Повторительно-обобщающий урок по теме «Деепричастие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок проводится в форме семинара. Предварительно ученики получили вопросы к семинару. Подготовительная работа шла в группах, учитель консультировал детей.
Вопросы к семинару:
1. Вопрос о месте деепричастия в системе частей речи. Мнения лингвистов о деепричастии. Роль деепричастий в тексте.
2. Деепричастный оборот. Место деепричастного оборота в предложении. Интонация предложений с деепричастным оборотом.
3. Деепричастный оборот-фразеологизм: его роль в предложении, случаи употребления в речи.
4. Ошибки, связанные с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи.
5. Система правил и орфограмм деепричастия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie_-_obobshchenie.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок по теме «Деепричастие»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цели урока:
Уметь:
- распознавать деепричастия по суффиксам и значению,
- отличать деепричастие от других частей речи,
- правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять их, исправлять ошибки.
Ход урока.
Урок проводится в форме семинара. Предварительно ученики получили вопросы к семинару. Подготовительная работа шла в группах, учитель консультировал детей.
Вопросы к семинару:
- Вопрос о месте деепричастия в системе частей речи. Мнения лингвистов о деепричастии. Роль деепричастий в тексте.
- Деепричастный оборот. Место деепричастного оборота в предложении. Интонация предложений с деепричастным оборотом.
- Деепричастный оборот-фразеологизм: его роль в предложении, случаи употребления в речи.
- Ошибки, связанные с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи.
- Система правил и орфограмм деепричастия
I. Выступления групп – сообщения учащихся.
- Практические задания
- Сопоставительный анализ текстов (с деепричастиями и без них)
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отголоски гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. (М. Лермонтов. Герой нашего времени) | Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озарял постепенно крутые отголоски гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствовали и пугались приближения дня. |
- Выборочное письмо.
Задание: выпишите словосочетания с деепричастиями; выделите суффиксы деепричастий; определите вид.
Ударивший ночью, размышляя об экзамене, прикоснувшийся к губам, очарованный картиной, заросший пруд, упираясь рукой, быстро проснувшись, бегая в спортзале, выучив урок, блестя на солнце, засучив рукава, отреагировать немедля, обидеть сгоряча, благодаря большому урожаю.
- Назовите слова по своей форме напоминающие деепричастия. (благодаря, немедля, сгоряча – эти слова образованы от деепричастий, но не деепричастия, т.к. не имеют значение добавочного действия)
- Назовите фразеологизм (засучив рукава).
- В предложении вы будете выделять запятыми фразеологизм? (нет, т.к. данное словосочетание является неделимым и имеет значение признака действия)
3. Анализ предложений с допущенными ошибками в употреблении деепричастий. Редакторская правка.
1) Поднимаясь, он быстро подошел к окну.
(нарушение в выборе деепричастия нес. вида вместо деепричастия совершенного вида)
2) Вася, вспомнив о забытом мяче, и отправился за ним.
(нарушение в определении синтаксической роли деепричастия: сказуемое вместо обстоятельства)
3)Прижав куклу к груди, слезы навернулись на ее глаза.
(потеря связи между глаголом, обозначающим основное действие предмета, и деепричастием, обозначающим добавочное действие к основному; в данном случае основное действие совершает один предмет, а добавочное - другой)
Подведение итогов.
- Проверочная работа (тестирование).
Вариант 1.
- Выдели в каждом столбике деепричастие:
а) указание г) умывшись ж) подбираемый
б) указав д) умывавшийся з) подбирая
в) указать е) умыт и) подбиравший
- Определи глагол, от которого нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
а) видеть г) прятать
б) вертеть д) бегать
в) плясать
- Раскрой скобки. Найди «третий лишний»
а) (не)взлюбив, (не)доумевая, (не)посмотрев
б) (не)говоря, (не)делая, (не)хотел
в) (не)улыбаясь, (не)улыбающийся, (не)улыбнувшись
г) (не)навидел, (не)годовал, (не)понимал
- Выбери предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки; исправь их.
а) Не страшась меня близко садились, громко распевали лесные птички.
б) Лежа на берегу ручья, я смотрю в небо.
в) Сплошные тучи покрывали все небо и свистя, и вздрагивая, ветер быстро гнал их.
г) Явился Филипп и, ни с кем не говоря ни слова и не извинившись, направился в комнату отца.
д) Андрей бежал по коридору, сломя голову.
е) Ребята слушали экскурсовода затаив дыхание.
- Укажи предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
А) Сидя у окна, бабушка сматывала шерсть в клубок.
Б) Открывая дверь, она тихонько скрипнула.
В) Очутившись на Красной площади, взоры невольно обращаются к Успенскому собору.
Исправь ошибки и запиши предложения.
Вариант 2.
- Выдели в каждом столбике деепричастие:
а) закрыт г) изложение ж) работавший
б) закрывшийся д) изложив з) работая
в) закрыв е) изложить и) проработка
- Определи глагол, от которого нельзя образовать деепричастие совершенного вида:
а) подпрыгнуть г) бросить
б) взлететь д) заметить
в) катать
- Раскрой скобки. Найди «третий лишний»
а) (не)почувствовал, (не)просмотрел, (не)думая
б) (не)понимая, (не)понимавший, (не)поняв
в) (не)годуя, (не)взлюбив, (не)стерпев
г) (не)навидел, (не)принимал, (не)доумевал
- Выбери предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки; исправь их.
а) Не доехав до города версты три, он слез с телеги и пошел пешком.
б) Никита взял шляпу и сейчас же не ожидая рассвета отправился в уезд.
в) не сказав ни одного слова, Павел собрал деньги на дорогу и отправился в родной город.
г) Он долго молчал явно недосказывая чего-то, и хмурился.
д) Упорно тренируясь школьники готовились к соревнованиям.
е) Мальчики, заметив опечатку в книге, исправили ее.
- Укажи предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
А) Сидя у окна, бабушка сматывала шерсть в клубок.
Б) Открывая дверь, она тихонько скрипнула.
В) Очутившись на Красной площади, взоры невольно обращаются к Успенскому собору.
Исправь ошибки и запиши предложения.
- Домашнее задание.
Повторить изученное по теме «Деепричастие». Повторить порядок синтаксического разбора предложения, морфологического разбора причастия и деепричастия.
Упр. 281
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Деепричастие и причастие"
Урок для учащихся 6 класса по обобщению материала после изучения глагольных форм. Преподавание ведётся по программе и учебнику Львовой....
Урок по теме "Деепричастие"
Обобщающий урок по теме "Деепричастие"....
Урок по теме "Деепричастие"
Обобщающий урок по теме "Деепричастие" в 7 классе....
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс
Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....