Урок по теме:"Глагол"с применением технологии критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок по теме:"Глагол" с применением технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse_primenenie_tekhnologii_kriticheskogo_myshleniya.docx | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык - 6 класс. Учитель высшей категории: Тарасова Альмира Рафаиловна
Урок составлен с применением технологии критического мышления
Тема урока: Глагол как часть речи.
Цели урока: повторение и углубление знаний о глаголе, формирование умения употреблять глаголы в речи; развитие критического мышления.
Ход урока:
- Слово учителя. Фронтальный опрос по разделам языка.
Назовите основные разделы языка.
Мы продолжаем говорить о морфологии: разделе языка, который изучает части речи.
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - одна из частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам (глагол).
Открываем тетради и записываем тему урока.
- Стадия вызова.
Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, полученные в 5 классе. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучали о глаголе. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске: « Вызываю вас на мысль…». Итак, составляем кластер (созвездие, пучок) о глаголе в тетради. ( Работа 2 мин)
Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
Совершенный несоверешенный вид .
спряжение: 1 и 2. .
что делать?
что сделать?----обозн.действ. ----------- глагол------------ время(настоящее, будущее (лицо и число)
прошедшее (число и род)
явл. сказуемым
3.Прием «Корзина»
Работа в парах.
- Время уже истекло. Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Но ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Теперь назовите по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом не повторяя ранее сказанного. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель (прикрепляет листочки с ответами к корзине) записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
4. Работа с текстом. НРК. (Текст по творчеству Е.Рочева)
Ребята, мы вспомнили сведения о глаголе, которые были изучены в 5 классе. Итак, глагол – это…
Глаголы бывают двух видов…
Глаголы изменяются…
Синтаксическая роль глагола…
Какое место занимает глагол по частотности употребления в речи? (Статистика) Выступление учащегося.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. Н.В. Гоголь писал, например: «Найти верный глагол для фразы - это значит дать движения фразе».
«Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая светлая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначения глагола - выражать само действие!» - это слова русского писателя А. Югова. А вот мнение нашего современника Ю. Бондарева: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы в глаголе, ибо глагол - это действенность характера».
Лингвистами глагол выделяется как самая сложная и емкая часть речи, с помощью которой можно описать жизнь в ее движении, развитии. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу неодинаковая роль. Так, в официальном стиле - примерно 6% глаголов, в научном - около 10%. Самым частым является глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.
В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста - глаголы.
Закрепим наши знания на практике. Перед вами лежит листок с предложениями. Прочитайте его внимательно про себя. Вслух.
Осторожна и бо..злива весна в этом году в тундр(и,е). ( Не)может она ра(з,с)топить глубокие сугробы. Вот важенка пр..бл…жает…ся к гнезду в котором сидит серая куропатка. (С,з)гон…т она наверное птицу ра(з,с)руш…т гнездо. . А заботливое со..нце поднялось уже на высоту больш… дерева. Загустел птичий звон в небе и т…шина ноч(и,е) отступила перед этой музыкой.
(По Е.Рочеву)
Прочитали, а теперь в тетради запишите номера высказываний (верных и неверных). Верите ли вы, что…
- Текст состоит из одного предложения
- Он состоит из нескольких любых предложений.
- Он состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически.
- В тексте несколько частей.
- В тексте одна часть.
- Текст обязательно должен иметь заголовок.
- Текст не всегда имеет заголовок
- Предложения объединены одной темой.
Ответы:
В Не В
3,5,7,8 1,2,4,6
Проведение физкультминутки. Как мы здороваемся.
Вы, европейцы, здороваетесь за руку.
Вы, индийцы, здороваетесь, сложив ладони у лица.
Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном.
Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами.
Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая.
Продолжаем работу с текстом.
- Придумайте нашему тексту заголовок. (Весна в тундре) Иллюстрация.
- Какие непонятные слова здесь встретились.( Важенка- это олениха).
2. Списать, объяснить пропущенные орфограммы, знаки препинания.
3.Разобрать последнее предложение, дать характеристику.
4.Найти глаголы, определить вид, время, спряжение. В чем особенность глагола растопить? Разберите его по составу. (Это глагол в неопределенной форме). Что означает этот термин? (Такие глаголы не имеют ни лица, ни числа, ни времени) По-другому называют инфинитив.
5. Определите тип речи. ( Описание-боязлива, осторожна, глубокие, птичий)
6. Стиль. (Художественный). Докажите. Какие изобразительно-выразительные средства используются автором? (олицетворения,эпитеты, метафора)
7.Выпишите из текста словосочетание приближается птица. Сделайте частичный фонетический разбор этих слов: приближае[ца], пти[ца].
Что мы слышим на конце этих слов? Какой раздел науки о языке мы должны знать, чтобы правильно написать эти слова? (Морфологию).
Води[ца] (сущ.) струи[ца] (гл.).
Закрепление темы правописание –тся, ться в глаголах упр. 458.
9.Прием «толстых» и «тонких» вопросов. Итак, подведем итоги.
Глагол –это самостоятельная часть речи? Да
Что обозначает? Действие предмета.
На какие вопросы отвечает? Что делать? Что сделать?
У глагола 2 вида? Да.
Сколько времен у глагола? Три.
Он спрягается? Да
У глагола можно определить падеж? Нет
Чем является в предложении? Чаще всего сказуемым.
10. Рефлексия. Составление синквейна по теме урока.
Вспомним! Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1 строчка- имя существительное
2 строчка-надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строчка- записываются 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строчка-размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение. Это может быть крылатое выражение.
5 строчка-это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Пример синквейна:
Глагол
Разный, важный
Действует, обозначает, спрягается.
Устами младенца глаголет истина.
Грамотность.
Глагол
Необходимый, подвижный
Действует, обозначает, спрягается.
Назначения глагола - выражать само действие!
(Глагол - это действенность характера)
Учение.
11. Домашнее задание. Упр.457.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока в 8 классе по теме «Окружающая среда» c применением технологии критического мышления.
План- конспект урока в 8 классе по теме: «Окружающая среда»c применением технологии критического мышления....
Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»
Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...
Урок с применением технологии критического мышления по теме "Профессии" в 6 классе.
Технологическая карта урока...
Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"
Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. У...
(Урок с применением технологии критического мышления) Класс: 7б - класс Тема: Разложение многочленов на множители с помощью различных способов
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2Мосенкова Л.А.Предмет: алгебра (Урок с применением технологии критического мышления)Класс: 7б - клас...
Разработка урока по теме "Ветер" с применением технологии критического мышления. География. 6 класс
Урок спланирован в технологии критического мышления,,где в структуре урока выделяются три стадии. Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия по данной теме....
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления...