Урок русского языка для 5 класса. Тема: Способы образования имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Желиба Татьяна Ивановна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_5klass_urok.doc61 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_5_kl_russk_yaz.ppt519.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 5 класса. ФГОС.

Тема: Способы образования имён существительных.

Цель: вспомнить основные способы словообразования имён существительных.

Тип урока:  урок обобщения и углубления изученного.

Материально-техническое обеспечение: учебник, ПК, проектор, презентация.

Виды деятельности: На основе обобщения сведений об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имён существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присоединении к исходной части слова словообразующей морфемы.

Формы обучения

Методы

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Работа в парах, коллективная, самостоятельная.

Системно-деятельностный, практический, метод оценивания.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:  Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Пользоваться разными видами чтения, извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (сведения в таблицу, на основе таблицы составлять текст).

научиться определять способ образования имён существительных. Выявлять словообразующие возможности суффиксов имён существительных, классифицировать суффиксы имён существительных по значению, определять особенности синонимии морфем.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Языковая разминка.

Запись под диктовку предложения:

МОРОЗ СКОВАЛ ПРУД.

1.Синтаксический разбор предложения с целью объяснение значения подлежащего и дополнения. Составление схемы предложения:

 [=  – ---].

2. Словарный диктант «Наоборот».

– Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:

1) диалог (монолог);

2) исчезать (появляться);

3) оптимизм (пессимизм);

4) прекрасный (безобразный);

5) рассвет (закат);

6) расставаться (встретиться).

– Обменяйтесь тетрадями и сравните с вариантом на доске

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

3. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. На доске записано несколько ключевых слов темы прошлого урока:

Имя существительное, лексическое значение…

Учитель просит дополнить список.

Затем два ученика воспроизводят схему «Лексическое значение имён существительных», а два других приводят примеры разных значений имён существительных (домашняя подготовка).

2. Мини­блиц 

– Закончите предложения:

1) Имена существительные имеют разные лексические значения, которые объединяет общее грамматическое значение … (предмет).

2) Слово бег обозначает действие, но является именем существительным, так как … (отвечает на вопрос что?).

3) Имена существительные относятся к … (мужскому, женскому или среднему роду), а изменяются по … и … (по числам и падежам).

4) В предложении Я хорошо играю на скрипке имя существительное выступает в роли… (дополнения).

Познавательные УУД

1. Владеть навыками аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать текст на основе таблицы).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

4. Введение в тему с постановкой цели урока.

– Друзья! Моя задача такова-

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

(П.Чесноков)

– Что нужно знать, чтобы верно определять морфемы? (Надо знать, как слово образовано, каким способом.)

– Сформулируйте тему урока применительно к имени существительному.

– Предположите, какие могут быть цели урока. (Научиться определять способ образования имён существительных, образовывать имена существительные разными способами.)

Регулятивные УУД

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.

5. Постановка проблемы урока

Презентация. Слайды.

6. Обобщение, углубление и систематизация изученного.

1. Обсуждение в парах на основе вопросов «Вспоминаем то, что знаем».

Составление рассказа­сообщения об известных морфемах и способах словообразования имён существительных. (Оформляют материал в виде схемы или таблицы на отдельных листах.)

2. Проверка ответов проводится с помощью последующих упражнений.

– Что нужно сделать, чтобы установить способ словообразования? (Найти слово, от которого образовано данное, т.е. его производящую основу.)

- Перечислите остальные способы образования имён существительных.

3. ФИЗМИНУТКА

4. Сказка

Как-то на одну волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и они решили на ней поселиться. Только расположились, как вдруг появились хозяева – … (корни). Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Пошли туда работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали … (новые слова). Суффиксы ик, ушк, оньк, еньк, ец, иц, чик были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали … (уменьшительное или ласкательное значение). Например: домик, бабушка, берёзонька, сестрица, братец. А вот суффикс ищ любил всё большое, например, кота он превращал в … (котище), дом в … (домище). Но каждый суффикс нужен, так как выполняет очень важную работу – … (образует новые слова). 

– Это удивительно интересная работа, ребята. Попробуйте и вы ею заняться! А поможет вам в этом

СЛОВАРИК ЗНАЧЕНИЯ МОРФЕМ

5. От данных слов образуйте существительные с указанным значениями, выбирая нужные суффикс. Запишите получившиеся слова.

А) Признак, свойство (-ость, -ств, -от, -изн): дерзкий, робкий, щедрый, коварный, чистый, жёлтый.

Б) Действие, состояние (-ни, -ени, -отн, -б): рисовать, сочетать, толковать, хранить, посетить, бегать, косить, резать.

3. Запишите слова, соответствующие указанным моделям. Какой частью речи будут эти слова?

Корень, суффикс -ушк-, окончание –а;

Корень, суффикс –ость-, окончание нулевое.

4. Запишите по два существительных, образованных с помощью указанных суффиксов:

-ени(е): поселение…

-от(а): краснота…

-ок: прыжок…

-изн(а): новизна…

Познавательные УУД

1. Анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему).

3. Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

7. Рефлексия

1. – Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

2. Оцените себя по алгоритму самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

8. Домашнее задание

1. Выучить ключевые слова урока.

2. Выполнить упражнение № 703.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Советская средняя общеобразовательная школа Купинского района Урок русского языка 5 класс Тема: Способы образования имён существительных Желиба Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Определяем проблему урока Определите, каким способом образовано слово побелка . Выберите правильный ответ. Почему? побелка суффиксальный побелка приставочный побелка приставочно-суффиксальный

Слайд 3

Ищем, от какого слова может быть образовано слово побелка. побелка белый белить побелить ? ? ? Дайте толкование значения этого слова через ближайшее однокоренное (производящее). Что обозначает слово побелка – предмет, признак, действие? Побелка – действие от глагола побелить

Слайд 4

Соотнесите производное слово и производящее . побелка – действие по глаголу побелить . Способ образования – суффиксальный.

Слайд 5

Открываем новые знания Поработайте в парах. Сравните слова в столбиках. ходьба – ходить разведка – разведать бег – бежать заход – заходить Что обозначают имена существительные в каждой паре? Что общего у имён существительных в 1-м и во 2-м столбике? А в чём различие между ними? ходьба разведка выделение бег_ заход_ обмен_

Слайд 6

Открываем новые знания Продолжите наблюдение. Какое значение имеют суффиксы имён существительных в 1-м столбике? А как «выражено» это значение у существительных во 2-м столбике? Суффиксы у имён существительных могут быть нулевыми ходьба – ходить разведка – разведать бег_ – бежать заход_ – заходить бег Ø заход Ø

Слайд 7

Обобщаем наблюдения Как вы поняли, что такое бессуффиксный способ образования? Какие имена существительные могут быть образованы бессуффиксным способом? Выберите существительные, образованные бессуффиксным способом. дружба друг клёв глушь испуг степь глушь испуг клёв

Слайд 8

Делаем вывод Способы образования имён существительных. Суффиксальный способ. Бессуффиксный способ. Приставочный способ. Приставочно-суффиксальный способ. Сложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Способы образования глагола"

Урок обобщения и углубления изученного, развития умений на основе УМК Образовательной  системы «Школа 2100». Соответствует ФГОС ООО.  Цели урока представлены как деятельность...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Род несклоняемых имён существительных"

Презентация к уроку "Род несклоняемых имён существительных" . Учебник "Русский язык. 6 класс.  Авторы: Рыбченкова, Александрова, Загоровская....

Урок русского языка в 5 классе "Три склонения имён существительных"

Урок русского языка в 5 классе "Три склонения имён существительных"...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...