Повторительно-обобщающий урок по теме «Деепричастие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Чинянина Светлана Владимировна

Урок проводится в форме семинара. Предварительно ученики получили вопросы к семинару. Подготовительная работа шла в группах, учитель консультировал детей.

Вопросы к семинару:

1.      Вопрос о месте деепричастия в системе частей речи. Мнения лингвистов о деепричастии. Роль деепричастий в тексте.

2.      Деепричастный оборот. Место деепричастного оборота в предложении. Интонация предложений с деепричастным оборотом.

3.      Деепричастный оборот-фразеологизм: его роль в предложении, случаи употребления в речи.

4.      Ошибки, связанные с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

5.      Система правил и орфограмм деепричастия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deeprichastie_-_obobshchenie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Деепричастие»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Цели урока:

        Уметь:  

  1. распознавать деепричастия по суффиксам и значению,
  2. отличать деепричастие от других частей речи,
  3. правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять их, исправлять ошибки.

Ход урока.

Урок проводится в форме семинара. Предварительно ученики получили вопросы к семинару. Подготовительная работа шла в группах, учитель консультировал детей.

Вопросы к семинару:

  1. Вопрос о месте деепричастия в системе частей речи. Мнения лингвистов о деепричастии. Роль деепричастий в тексте.
  2. Деепричастный оборот. Место деепричастного оборота в предложении. Интонация предложений с деепричастным оборотом.
  3. Деепричастный оборот-фразеологизм: его роль в предложении, случаи употребления в речи.
  4. Ошибки, связанные с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи.
  5. Система правил и орфограмм деепричастия

         I.  Выступления групп – сообщения учащихся.

  1. Практические задания
  1. Сопоставительный анализ   текстов (с деепричастиями и без них)

     

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый  отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отголоски гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.

(М. Лермонтов. Герой нашего времени)

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый  отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озарял постепенно крутые отголоски гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы,   как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствовали и пугались приближения дня.

  1. Выборочное письмо.

Задание: выпишите словосочетания с деепричастиями; выделите суффиксы деепричастий; определите вид.

Ударивший ночью, размышляя об экзамене, прикоснувшийся к губам, очарованный картиной, заросший пруд, упираясь рукой, быстро проснувшись, бегая в спортзале, выучив урок, блестя на солнце, засучив рукава, отреагировать немедля, обидеть сгоряча,  благодаря большому урожаю.

- Назовите  слова по своей форме напоминающие деепричастия. (благодаря, немедля, сгоряча – эти слова образованы от деепричастий, но не деепричастия, т.к. не имеют значение добавочного действия)

- Назовите фразеологизм (засучив рукава).

- В предложении вы будете выделять запятыми фразеологизм? (нет, т.к. данное словосочетание является неделимым и имеет значение признака действия)

        

                   3. Анализ предложений с допущенными ошибками в употреблении деепричастий. Редакторская правка.

1) Поднимаясь, он быстро подошел к окну.

(нарушение в выборе деепричастия нес. вида вместо деепричастия  совершенного вида)

2) Вася, вспомнив о забытом мяче, и отправился за ним.

(нарушение в определении синтаксической роли деепричастия: сказуемое  вместо обстоятельства)

3)Прижав куклу к груди, слезы навернулись на ее глаза. 

(потеря связи между глаголом, обозначающим основное действие предмета, и деепричастием, обозначающим добавочное действие к основному; в данном случае основное действие совершает один предмет, а добавочное - другой)

Подведение итогов.

  1. Проверочная работа (тестирование).

         Вариант 1.

  1. Выдели в каждом столбике деепричастие:

а) указание                    г) умывшись                        ж) подбираемый

б) указав                        д) умывавшийся                  з) подбирая

в) указать                       е) умыт                                 и) подбиравший

  1. Определи глагол, от которого нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:

а) видеть                 г) прятать

б) вертеть               д) бегать

в) плясать

  1. Раскрой скобки. Найди «третий лишний»

а) (не)взлюбив, (не)доумевая, (не)посмотрев

              б)  (не)говоря, (не)делая, (не)хотел

              в)  (не)улыбаясь, (не)улыбающийся, (не)улыбнувшись

              г) (не)навидел, (не)годовал, (не)понимал

  1.  Выбери предложения, в которых  допущены пунктуационные ошибки; исправь их.

а) Не страшась меня близко садились, громко распевали лесные птички.

б) Лежа на берегу ручья, я смотрю в небо.

в) Сплошные тучи покрывали все небо и свистя, и вздрагивая, ветер быстро гнал их.

г) Явился Филипп и, ни с кем не говоря ни слова и не извинившись, направился в комнату отца.

д) Андрей бежал по коридору, сломя голову.

е) Ребята слушали экскурсовода затаив дыхание.

  1. Укажи предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов:

А) Сидя у окна, бабушка сматывала шерсть в клубок.

Б) Открывая дверь, она тихонько скрипнула.

В) Очутившись на Красной площади, взоры невольно обращаются к Успенскому собору.

Исправь ошибки и запиши предложения.

Вариант 2.

  1. Выдели в каждом столбике деепричастие:

а) закрыт                    г) изложение                      ж) работавший

б) закрывшийся          д) изложив                           з) работая

в) закрыв                     е) изложить                        и) проработка

  1. Определи глагол, от которого нельзя образовать деепричастие совершенного вида:

а) подпрыгнуть                г) бросить

б) взлететь                      д) заметить

в) катать

  1. Раскрой скобки. Найди «третий лишний»

а) (не)почувствовал, (не)просмотрел, (не)думая

              б)  (не)понимая, (не)понимавший, (не)поняв

              в)  (не)годуя, (не)взлюбив, (не)стерпев

              г) (не)навидел, (не)принимал, (не)доумевал

  1. Выбери предложения, в которых  допущены пунктуационные ошибки; исправь их.

а) Не доехав до города версты три, он слез с телеги и пошел пешком.

б) Никита взял шляпу и сейчас же не ожидая рассвета отправился в уезд.

в) не сказав ни одного слова, Павел собрал деньги на дорогу и отправился в родной город.

г) Он долго молчал явно недосказывая чего-то, и хмурился.

д) Упорно тренируясь школьники готовились к соревнованиям.

е) Мальчики, заметив опечатку в книге, исправили ее.

  1. Укажи предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов:

А) Сидя у окна, бабушка сматывала шерсть в клубок.

Б) Открывая дверь, она тихонько скрипнула.

В) Очутившись на Красной площади, взоры невольно обращаются к Успенскому собору.

Исправь ошибки и запиши предложения.

                     

  1.   Домашнее задание.

   Повторить изученное по теме «Деепричастие». Повторить порядок синтаксического разбора предложения, морфологического разбора причастия и деепричастия.

Упр. 281


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Деепричастие и причастие"

Урок для учащихся 6 класса по обобщению материала после изучения глагольных форм. Преподавание ведётся по программе и учебнику Львовой....

Урок по теме "Деепричастие"

Обобщающий урок по теме "Деепричастие"....

Урок по теме "Деепричастие"

Обобщающий урок по теме "Деепричастие" в 7 классе....

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....