.А. Чуевой, пр.  от  29.05.2015г, № 44
  5. Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год Приложение № 2

к образовательной программе основного общего образования ФКГОС

утвержденного директором МАОУ СОШ № 5 З.А. Чуевой, пр. от 28.08.2015г,№ 55;

Место курса в учебном плане:

Тип элективного курса репетиционный, включает углубление и расширение отдельных тем базовой общеобразовательной программы, задача которого углубление и расширение знаний по русскому языку.

Характеристика программы

Предлагаемый курс предназначен для учащихся  10 классов и рассчитан на 35 часов. Он обеспечивает осмысление знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

  • Овладение основными нормами русского литературного языка;
  • Создание прочной надёжной базы орфографических навыков;
  • Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
  • Обучение анализу текста, его интерпретации;
  • Формирование языковой и лингвистической компетенций;
  • Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • Развитие ассоциативного мышления учащихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
  2. Практическая часть(выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных  правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Планируемые результаты изучения курса:

        Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом  (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности.

Основными видами занятий  являются лекционные и практические.

Для контроля текущих знаний используется рейтинговая система оценивания: зачет - незачет.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является контрольная работа: задания аналогичные заданиям ЕГЭ по русскому языку. В итоге каждый ученик получает оценку «зачтено».

Содержание курса

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия.  (4 ч)

        

        Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки их произношение.  Согласные звуки и их произношение.  Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические словари  и другие словари,  имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика. (5 ч)

        Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление тропов.  Лексическое значение слова:  прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа.

Тема 3. Словообразование. (1 ч)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, безаффиксный,  сложение, переход из одной части речи в другую. Слова с суффиксом оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 4. Морфология (5 ч)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография.  (19 ч)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание  Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК/-ИК; -Н/-НН в словах различных частей речи.  Правописание  Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Примерное тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды деятельности

Дата

1.

Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке.

1

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов.

4.09

2.

Трудности фонетического анализа слов.

1

Фонетический анализ слов.

11.09

3-4

Орфоэпия.

2

Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарём. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.

18.09

25.09

5-6.

Лексика и фразеология. Особенности лексического значения слов.

2

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов, паронимов

2.10

9.10

7-9.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление тропов.

3

Лексический анализ текстов.  Использование средств художественной выразительности.

16.10

23.10

30.10

10

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.

1

Сопоставительный анализ слов.

Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем.

13.11

11-15.

Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

5

Различение самостоятельных и служебных частей речи.

Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи.

20.11

27.11

4.12

11.12

18.12

17-21.

Орфография система правил правописания.  Виды орфограмм в корне  слова.

5

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с текстами по орфографии. Исправление искаженного текста.

25.12

15.01

22.01

29.01

05.02

22-24

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний.

3

12.02

19.02

26.02

25-26.

Правописание приставок. Трудности правописания приставок.

2

4.03

11.03

27-28.

Трудные случаи правописания суффиксов.

2

18.03

25.03

29-31.

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

3

8.04

15.04

15.04

22.04

32-34.

Трудности при слитном, дефисном и раздельном  написании слов.

3

29.04

6.05

13.05

35.

Зачетная работа

1

20.05

        Литература:

  1. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Готовимся к ЕГЭ. Практикум по орфографии и пунктуации. 10 класс. М.: «Интеллект-центр», 2016
  2. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: «Национальное образование», 2016
  3. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Актив-тренинг. М.: «Национальное образование», 2015
  4. Малюшкин А.Б., Крамаренко Т.М. Русский язык. ЕГЭ. М.: «Сфера», 2014
  5. Дощинская Р.А., Иванов С.Л.  ФИПИ. ЕГЭ - 2015. Русский язык. М.: Интеллект-центр», 2015
  6. Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007
  7. Шамшин И.В. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2012
  8. Шамшин И.В. Гольцова Н.Г. Русский язык в таблицах. М.: «Русское слово», 2012

Перечень информационно-методических и материально-технических  условий

№ п/п

Наименование имущества

Количество

1

Стол учительский

1

2

Стол компьютерный

1

3

Парта  двухместная

15

4

Стул ученический

30

5

Шкаф книжный

3

6

Шкафы для принадлежностей к доске

1

7

Доска фиксированная

1

8

Штора-тюль

4

9

Цветочные горшки

21

10

Умывальник

1

11

Стенды

3

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА (ТСО)

№ п/п

Наименование ТСО

Марка

Количество

По согласованию с учителем информатики

Автоматизированное рабочее место учителя-предметника (АРМ)

1

Мультимедийный проектор

HITACI

1

Демонстрационный экран

1

Многофункциональный принтер

1

сканер

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА

Название

Кол-во экз.

Стандарт государственного образования по русскому языку и литературе

1

Программа для общеобразовательных школ по русскому языку и литературе

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Название (автор, издательство, год издания)

1. Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.В.Вишневский и др.- М.: «Просвещение», 2005

2. Энциклопедия «Литература» - М.: «Просвещение», 1990

4.Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков "Орфографический словарь" Москва "Просвещение" 2005

5.История русской советской литературы. Издательство "Наука" Москва 1967

6 Учебный словарь синонимов русского языка / Авт. З.Е.Александрова – М.: Школа – пресс, 1998

7.Фразеологический словарь русского языка.  Отв. Редактор В.Н.Телия. М.: АСТ – пресс. 2006

8.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: "Цитадель", 2002

9.Ожегов С.И. Н.Ю.Шведова Словарь русского языка: Ок.57000 слов/Под ред.чл.-корр.  Российская АН М.: 1999

10. М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов русского языка» - М.: «Просвещение», 1987

11. Б.Т. Панов, А.В. Текучев « Школьный грамматико – орфографический словарь русского языка» - М.: «Просвещение», 1991

12.З.А. Потиха « Школьный словарь строения слов русского языка» - М.: «Просвещение», 1987

13. «Школьный словарь иностранных слов» под ред. Л.М.Баш- М.: «Цитадель», 2005

Информационные ресурсы в Интернете

www.wikippedia.ru

www.slovari.ru

www.gramota.ru

www.feb-web.ru

www.fipi

rus.1september.ru

www.openclass.ru

 Дидактические материалы

Дидактический материал по русскому языку для подготовки к  ЕГЭ с сайта www.fipi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 68 часов. При существующем распределении часов в Базисном учебном плане в количестве 1 часа в неделю, можно было качественно по...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 11 класс

Данный элективный курс рассчитан на 35 часов и является продолжениек курса "Говорим и пишем правильно"  в 10 классе. Это вторая часть курса, включающая в себя разделы "Синтаксис", "Культура речи"...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".

Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формиров...

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....

Программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 10-11 кл.

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 70 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разд...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 11 классы 2023 – 2024 учебный год

Рабочая программа элективного курса  по русскому языку«Говорим и пишем правильно» 11 классы  2023 – 2024 учебный год...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 11 классы

Рабочая программа элективного курсапо русскому языку«Говорим и пишем правильно»11 классы...