Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный конспект урока можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов:"Словообразование" и "Имя прилагательное". Здесь используются разные формы работы и ставятся цели для достижения отличных резьтатов. На уроке присутствуют словарная работа, синтаксически разбор предложения, морфологический рабор прилагательного, работа по выявлению продуктивных способов образования слов, лексический анализ слова, объяснительный диктант, тематический тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.

Цели: - продолжать работу по образованию прилагательных,

выявить продуктивные способы словообразования прилагательных, производить морфологический, синтаксический и лексический анализы слов и предложений, работать над орфограммами и правильным написанием слов;

- работать  над орфоэпическими нормами;

- воспитывать любовь к родному языку:

- развивать речь, мышление, логику, внимание.

Оборудование: записи на доске, учебник, карточки, тетради.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного.

  1. Словарный диктант.

Забираешься в лесную глушь, слышишь волчий вой, производит тягостное гнетущее впечатление, видит «лохмотья жалкой нищеты», плавает на белоснежном теплоходе, , смотришь на изнеможенное лицо, тащат тяжелую расшиву, обильным урожаем, с серебряными искорками, ранним зимним утром.

  1. Морфологический разбор прилагательных.

В зимнем (уборе) – прилагательное, н.ф.зимний, относительное, м.р., П.п, ед.ч., определение.

Птичьим (пением) – прилагательное, н.ф.птичий, притяжательное, ср.р, Т.п., ед.ч, определение.

Веселую (картину) – прилагательное, н.ф.веселый, качественное, в полной форме, ж.р., В.п., ед.ч., определение.

  1. Лексическая минутка.

Подобрать по одному прилагательному трех разрядов к существительным:

Пение           (радостное, лесное, птичье)

Игра              (веселая, детская, Вовина)

Мяч               (красивый, резиновый, сестрицын)

Воротник     (пушистый, лисий, мамин)

Часы              ( новые, серебряные, отцовы)

  1. Синтаксический разбор.  

Яркое зимнее солнце распускает свои лучи по тяжелым от снега веткам, под ногами поскрипывает снежок.

III. Изучение нового материала.

Наблюдения за новым материалом.

- Какие способы образования существительных вам известны?

На доске записаны слова. Определите способ образования каждого из них.

Партизанский, бесшумная, светловолосый.

- Какие части речи здесь представлены?

- Какими способами образуются прилагательные?

- Какие способы словообразования свойственны прилагательным, а какие  - нет?
IV. Закрепление  изученного.

1) Образовать прилагательные от следующих существительных:

пионер, торжество, информация, грусть, село, дерево, сталь, серебро, лес, масса.

- Каким способом были образованы эти прилагательные?

2) Определите от каких слов и каким способом образованы прилагательные:

Безграмотный ученик, беззвучная походка, пречудесный голос, приамурский кедр, рассудительный человек, неверный ответ, нечеткий почерк.

3) Образуйте прилагательные путем сложения.

 Карие глаза, черные волосы, железная дорога, сельское хозяйство.

(кареглазый, черноволосый, железнодорожный, сельскохозяйственный).

4)Образовать прилагательные от существительных с предлогом:

Мотор без шума, яблоко без вкуса, взгляд без радости, ночь без звезд и без луны, человек без хитрости, поступок без смысла, герой без страха, путник без приюта, небо без облаков.

5)Объяснительный диктант.

Путешественники (при)ближались к (при)балтийскому санаторию. Кругом расстилались (без)брежные просторы (пре)красных полей, встречались (при)городные сады, (при)усадебные участки, (пре)огромные заводы.

(При)дорожная трава ярко блестела на солнце капельками росы. Слева от шоссе росли (пре)лестные кусты жасмина. Справа уже начинался (при)санаторный парк. Вскоре машина въехала в ворота и остановилась на широкой аллее.

6)Тематический тест.

1. Какое из слов является прилагательным?

а) выбор

б) казаться

в) вкусные

г) ласково

2. Какое из прилагательных является притяжательным?

а) красивый

б) куницын

в) оловянный

г) ветреный

3. Какое из прилагательных является качественным?

а) близки

б) птичьи

в) Васины

г) городской

4.  Какое из прилагательных является относительным?

а) обычный

б) точный

в) резкий

г) местный

5. Какое из прилагательных образовано сложением?

а) золотой

б) древнерусский

в) нужный

г) сложный

6.  Какое из прилагательных образовано суффиксальным способом?

а) морской

б) бездомный

в) бестолковый

г) безрадостный

7. Какое из прилагательных образовано приставочным способом?

а) ненужный

б) лесной

в) городской

г) деревянный

8. Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в следующем предложении: Как хороши и свежи были розы?

а) подлежащее

б) обстоятельство

в) определение

г) сказуемое

9. Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в следующем предложении: Неуклюжий медвежонок пробежал по площадке?

а) определение

б) подлежащее

в) дополнение

г) обстоятельство

10. Какая морфологическая характеристика прилагательного является верной?

а) молодого- прилаг., притяж., ед.ч, м.р., Р.п., определение

б) светлых – прилаг., качеств, в полной форме, мн.ч, Р.п., определение

в) с веселым – прилаг., относит., ед.ч., Т.п., м.р., опредение

 г) по снежному - прилаг., притяж., ед.ч, м.р., Р.п., определение

V. Домашнее задание.

Параграфы 40, 41, упр. 297, 303.

VI. Подведение итогов.

- Что мы сегодня изучали на уроке?

- Как образуются прилагательные?

- Какова роль прилагательных в речи?

Объявление оценок.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...